Фото: img.freepik.com

Слово «проект» встречается так часто и в таких различных ситуациях, что трудно понять его отличительные черты и причины, по которым проектом не может являться всё. Школе, которая обязана обучить детей проектированию, эта проблема особенно актуальна: нельзя преподавать то, о чём нет полного представления. Перед началом программы «Директорская» Психолог-методист, преподаватель и тренер Центра психологического образования «ТОЧКА ПСИ» Александра Теплицкая рассказывает о проектной деятельности в школе.

Что представляет собой проектирование и как оно выделяется среди других видов деятельности?

Это деятельность по преобразованию мира при ограниченном времени и ресурсах. Возникает, когда настоящее не совпадает с желаемым будущим. В проекте есть автор, задача, новаторская мысль, начало и конец.

Проектирование устраняет проблему, которая ее отличает от прочих занятий.

Исследование начинается с непонимания чего-либо и стремления разобраться в этом. В творчестве же главная задача – разрешение определённой проблемы, а созданный продукт служит лишь инструментом для достижения результата.

Пример разницы между шаблонным, творческим и проектным подходами: нужно добиться, чтобы люди носили маски в метро. Шаблонный подход: стандартная инструкция: «Граждане, носите индивидуальные средства защиты в вагоне и находитесь на расстоянии полутора метров друг от друга». Творческий, например, как Бэнкси: крысы в масках, спускающиеся в метро на парашютах.

Рисунки могут выражать отношение, но не всегда решают проблему. Проектный подход — это креативная реклама в вагонах с людьми в разных масках. Рядом указывают, какая маска необходима для пассажиров. В этом случае творческий результат служит решению конкретной задачи.

Как избежать путаницы при использовании слова «проект»?

О «проектах» говорят часто, но значение этого слова разнится в зависимости от контекста. В строительной компании под «проектами» понимают заказы, в том числе типовые, которые не связаны с целенаправленным изменением действительности. Скорее, это выполнение работы по алгоритму. Строительная компания — исполнители в данном случае. Если же организация сама выдвинет инициативу построить жилье для малоимущих, то такая деятельность будет проектной в истинном смысле слова.

Планирование — это всегда создание нового пути. Поэтому лучше уточнить у человека, о чем именно
говорят, когда называют что-либо «проектом».

Почему проектирование так важно сегодня, как никогда раньше?

Актуальность данного подхода обусловлена тем, что общество ставит во главу угла ценность человека как личности. Наступил век людей, которые управляют своей жизнью. Тренды в образовании, пусть и медленно, тоже откликаются на культурные изменения.

Программа переподготовки «Директорская» для руководителей образовательных организаций затрагивает вопросы внедрения проектного управления, привлечения дополнительного финансирования и построения эффективной команды.

Почему педагоги не владеют навыками проектирования, несмотря на то что законодательство требует от них обучения этому учеников?

Образование — консервативное явление, призванное сохранять и передавать обычаи. Такой подход имеет преимущества, однако из-за этого изменения в обществе вносятся в образовательную систему медленно.

Как специалист центра «ТОЧКА ПСИ» В ходе работы с педагогами, детьми и руководителями я обнаружила, что в числе участников программ чаще всего присутствуют два типа людей: те, кто считает себя непригодными для проектирования, и те, кто убежден в своей безупречности в этой области.

Педагог – настоящий проектировщик, который в течение каждого урока сокращает разрыв между известным и неизвестным у учеников, работая при ограниченном времени.

Важно, учится ли педагог по заданному плану или подходит к своей работе творчески, как к проекту. В жизни каждого из нас, как в профессиональной, так и вне ее, возникают проблемы, которые решаются с помощью проектирования: дисциплина в школе нарушена, педагогам не хватает квалификации, школа стремится изменить своё положение в городе, пожилая женщина нуждается в общении, хочется обновить имидж — все это можно решить с помощью проектирования.

5. Как научить педагогов проектированию?

Адрагогика, изучающая обучение взрослых, утверждает, что человек усваивает знания только тогда, когда видит в них смысл. Педагогов редко спрашивают о том, чего они желают. Существует золотое правило проектирования: «практика делает совершенным», то есть для освоения необходимо много практиковаться.

Прохождение всех этапов проектирования в важной для преподавателей деятельности совместно с ними приводит к полному пониманию проектной технологии.

В школах «Точка Будущего» (Иркутск) и 210 «Корифей» (Екатеринбург) педагоги проходят практику в проектировании во время обучения молодого специалиста или на курсах повышения квалификации. Это делают в формате личного проекта профессионального развития: сами определяют, какими компетенциями хотят владеть, а затем формируют для себя учебную программу для достижения цели.

Хорошо, когда проект педагога сопровождает куратор-наставник. Он помогает педагогу представить себе своё профессиональное будущее. Кому-то хочется стать методистом или завучем, а кто-то стремится ощущать пользу своей работы для людей. Третьи мечтают выиграть конкурс «Учитель года». Мечты помогают человеку найти мотивацию и ответить на вопрос «Ради чего я буду проектировать?». Следующим шагом станет осознание путей, ведущих к желаемому будущему. Для этого нужно проанализировать свои профессиональные качества, определить требующие развития стороны, подобрать или составить программу обучения и план достижения цели. Это пример того, как профессиональный рост педагога происходит именно в проектном ключе.

6. Чем отличается школа, где умеют проектировать?

Если в школе ведут проектирование, то в ней есть жизнь.

Владение этим навыком преподавателями обеспечивает современное и качественное образование. ФГОС часто предъявляет требования к результатам, не указывая путей их достижения. Например, требуется формировать регулятивные умения у детей, а как это делать, описано неопределённо. Педагогам приходится идти от проблемы, искать новый и уникальный способ ликвидировать разрыв между реальностью и желаемым будущим. Эффективно это можно осуществить с помощью проектной деятельности.

Проектирование предоставляет больше свободы и гибкости. Человек, привыкший работать по инструкции, теряется при внезапных изменениях. Если мыслить проектно, то конечный результат всегда остается в фокусе, а средства достижения его подбираются в зависимости от ситуации. Такой подход учителя делает школу более мобильной в решении проблем образования.

В такой ситуации руководитель имеет возможность распределять обязанности и возлагать ответственность на других. Например, воспитательной работой могут заниматься не отдельный заместитель директора, а группа учителей, работающая над проектом. Администрация только координирует её действия, а освободившееся время использует для решения других задач.

Важно помнить, что проектная деятельность учеников в школе является обязательной по ФГОС. Такому обучению способны только те, кто сами разбираются в проектной деятельности.

Проектирование популярно во всех областях, от коммерции до саморазвития, поэтому его необходимо преподавать детям для обеспечения им благоприятного будущего.

7. Как директору внедрять проектное управление?

В первую очередь руководителям полезно представить свою школу через несколько лет и оценить, соответствует ли проектная модель их видения будущего. «Директорская» Начнем с определения ценности данного подхода для каждого руководителя и его целей внедрения. В рамках мастер-класса при помощи методики пространственного моделирования с самого начала проанализируем проект: цели, ресурсы, трудности, решения. В ходе обучения директора реализуют свои проекты, но вопрос смысла будет постоянно возвращаться в этапы целеполагания, реализации и завершения.

Если руководитель освоил необходимость внедрения проектирования, ему понадобятся компетентные педагоги, способные участвовать на разных этапах. Но руководить проектной группой непросто. При линейной иерархии сверху вниз понятно, чего от кого ожидать и требовать в каждый момент. При проектном управлении критерия оценки проекта формируются руководителем совместно с группой. По этой причине руководитель не следит за каждым действием педагогов, а договаривается о контрольных точках и оценивает по ним продвижение группы, необходимую помощь и недостающие ресурсы.

Руководитель, передавая проектирование педагогам, демонстрирует готовность к их инициативности. Следующий этап — готовность педагогов к проявлению детской инициативы. Проектное управление позволяет делегировать ответственность, что повышает гибкость руководителя и предоставляет больше свободы.

Партнерский материал