
Мы смотрим кино, чтобы радоваться за героя-победителя и пережить множество эмоций. Хочется посмотреть интересную историю, которая бы не только развлекала, но и давала возможность увидеть свою проблему с разных точек зрения глазами режиссёра и оператора. Иногда во время просмотра фильма приходит решение очень личной проблемы.
Идея любого фильма о Учителе заключается в том, чтобы средствами кинематографа создать такой образ действительности, где есть не только противоборство добра и зла, но и область решений с массой вариантов ответа на основные вопросы педагогики. В хорошем фильме ты даже не сразу догадаешься – кто кого тут воспитывает и образовывает. В моей подборке — фильмы, которые вы, возможно, уже посмотрели, просто потому что они вышли не вчера. В нескольких фильмах авторы сценария – сами учителя.
«Звёздочки на Земле», Индия, 2007
Сценарий написал Амоле Гупте, фильм поставил Аамир Хан.
Во внешнем мире царит беспощадный и бездушный хаос. В этой суматохе каждый стремится вырастить успешное потомство… Пятерки с минусом, пятерки, пятерки с плюсом… всё остальное – провал, не иначе! Боже… как только вдумаешься! У каждого ребенка свои возможности, желания и мечты! Но нет, каждый палец нужно вытянуть до указательного, пока он не сломается.
Мир маленького Ишана полон волшебных красок, которые видят только он. Восьмилетний Ишан — нескладный и неуклюжий ребенок. Ему сложно запомнить даже несколько букв. Жизнь его не сахарная, но самые большие несчастья начинаются после того, как родной отец ставит на нем крест и отправляет в закрытую школу-интернат с суровой дисциплиной.
Короткий сюжет не передаёт внутреннего напряжения главного героя, отличающегося от других. Он подобен натянутой струне, на грани разрыва. Яркие краски (Индия!), прекрасная операторская работа и сильные актеры, в том числе маленький мальчик. Как всегда – невероятно обаятельный Аамир Хан, который не только актер, но и режиссер фильма. Несколько советов для родителей, которые, подобно отцу мальчика Ишана, упрямо живут в своих мечтах вместо того, чтобы увидеть своего ребенка.
«Ключ без права передачи», Россия, 1976
Динара Асанова поставила фильм по сценарию Владимира Полонского.
Марина Максимовна, по Вашей милости я попал в затруднительное положение и должен задать Вам несколько вопросов. Можно ли обидеть человека, зная заранее, что умнее, талантливее и современнее его? – Можно! – И Вы понимаете, что сейчас обидели людей? – Обидела! – Я… не знаю, Марина Максимовна, но офицерам запрещено обсуждать других офицеров при солдатах. Даже косвенно, ведь существует профессиональная этика.
В фильме нет ни одного случайного кадра. Прекрасные метафоры возникают везде, где останавливается взгляд. Видеоряд сразу узнаваем как что-то родное и привычное – операторы Дмитрий Долинин и Юрий Векслер ранее снимали культовые «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Сегодня благодаря цифровым технологиям съемки в новых фильмах мы привыкли видеть на экране мельчайшие детали, но зачастую это всего лишь антураж, «шум». Динара Асанова и ее операторы используют детали по-другому, они позаботились о том, чтобы у нас не шумело в голове, а наоборот, все стало яснее ясного. «Ключ…» до сих пор смотришь на одном дыхании. Фильм имеет бонус – документальная вставка: Булат Окуджава, Давид Самойлов и Белла Ахмадуллина читают стихи о Пушкине. Песня Окуджавы, которую режиссер сделала лейтмотивом этой истории, я думаю, проживет еще лет сто. Сценарий написал великолепный, лёгкий и глубокий писатель и сценарист Георгий Полонский, который на заре своей карьеры трудился в школе учителем.
«Учитель года / School of Life», США, 2003
Поставил фильм Уильям Дир по сценарию Джонатана Канна.
«Волнение, муки, смятение – вечные спутники нашей учебы.
Не давали нам покоя все эти годы, доставая в лабораториях, на уроках, в классе.
Хитрые уродливые рожицы преследовали нас повсюду, и наконец, мы вырываемся из их тесных объятий. Но впереди нас ждет не менее коварная дорога, в конце которой видится мрачная перспектива стать постоянными клиентами психотерапевтов после неизбежных нервных стрессов и обмороков во время обучения в старших классах. С чем я вас всех поздравляю. Удачи!»
В начальной школе Фолбрук появился новый учитель – мистер Ди. Его играет Райан Рейнольдс («Предложение», «Погребенный заживо»). Через неделю после начала учебного года традиционные методы преподавания были забыты благодаря ему и его системе, которая оказывает сильное воздействие на всех учеников: дети покидают другие уроки, чтобы посещать уроки мистера Ди, а учителя нервничают и стараются сделать свои занятия более интересными.
Фильм о соперничестве двух педагогических систем в конкурсе «Учитель года». В центре сюжета — тема конкуренции как мотивирующего фактора, поскольку все участники любят детей и стремятся лучше преподать свой предмет. Классический подход постепенно уступает место урокам мистера Ди, построенным на игровой педагогике. Тема смерти, затронутая в начале (похороны директора), переходит в рефрен мистера Ди «Сколько у нас времени? – Не так много…», что лично мне кажется удачным решением: мотивация может появиться откуда угодно.
«Человек эпохи Возрождения / Renaissance Man», США, 1994
Режиссура — Пенни Маршалл, сценарий — Джим Бернштейн.
-Mister Rеgo, о чем вы будете нам рассказывать?
– Хороший вопрос! Кто-нибудь знает?
– Может, как искать работу?
Хорошо… Давайте начнем с практики речи. Почитайте что-нибудь вслух.
— Но… я здесь книг не замечаю. Видите ли Вы их, а я — нет.
Хорошо, тогда пишите. Объясните, ради чего пришли.
– Нам велели сюда прийти!
– Нет. Говорю о волшебном повороте событий, который заставил отправиться в это убежище глупцов.
– Что?!
– Напишите, почему вы пришли в армию!»
Дени де Вито отлично играет любую роль, в этой истории его подопечные – солдаты военного городка. Он ищет, где пережить кризис существования, а солдаты просто несут службу хуже остальных. Не такие сообразительные, не такие быстрые как весь полк. В конце обучения им сдавать экзамен, и далеко не все офицеры уверены, что уроки Шекспира помогут стать умнее, быстрее, сильнее. Возникает конфликт «в верхах», но мистер Рэго не собирается сдаваться. Его работа постепенно становится делом всей жизни, а армия – родным домом.
Социологи утверждают, что представители разных культурных групп никогда не смогут прийти к соглашению, однако попытки налаживать взаимопонимание непременно должны предприниматься, чтобы избежать войн. Система бесплатного образования направлена не только на предоставление знаний и профессиональных навыков всем без исключения, но и на смешение культурных слоев, ассимиляцию чуждых элементов до их полного растворения в новой среде обитания с пользой для этой среды. Об этом также и кино.
«Общество мёртвых поэтов», США, 1989.
Постановка режиссера Петра Уира по сценарию Тома Шульмана.
«Традиция, честь, дисциплина, совершенство!»
Мистер Китинг (Робин Уильямс) — новый учитель английской литературы и словесности в школе Вэлтон. Несмотря на то, что об его появлении в школе не сказано прямо, причины понятны: он сам окончил её с отличием, несколько лет преподавал в Лондоне и вернулся в родную школу с намерением дать детям то, чего ему когда-то не хватало. Он так ненавидит конформизм и занудство, что на одном из первых уроков разрешает (нет, заставляет!) ученикам вырвать страницы предисловия из учебников. В школе Вэлтон процветает двойной стандарт во всем: от базовых ценностей, указанных на знаменах («Традиция», «Честь», «Дисциплина», «Совершенство»), до самих учеников, которые называют школу не Вэлтон, а Hellton (адская) со всеми вытекающими. Родители в восторге и выкладывают владельцам школы огромные деньги, ведь её выпускники почти все поступают в университеты «Лиги Плюща», а дети растут в условиях среднего интерната, где их прессуют и унижают.
Названием фильма обозначено реальное имя учебного заведения, и зритель об этом узнаёт мгновенно. Всё живое и привлекательное в этой школе погибает мучительной смертью, а сам мистер Киттинг – исключение, доказывающее эту печальную истину.
«Училка», Россия, 2015
Алексей А. Петрухин поставил фильм по сценарию, написанному им и Екатериной Асмус.
Каждый день я вынужден находиться в этом классе среди глупцов, хулиганов и лентяев. Девочкам всё равно, главное, чтобы их трогали негодяи из нашего класса.
— Зубрила, оборзела, что ли?
…и мне приходится терпеть унизительное мычание голодных козлов, которое вы извлекаете у доски! И это вместо того, чтобы учиться, выполнять то, от чего зависит вся моя дальнейшая судьба!.. Но сегодня я заставлю вас проявить уважение.
В классе внезапно появился пистолет, и каждый, кто брал его в руки, чувствовал себя хозяином положения. Однако власть без внутренней опоры и нравственных принципов — сомнительная основа.
Фильм о том, что авторитет учителя рушится на глазах, миллениалы главенствуют, потому что быстрее родителей осваивают новые способы потребления, умело их применяют, что позволяет относиться к другим свысока.
Они такие современные — и, кажется, совсем не нуждаются в обычном уроке истории. Развития сюжета здесь нет, это фильм-плакат, резкий крик, а не задушевный разговор. В критической точке рядом с детьми оказалась Училка, которую они воспринимают как необходимое зло. Но на самом деле это человек, Педагог, который их не бросил в трудной ситуации и развернул ее так, чтобы каждый получил свой урок. Какую цену это стоило, и можно было по-другому – это другой вопрос.
Алексей А. Петрухин завершает съемки фильма «Училка 2. Испытание».
«Учитель на замену», США, 2011
Тони Кэй поставил фильм по сценарию Карла Ланда.
С детства понимала, что никогда не стану учительницей, как моя мать. Лучше быть вахтером или пастухом, чем преподавать.
Я, словно валюта, меняюсь с рук на руки. Такая же ценная, как купюра, которую протерли о лампу. Джин появился внезапно и рыдал от души. Но слезы – это моё, вот что действительно ужасно.
Заменяющий учитель мистер Барт (Эдриан Броуди) приезжает на один месяц в школу проблемного района. В течение этого времени несколько событий с ним и его окружением раскрывают ему истинное призвание. Следуй долгу, а судьба пусть распорядится.
Тони Кэй исполняет роли как режиссера, так и оператора этой картины. Это необычное сочетание, удачное в данном случае, создает поразительный эффект. В фильме постоянно противопоставляются два мира: камера режиссера-оператора «путешествует» за движениями героя, переходит из расфокуса в крупный план и обратно, что делает картинку фильма похожей на документальную, иногда как будто снятую «с рук», исподтишка. И второй мир – сквозное интервью главного героя, как растянутый во времени и пространстве фотографический портрет мистера Барта, художественное полотно, на котором проявляется все больше деталей. К концу фильма ты видишь всю мощь и глубину, скрытую в обыкновенном учителе из средней школы.
«Перед Классом», США, 2008
Режиссёр — Питер Уэрнер, сценарий написан Томасом Рикманом, Брэдом Коэном и Лизой Высоцкой.
Запрещаю вам издавать эти… шумы в классе!
— Спасибо, до свидания!
— Вам что, не нужна эта работа?!
Я стремлюсь к профессии учителя, сильно желаю этим заниматься, однако работать под руководством кого-то, кому безразличны ученики, категорически откажусь.
С шести лет у Брэда развился синдром Туретта: он издавал звуки, напоминающие лай собаки или кукареку, и не мог контролировать их. Это мешало ему читать, писать, отвечать у доски, но Брэд и его мама не сдавались – он посещал обычные школы, хотя приходилось часто менять их. Так Брэд вырос, преодолевая предвзятое отношение окружающих. Брэд всегда мечтал стать учителем в школе.
В обычной жизни мы стремимся к безконфликтному существованию, удовлетворяя чужим ожиданиям и опасаясь перемен. Но когда каждое взаимодействие с миром – это конфликт, неудовлетворение, что тогда произойдет? Станешь как все разочарованные, избегая отражения в зеркале, или добьешься поставленной цели? Каждый решает сам. Интересно, что фильм основан на реальной истории школьного учителя Брэда Коэна, который написал сценарий. Не обращая внимания на слабый саундтрек, фильм очень увлекательный.
«Писатели Свободы», Германия, США, 2006
Режиссёр и автор сценария — Ричард ЛаГравенес, совместно с Фридомом Райтерсом и Эрин Грювеллом.
Нет возможности принудить человека жаждать знаний. Максимально возможное – внушить им послушание и дисциплину. Для – это уже великая победа!
Эрин Грювелл — учительница с трудным именем, поэтому ученики называют её мисс Джи. Их школа находится в районе, который является полигоном военных действий между бандами. Кровавые разборки обычное дело. Девочки и мальчики в четырнадцать лет уверены, что не доживут до восемнадцати. Учителя занимаются собственным выживанием. Комитет по образованию придумал программу интеграции, теперь классы собираются вперемешку.
В фильмах такого жанра обычно новый учитель – крутой парень со спецназ-овскими навыками, готовый наказывать хулиганов. В «Писателях…» с самого начала повествования, глядя на драки, убийства и пистолет в классе, ожидаешь агрессии от учительницы. Её нет. Есть хрупкая женщина в костюме от Paco Rabanne, с сознанием романтического идеалиста, которую не понимает даже собственный муж. Фильм основан на реальных событиях, финальные титры и статистика класса поражают. Эрин Грювелл даже имя свое не изменила в сценарии, и спасибо продюсеру Дени Де Вито, который поверил в эту историю из жизни и сделал из нее кино. Очень жаль, что подобные потрясающие истории не показывают у нас в кинотеатрах.
***
Несколько фильмов – субъективный список того, что нужно посмотреть, работая с детьми. В них есть то, что всем необходимо как воздух: вдохновляющее начало.
Участник Выездной школы педагогов и директоров
Алина Волкова
Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?
Оформить подписку на блог «Школа педагогов и директоров».
Партнерский материал