Фото: img.freepik.com

При расстройстве звукопроизношения у детей рекомендуется артикуляционная гимнастика — особые двигательные упражнения для речевого аппарата. Эксперт поведает о видах гимнастики, кто должен ее проводить и как составить комплекс без вреда. АкадемСити дефектолог Сергей Баранов.

В чем суть артикуляционной гимнастики и какие преимущества дает выполнение артикуляционных упражнений?

Артикуляционная гимнастика – это набор упражнений, повышающих силу и подвижность мышц участвующих в речи: губ, языка, мягкого неба и челюстей.

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и точность движений, улучшает четкость речи. Этим упражнениям свойственно формировать правильные артикуляционные уклады — определенное положение органов речи при произношении звуков. Отсутствие таких установок не позволяет правильно сформировать звук.

Логопед и дефектолог применяют гимнастику в своей работе для развития артикуляции и коррекции дефектов звукопроизношения. Комплекс упражнений подходит для групповых занятий как общий метод для всех детей. Эффективнее индивидуальная работа с упражнениями, подобранными под проблемы конкретного ребенка.

Без упражнений для четкой речи ребенку будет сложно не только говорить, но и читать, писать. Возможны социальные проблемы из-за неправильной речи: над ним будут смеяться, общение будет затруднено. Это снижает самооценку и уверенность в себе.

С какого возраста целесообразно выполнять артикуляционную гимнастику? Задачи и цели такого упражнения.

Артикуляционную гимнастику целесообразно начинать в возрасте 3-4 года, когда у ребёнка интенсивно развивается речь. Начало занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и необходимости коррекции произношения.

Для детей 3-4 лет Артикуляционная гимнастика предупреждает проблемы с произношением звуков и тренирует органы речи для работы с трудными звуками.

Для детей 5-7 лет Упражнения совершенствуют точность движений артикуляционных органов и уточняют отдельные звуки.

Для школьников и подростков Артикуляционную гимнастику применяют для коррекции закрепившихся нарушений.

Взрослым рекомендуется выполнять артикуляционную разминку для восстановления речи после инсультов или травм. Для взрослых также полезна гимнастика для языка при неврологических нарушениях.

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика полезна для большинства детей, но имеет некоторые ограничения.

  1. При наличии у ребенка тяжелых заболеваний, таких как вывих челюсти или аномалии ее развития, некоторые упражнения недопустимы. Гимнастику в таком случае корректируют или откладывают до устранения ортодонтических проблем.
  2. При острых воспалительных процессах во рту упражнения выполняют с затруднением.
  3. Травмы или операции в области речевого аппарата (рта, горла, челюсти). Гимнастика выполняется по назначению врача.
  4. Острые инфекции с высокой температурой, такие как ОРВИ, тонзиллит, грипп. Физические нагрузки могут быть опасны для ослабленного организма.
  5. Неврологические расстройства затрудняют контроль над движениями и координацию мускулов. Для каждого диагноза разрабатываются специальные упражнения.

В остальных ситуациях артикуляционная зарядка является необходимой частью логопедических занятий.

Рекомендации логопеда и дефектолога по проведению артикуляционной гимнастики и упражнениям для дикции.

Артикуляционную гимнастику выполняет опытный логопед или дефектолог, знающий анатомию речевого аппарата и принцип действия упражнений при различных нарушениях речи. Обучение методике лучше пройти на специализированных курсах.

Логопед и дефектолог разрабатывают набор упражнений для каждого ребенка, принимая во внимание его индивидуальные потребности. Специалист также следит за тем, чтобы программа была актуальной, и обучает родителей выполнению заданий дома.

Артикуляционная гимнастика включает несколько этапов.

  1. Разминка состоит из несложных упражнений для подготовки мышечного аппарата речи к деятельности.
  2. Основные упражнения направлены на развитие мышц и формирование правильных артикуляционных установок.
  3. Упражнения для снятия напряжения мышц.

Комплекс упражнений направлен на развитие подвижности и силы губ, языка, челюстей.

Цель упражнений:

  • для губ — растягивать их в улыбку и вытягивать в трубочку;
  • Для развития речи нужно тренировать язык: двигать его в разные стороны — вверх-вниз, вперед-назад, по кругу, а также менять ширину и степень сужения.
  • Чтобы тренировать челюсть, нужно практиковать открывание и закрывание рта с различным диапазоном движения.

В статье можно узнать о подходящих упражнениях. Упражнения для правильного произношения звуков у детей. »

Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, их преобразуют в игру. В качестве инструментов применяют яркие игрушки, изображения или персонажи, которые также выполняют упражнения. Активную деятельность сопровождают веселыми историями или рифмами, чтобы движения были легче запоминать.

Вводятся элементы соревнований. Например, кто дольше удержит язык в заданном положении или выполнит задание быстрее.

Хвалите ребёнка за каждое верно выполненное упражнение.

В какие сроки можно увидеть эффект от артикуляционной гимнастики?

Регулярное выполнение упражнений благотворно сказывается на ребенке.

  1. Улучшается двигательная способность, координация и силус мышц языка, губ и челюстей.
  2. Звуковая передача совершенствуется, речь становится качественнее. Возможно озвучивать даже сложные звуки.
  3. Слух становится острее. Звуки теперь отчетливее различимы и воспроизводимы.
  4. Уверенность растет. Общение становится легче, тревога уменьшается.

Скорость достижения эффекта от упражнений определяется возрастом и характером нарушений речи. Первые заметные улучшения появляются спустя 2-4 недели регулярных тренировок. При сложных речевых нарушениях у ребенка артикуляционную гимнастику применяют в течение нескольких месяцев или даже лет.