
Содержание:
- Что такое алекситимия простыми словами
- Проявления алекситимии у детей различаются в зависимости от их возраста
- Отличие алекситимии от других состояний
- Причины возникновения алекситимии у детей
- Советы и примеры по распознаванию алекситимии
- Тест на алекситимию
- Коррекция алекситимии: работа с детьми
- Сопутствующие проблемы при алекситимии
Если ребенок не выражает свои обиды словами, не демонстрирует радость вслух и не показывает злость открыто, то это не всегда связано со сдержанностью или особенностями характера. В некоторых случаях это может указывать на специфическую особенность восприятия, при которой эмоции присутствуют, но человек не осознает их. В профессиональной практике это явление известно как алекситимия.
Вопрос о том, почему человек, казалось бы, здоровый, развитый и умеющий общаться, не проявляет эмоций и чувств, вызывает обеспокоенность у многих специалистов и родителей. В случае алекситимии речь идет не об отсутствии эмоций, а о трудностях в их распознавании, обозначении и выражении. В этой статье мы рассмотрим, как проявляется алекситимия у детей, какие признаки позволяют ее выявить и какие методы применяются для работы с ней в кабинете психолога. В этом поможет эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, психолог Дария Гасеми.
Что такое алекситимия простыми словами
Алекситимия характеризуется сложностями в осознании, идентификации и передаче эмоций. У ребенка, страдающего алекситимией, невозможность выразить свои чувства обусловлена не желанием, а отсутствием собственного понимания этих чувств. Он не может подобрать слова для обозначения эмоций, не замечает их проявления в теле и поведении, не различает тревогу и гнев, скуку и грусть.
Алекситимия не является заболеванием или диагнозом в медицинском контексте. Это характеристика эмоционального развития, которая может быть как кратковременной, например, вследствие пережитого стресса, так и постоянной.
У детей, страдающих алекситимией, эмоции присутствуют, но не выражаются. Ребенок может испытывать гнев, тревогу или радость, однако ему сложно понять, что именно он чувствует. Он не способен установить связь между своими внутренними ощущениями и словами. Вместо фразы «мне грустно» следует жалоба на головную боль, вместо «я злюсь» — проявление агрессии или отказ от общения.
Дети с подобными особенностями нередко демонстрируют склонность к рациональному мышлению, однако их эмоциональный словарь ограничен. Они способны заявлять о полном благополучии, даже переживая интенсивные чувства. Кроме того, они избегают сюжетно-ролевых игр с выраженным эмоциональным содержанием, их рисунки лишены яркости, а речь отличается сухостью и описательностью.
Основные проявления алекситимии у детей различаются в зависимости от возраста
Алекситимия может проявляться в поведении, речи и реакциях ребенка. В зависимости от возраста, у детей она выглядит по-разному, однако существуют и общие признаки, которые важно учитывать:
- бедный эмоциональный словарь: ребенок почти не использует слова вроде «грустно», «радостно», «обидно», заменяя их нейтральными или физическими: «плохо», «нормально», «болит»;
- телесные жалобы без медицинских причин: «болит живот», «давит в груди», когда на самом деле речь идет о тревоге или страхе;
- эмоционально нейтральная речь, игры и рисунки — без характеров, мотивов, эмоций;
- трудности с описанием своих состояний: «не знаю», «никак», «обычно».
Возраст |
Признаки |
Дошкольники |
У детей раннего возраста эмоциональный словарь находится в процессе формирования, однако уже сейчас можно наблюдать индивидуальные различия. – Ребенок не может назвать основные эмоции, такие как радость, грусть и злость. – В ролевых играх, где используются куклы, машинки или фигурки животных, персонажи не демонстрируют ярко выраженных эмоций: они не испытывают радости, не конфликтуют и не проявляют грусти. – В представленных рисунках наблюдается повторяемость сюжетов, недостаток детализации и отсутствие эмоциональной выразительности, например, лица изображены без выражения). – Зачастую выражает обиду или страх, используя слово «болит». |
Младшие школьники (6–10 лет) |
Обычно к этому возрасту дети способны распознавать не только простые, но и более сложные чувства. – Возникают сложности с осознанием и пониманием таких эмоций, как стыд, вина и тревога. – Он не может объяснить причину своего расстройства, утверждая, что не знает, что вызвало его злость или слезы. – Описывает события, происходящие за пределами, но не раскрывает внутренний мир: повествует о фактах, но умалчивает об эмоциональном состоянии. – Предпочитает логичные объяснения, а не эмоциональные: «просто не захотел», «так сложилось». |
Подростки |
У подростков алекситимия имеет менее выраженные признаки. Они уже умеют избегать разговоров о чувствах. – Рационализация является доминирующей тенденцией: вместо признания боли, например, фразы «мне больно», используется объяснение, сводящее ситуацию к логичному, но безэмоциональному заключению о несовпадении интересов». – Проявление цинизма, использование иронии и обесценивание, в особенности при обсуждении эмоций, как собственных, так и чужих). – Отсутствие эмоциональной окраски в речи, нежелание затрагивать вопросы, касающиеся личного опыта. – Возникают сложности в установлении и поддержании отношений, проявляющиеся в отсутствии взаимопонимания личных границ, регулярных разногласиях и недостатке сочувствия. – Людям свойственно скрывать свои переживания, испытывать недоверие к взрослым и с трудом проявлять сочувствие к чужим эмоциям. |
Отличие алекситимии от других состояний
Алекситимия часто остается недиагностированной, поскольку её проявления могут быть схожи с признаками депрессии, тревожности или эмоциональной отстраненности. Однако, с профессиональной точки зрения, эти состояния требуют различных методов работы, и умение их различать имеет важное значение.
Что общего. В периоды тревоги и депрессии ребенок может проявлять отстраненность, замкнутость, говорить немногосложно или неразговорчиво. Однако эти черты поведения являются единственным общим признаком.
Что отличает тревогу и депрессию от алекситимии. При депрессии эмоциональные переживания притупляются, однако ребенок может вспомнить, что раньше испытывал радость, интерес или чувство привязанности, и признаться, что теперь он лишен этих чувств. Он осознает происходящее и способен проводить сравнения.
При тревожном состоянии внимание фокусируется на эмоциональном аспекте: тревога становится главным переживанием, однако остальные эмоции не исчезают и могут быть проанализированы. Ребенок способен сообщить о своих страхах и осознавать, как страх воздействует на его действия.
При алекситимии наблюдается отсутствие способности к эмоциональной самоидентификации. Ребенок не только не способен выразить свои чувства, но и не осознает и не распознает их. Он не может различить тревогу и злость, радость и возбуждение. Эмоции не дифференцируются, не получают названия и не осознаются. Вместо фразы «я боюсь» — «у меня болит живот», вместо «мне грустно» — «ничего не хочу».
Причины возникновения алекситимии у детей
Алекситимия обычно не развивается спонтанно – она почти всегда является следствием условий, в которых ребенок не смог освоить распознавание и выражение своих чувств. Речь идет не о врожденной «эмоциональной нечувствительности», а о недостатке взаимодействия с эмоциями, который формируется под воздействием внешних факторов. Вот основные причины алекситимии у детей:
Эмоциональная депривация в семье. Если в семье не принято обсуждать чувства, демонстрировать эмоции, оказывать поддержку и утешение, ребенок приходит к выводу, что чувства – это ненужная, опасная и постыдная вещь. Он перестает обращать внимание на свои переживания и, в конечном итоге, не приобретает навыков их осознания. Подобные процессы могут наблюдаться в семьях, где существуют установки вроде:
- «Соберись, не ной»
- «Не злись, ты же девочка»
- «Ты же мужик, не плачь»
- «Нечего тут расстраиваться из-за ерунды»
Травматический опыт без поддержки. Травматический опыт, такой как насилие, болезнь, развод родителей, утрата близкого человека, переезд или длительная госпитализация, способен нарушить способность к управлению эмоциями, особенно если взрослые не оказали поддержку ребенку в переживании и осмыслении произошедшего. Эмоции, с которыми он столкнулся в одиночестве, становятся слишком сложными для восприятия и постепенно уходят из поля сознания.
Часто дети не выражают свои переживания напрямую, поэтому важно обращать внимание на косвенные признаки стресса. Изменения в поведении, такие как повышенная раздражительность, плаксивость или, наоборот, замкнутость, могут свидетельствовать о переживаниях. Проблемы со сном, изменения в аппетите и жалобы на физическое недомогание также могут быть проявлением стресса. Важно наблюдать за ребенком и учитывать его индивидуальные особенности, чтобы своевременно выявить и помочь ему справиться с трудными ситуациями
Подробнее
Социальная изоляция и дефицит привязанности. Детям, лишенным полноценного эмоционального взаимодействия, например, воспитанным в детских домах или в семьях с недостатком эмоциональной поддержки, свойственны алекситимические проявления. Отсутствие постоянного, сердечного общения, тактильного контакта, выразительных средств и общих переживаний препятствует формированию и развитию у них базовых навыков распознавания и понимания эмоций.
Родительская эмоциональная неграмотность. Не всегда дело в «жестоких» родителях. Даже те взрослые, которые искренне заботятся о детях, но испытывают трудности с выражением чувств, не умеют анализировать свои эмоции и проявлять сочувствие, могут передать подобные модели поведения своему ребенку. Например, когда мама на вопрос «Что ты чувствуешь?» отвечает «Да все в порядке», ребенок перенимает такой же подход.
Алексимия не возникает вследствие какого-либо отдельного происшествия. Она является результатом устойчивого дефицита эмоциональной связи – в семье, в окружении, в жизненном опыте. Только через восстановление этой связи, с помощью психолога, посредством игр, вербального общения и работы с телом, можно помочь ребенку освоить умение распознавать свои чувства.
Советы и примеры по распознаванию алекситимии
Алексимию не всегда можно распознать сразу. Эти дети могут казаться вполне обычными, быть тихими или демонстрировать рассудительность. Однако, при более детальном наблюдении, проявляются характерные особенности – в их речи, поведении, играх и ответах на вопросы, касающиеся эмоций.
Обращайте внимание не только на отдельные слова, но и на общую структуру высказывания. У детей с алекситимией речь, как правило, характеризуется сухостью и описательностью, в ней отсутствует эмоциональная окраска. Они могут пересказывать произошедшие события, однако не выражают своих переживаний.
— Психолог: «Какие чувства ты испытывал, когда тебе причинили обиду?»
— Ребенок: «Всё в порядке. Я просто перестал с ним играть».
Смотрите на игры и рисунки. В историях отсутствует эмоциональная насыщенность, персонажи совершают действия, но не испытывают чувств. Визуальное оформление характеризуется отсутствием мимики на лицах, преобладанием однотипных цветов и игнорированием конфликтов или эмоций. К примеру, при изображении семьи все герои выглядят с одинаковыми лицами, без индивидуальных черт, в статичной позе.
Обратите внимание на телесные жалобы. У детей с алекситимией нередко возникают жалобы на боль, усталость и слабость, особенно в периоды стресса или повышенной нагрузки. Эти ощущения не имеют медицинской основы, но возникают в моменты эмоционального напряжения. Например, перед контрольной у ребенка может «болеть живот», но после ее отмены самочувствие нормализуется.
Спрашивайте о чувствах — и наблюдайте за ответами. Предложите ребенку рассказать о своих чувствах в различных ситуациях или попросите его определить, что чувствует персонаж из сказки или мультфильма.
Дети с алекситимией нередко отвечают уклончиво: «не знаю», «никак», «нормально», «не испытываю никаких чувств». Вместо выражения эмоций они описывают происшествие: «он взял мою вещь», но не рассказывают о своих переживаниях. В таких ситуациях они могут замолчать, отвлечься от разговора или сменить тему. Иногда они начинают говорить о физическом состоянии: «болит голова», «я просто устал».
Обратите внимание на то, как ребенок отзывается о других людях. Люди, страдающие алекситимией, нередко испытывают трудности в распознавании эмоций, как собственных, так и чужих. В их повествованиях о друзьях и близких редко встречается эмоциональная насыщенность.
«Отец вошел, уселся и поел — без каких-либо пояснений о его настроении, будь то злость или радость».
Замечается снижение значимости ценностей и проявление цинизма у подростков. Когда люди высмеивают темы, связанные с чувствами, или считают обсуждение переживаний бессмысленным, отшучиваются или иронизируют, это может являться защитным механизмом, вызванным неспособностью поделиться своими собственными эмоциями.
Если вы замечаете наличие нескольких из этих признаков, не следует сразу делать поспешные выводы, но стоит внимательнее наблюдать за ребенком. Алекситимия характеризуется отсутствием возможности выразить свои внутренние переживания. Задача специалиста – помочь в формировании такой способности. Это достигается посредством общения, игры, рисования, движения и бережного сопровождения.
Тест на алекситимию
Алекситимия не проявляется явно и не всегда заметна в поведении. Для первичной диагностики часто используют тест TAS-20, Toronto Alexithymia Scale. Это проверенный опросник, применяемый при работе с взрослыми и подростками.
TAS-20 — это стандартизированный тест, включающий 20 утверждений, предназначенных для оценки способности человека распознавать и передавать свои эмоции. Изначально он был разработан для взрослых, однако существуют адаптированные варианты для детей, такие как Alexithymia Questionnaire for Children, в которых используется язык и формат, соответствующие их возрасту.
Опрос младших школьников и подростков проходит с участием взрослого, который помогает им разобраться в вопросах и приводит примеры. Для детей дошкольного возраста применяются игровые формы, интервью и проективные методики, позволяющие расширить возможности количественной оценки.
TAS-20 и его аналоги оценивают три ключевые области:
- Человек испытывает затруднения в распознавании собственных чувств, не понимая, какие эмоции им свойственны;
- Даже когда что-то чувствуется, найти подходящие слова для описания эмоций бывает непросто;
- Предрасположенность к мышлению, ориентированному на внешние факторы, проявляется в концентрации на событиях, действиях и фактах, а не на внутренних состояниях и чувствах.
Опросник позволяет выявить степень выраженности алекситимии и определить области, требующие особого внимания. Но важно помнить:
- у детей ответы могут быть ситуативными и зависеть от уровня развития речи и мышления;
- эмоциональные трудности могут быть связаны с другими причинами — тревожностью или стрессом;
- тест не может заменить наблюдение, работу с родителями, анализ игр, рисунков и телесных проявлений.
TAS-20 и его детские версии служат ценным инструментом при диагностике алекситимии. Однако они не позволяют получить всестороннее представление. Для всестороннего понимания ребенка необходим комплексный подход, включающий беседы, наблюдение и активное взаимодействие. Тестирование является лишь отправной точкой, а не окончательным вердиктом.
Коррекция алекситимии: работа с детьми
Работа с алекситимией — это длительный и систематический процесс, который предполагает активное участие как самого ребенка, так и его близких. Это не единичное посещение специалиста, а последовательное восстановление утраченной или не сформировавшейся способности ощущать и понимать свои эмоции. Основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться распознавать, идентифицировать и выражать свои чувства.
Способ |
Как работает |
Регулярная и длительная психотерапия |
Процесс исправления строится на тщательном анализе внутреннего состояния. Ребенок постепенно осваивает навык различения эмоций, устанавливая связь между ними, физическими ощущениями, событиями и проявлениями в поведении. Этот процесс требует времени — особенно если алекситимия является следствием травматического опыта или эмоционального недостатка. |
Расширение эмоционального словаря |
На ранних этапах развития необходимо помочь ребенку освоить «язык чувств». В этом могут быть полезны: – Таблицы эмоций с пиктограммами; – Карточки настроений; – Обсуждение эмоций и переживаний героев сказок, мультфильмов и книг. Эксперт помогает с выбором слов, предлагает альтернативные формулировки и проясняет: «Больше это связано с чувством обиды или с разочарованием?» |
Арт-терапия |
Использование рисунков, работа с цветом, формами и движением позволяют ребенку выразить то, что ему сложно передать словами. Это особенно ценно для детей, склонных к логическому мышлению или испытывающих трудности с речью. Кроме того, используются:
|
Телесно-ориентированные практики |
Дети с алекситимией нередко переживают эмоции через телесные ощущения, поэтому работа, направленная на осознание этих ощущений, способствует возвращению способности распознавать чувства: где именно в теле проявляется гнев, печаль, беспокойство. Для этого применяются дыхательные упражнения, двигательная активность и концентрация на физических ощущениях. |
Обучение родителей |
Если не вовлечь семью в терапевтический процесс, он будет неэффективным. Родителям необходимо самостоятельно работать над развитием эмоционального интеллекта, учиться распознавать собственные чувства и уметь «сдерживать» переживания ребенка – то есть сохранять спокойствие и помогать ему осознавать: «Ты сейчас испытываешь злость, и это нормально», «Кажется, тебе грустно, давайте попробуем разобраться». |
Сопутствующие проблемы при алекситимии
Алекситимия обычно не проявляется сама по себе. Неспособность ребенка определять и выражать свои эмоции оказывает влияние не только на его внутреннее состояние, но и на его поведение, здоровье и отношения с окружающими. Необходимо учитывать сопутствующие проблемы, которые могут скрывать или усугублять проявления алекситимии.
Психосоматические симптомы. Часто алекситимия сопровождается соматическими жалобами, не имеющими под собой объективных медицинских оснований. Головные боли, дискомфорт в области живота, ощущение «кома в горле», тошнота, общее недомогание — это может быть проявлением того, что тело пытается передать эмоции, которые ребенок не способен выразить вербально.
Эмоциональная отстраненность. Дети, испытывающие алекситимию, нередко производят впечатление безразличных или «замкнутых». Они не проявляют сочувствие к окружающим, не рассказывают о своих чувствах и ведут себя отстраненно даже с самыми близкими людьми. Это создает препятствия для построения крепких, доверительных отношений.
Конфликты и трудности в общении. Если ребенок испытывает трудности с распознаванием эмоций, как собственных, так и чужих, ему сложно находить общий язык, корректно выражать свое несогласие и строить дружеские отношения. Это может приводить к проявлению агрессии, непониманию и частым разногласиям с ровесниками и взрослыми.
Тревожные и депрессивные состояния. Невысказанные, подавленные эмоции не проходят бесследно – они трансформируются во внутреннее напряжение, которое ощущается на подсознательном уровне. Это может выражаться в повышенной тревожности, ухудшении настроения, апатии и стремлении избегать определенных ситуаций.
Склонность к зависимостям. У подростков, проявляющих ярко выраженную алекситимию, возрастает вероятность развития зависимостей, включая пищевую, алкогольную, игровую, адреналиновую и зависимость от одобрения. Невыраженные эмоции стремятся найти выход через действия, поскольку те обеспечивают хоть какое-то, пусть и кратковременное, облегчение.
Алекситимия у детей – это не проявление своенравия, не черта характера и не мимолетная замолчка. Это стойкое затруднение в распознавании и передаче эмоций, которое оказывает влияние на поведение, здоровье и отношения ребенка. Задача специалиста заключается не только в наблюдении за внешними признаками, но и в установлении бережного, последовательного контакта с внутренним миром ребенка.
Оценка алекситимии требует комплексного подхода: необходимо не только применять тесты и опросники, но и проводить анализ речи, игровой деятельности, рисунков, а также обращать внимание на телесные проявления. При этом учитываются как вербальные, так и невербальные аспекты, то есть то, что ребенок говорит, и то, что он умалчивает.