
Фотографии: Depositphotos; иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Александра Никитина — театровед, кандидат искусствоведения, преподаватель с 40-летним стажем. Она также популяризирует театральную педагогику в современной российской школе. Одновременно она сотрудница МГПУ и Московского областного ТЮЗа. Мы беседовали с Александрой Борисовной о том, как театральные игровые и метафорические методы и приёмы делают процесс обучения вовлекающим.
Театральная педагогика представляет особый вид образовательной практики, где театральные инструменты применяются для создания уроков, основанных на событийности, переживании, личностном творческом действии и импровизации. Такой подход привлекает и удерживает внимание учеников, заинтересовывая их предметом обучения. Возможно, что еще важнее – он пробуждает интерес к самому процессу познания.
Занятие, основанное на театральной педагогике, начинается с разминки класса, проходит через кульминационный момент и завершается коллективным осмыслением и поиском личностных смыслов. Такая методика подходит для любых предметов, не только гуманитарных. Для успеха важно, чтобы преподаватель был готов слышать учеников, принимать их такими, какие они есть, и вместе с ними находить новые пути обучения.
Это не шоу
Театральная педагогика отдаленно связана с театрализацией. Ей не нравятся маски, костюмы и репетиции как повседневные занятия. Это скорее о самопознании, способности воспринимать и высказываться через образы.
В театральном обучении применяют игровые методы: ставят сценки, придумывают истории, создают пространственные конструкции, звуковое сопровождение и т.п. Когда ребенок по Станиславскому начинает «разведку телом», а потом «разведку умом», сам погружается в изучаемое. В этой игре нет победителей и проигравших — интерес появляется от эмоциональной важности и личного переживания.
Театральное пространство — это место, где ребенок погружается полностью: чувствами, мыслями, телом. Ученик на таких занятиях не ощущает себя одиноким, как тот, кто выходит из дома с оружием. Он понимает свое значение, свою нужность.
В МГПУ изучали неформальные практики театрального образования в Москве. Школьников спрашивали, зачем посещают театральные студии, ходят на интерактивные спектакли и уроки у «театральных» педагогов. 99 процентов ответили: «Потому что только здесь нас слушают».
В современных условиях учителя школ живут в режиме постоянной спешки, где главное – получить правильный тестовый ответ, а не услышать ребёнка. Это обусловлено отсутствием времени как у педагогов, так и у родителей для осмысленных бесед, которые отходят на второй план из-за занятости жизнеобеспечением.
Театральная педагогика, часто применяемая в неформальном образовании, формирует пространство диалога, где все могут выразить свои мысли и услышать другие. Это инструмент для преодоления психологических трудностей у детей. В обычной школе внедрить подобные методы проблематично: требуется больше свободы педагогам и освобождение от административных обязательств.
Три задачи театрального педагога
Сегодняшние уроки, ограничивающиеся лишь трансляцией информации, устарели – её и так слишком много. Внимание детей необходимо удерживать другими способами, опираясь на высокую эмоциональную вовлечённость.
Поэтому первая задача Театральному педагогу нужно разработать мотивацию для выбора той или иной темы на каждом уроке с учетом особенностей конкретного класса.
Для мотивации важны не практичные соображения, а живое, эмоциональное стремление, которое чаще всего связано с красотой, философией или мечтами о настоящем.
Вторая задача — найти в задаче по физике, химии или биологии заложенный образ, метафору, которая разбудит воображение у детей. Пусть будет абсурдным, обыденным, но именно образом, который позволит ученикам без труда постичь суть.
Константин Михайлович Ушаков, мой бывший учитель физики, сейчас работающий в ВШЭ, говорил: «Что такое точка опоры? Это доска, на которую вы стоите, или веревка, на которой вы висите». Улыбались мы тогда, но сразу все понимали его.
Моя мама всю жизнь вспоминала слова учительницы, рассказывавшей о соотношении Земли и Солнца: «Это как пшено и арбуз». Этот простой прием театральной педагогики помогает детям быстрее понять задумку учителя.
Третья задача — сблизить учеников настоящим совместным поиском чего-то нового, знания. И в этом поиске их необходимо направить друг на друга, а не на преподавателя. В результате в кабинете будет много движения и весьма шумная рабочая атмосфера.
Посмотрите, к примеру, старый советский фильм «Расписание на послезавтра». В нём учитель физики, которого играет Александр Леньков, ставит перед учениками задачу: одной группе — изобрести вечный двигатель, а другой — доказать невозможным такое изобретение.
Практический кейс «Электричество в лицах»
В книге Уллы Штойернагель и Ульриха Янссена «Детский университет» (книга первая) глава «Откуда берутся молнии и гром» рассказывает о физических процессах с помощью профессора физики из Тюбингена Дэвида Уарема. Работая по законам театральной педагогики, мы играем с разными одушевленными персонажами.
Задание 1.
Прочитайте главы «Почему в банде маленьких непосед столько энергии?» и «Что общего у электрического тока и похода в кино?», а затем выделите все описания, которые можно оживить: представить физические явления как живых существ — героев театральных этюдов.
Задание 2.
Разобщайтесь со всеми одноклассниками о своих наблюдениях и составьте список идей. Отработанные секретари сначала запишут все идеи на доску, а затем каждую идею — на отдельную бумажку. Сверните бумаги так, чтобы текст был не виден.
Задание 3.
Разделитесь на группы по количеству идей. Выберите человека, который из наборчика свернутых бумажек вытащит одну идею. Подготовьте к показу этюд, указанный в вашей записке. В нем должно быть как можно меньше слов, а лучше — вообще ни одного. Если все же появятся слова, они не должны касаться физики и физических терминов.
Задание 4.
Поочередно каждая группа демонстрирует свои этюды, ничего не сообщая о содержании и сохраняя секретность своих заметок. После каждого представления зрители пытаются определить, какой именно процесс был показан, и аргументируют свой выбор.
Учитель как режиссёр
Преподаватель — постановщик образовательной сцены.
Моя знакомая, специалист по творчеству Л.С. Выготского, Татьяна Климова, выделила три этапа этого процесса:
- Общий дом (формирование атмосферы доверия, где всё время происходит какое-то открытие).
- Совместное придание имени пережитому.
- Этап формирования индивидуальных ценностей (по мере обмена идеями, возникшими после этого события).
Режиссура не ограничивается глобальным построением действия. Учитель должен быть умелым модератором, понимать групповую динамику.
Он выполняет роль поддерживающего тренера или фасилитатора, внушая уверенность в успехе и одновременно следя за правилами игры и темпом занятия.
Учителю для успешной работы на игровых занятиях важно уметь импровизировать. Исследовательский интерес учащихся может развиваться в неожиданных направлениях, поэтому педагогу необходимо быть готовым следовать его ходу и делать выводы вместе с учениками.
В театральной педагогике учителям следует забыть слово «Нет». На любое высказывание ребенка отвечайте: «Да, давай проверим, что из этого может получится» или «Да, можно попробовать и понять, какой вариант лучше». Это «Да» предполагает легкость, мобилизацию и настрой на равный уровень (как выражается в социоигровом стиле педагогики А. П. Ершовой), а также актерское импровизационное состояние.
Учителю важно помнить: для большинства взрослых главным является не правильность решения задачи учеником, а его интерес к самому процессу.
Главный мой педагог по режиссуре Сергей Вячеславович Клубков, автор концепции «Режиссура и педагогика корня», говорил: «Вначале не важно, правильно поступаешь или нет. Главное — действовать подлинно и личностно». Если пробудить интерес к подлинному и личностному образовательному действию, остальное обязательно появится. Но для этого учитель должен понимать себя и своих учеников.
Беседа с Александрой Никитиной на канале Педсовета.
Летняя школа Педсовета 2022
27 июня — 2 июля 2022 года
Продолжая игровую тематику прошлого года, Летняя школа-2022 превратится в театральную площадку.
Пройдите предварительную регистрациюТогда всю информацию вы будете получать по электронной почте.