Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash; иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Логопед Анна Гущина делится принципами артикуляционной гимнастики: для чего её используют, как верно выбирать и выполнять упражнения, а также составлять комплексы для успешных занятий.

Даже не задумываемся мы о том, что речь — сложный двигательный навык. Для чистого произношения нужны согласованные движения губ, языка, твердого и мягкого нёба, нёбной занавески, носовой полости, гортани, голосовых связок, пищевода и трахеи.

Артикуляционная гимнастика укрепляет аппарат речи: развивает подвижность губ, языка, мягкого неба, щек, нижней челюсти и формирует правильное их положение. Упражнения полезны для постановки звуков, коррекции произношения и улучшения дикции в любом возрасте.

Правила артикуляционной гимнастики

  • Тренировки следует проводить регулярно. Предпочтительнее заниматься каждый день дважды по три-пять минут, оптимально — спустя несколько часов после приема пищи.
  • Гимнастические упражнения выполняются в сидячем положении: спина ровная, тело расслаблено.
  • Выполняя упражнения перед зеркалом, ребёнку становится понятнее каждое движение. Затем зеркало можно отодвинуть, но важно продолжать задавать вопросы о том, как двигаются зубы и язык, а также о его положении.
  • В начале занятий полезно рассказать ребенку о названиях артикуляционных органов: зубы, губы, нёбо и язык.
  • Перед выполнением упражнений для артикуляции необходима дыхательная гимнастика: дуть на ватки, соломинки, надувать воздушные шары, мыльные пузыри и так далее.
  • Детям лучше предложить не более двух-трех упражнений за одно занятие. Каждое упражнение повторяется пять-шесть раз. Выполнять статические упражнения следует в течение пяти-семи секунд.
  • Комплексы упражнений построены по принципу нарастающей сложности: от простых к более сложным. В каждом комплексе из двух-трех упражнений новичку доступно только одно. При неудаче с выполнением какого-либо задания, ввод нового упражнения не рекомендуется.
  • Выполняйте упражнения медленно, по счету. Впоследствии скорость можно повысить.
  • Когда малыш не справляется с определенным движением, важно его поддержать. К примеру, для того чтобы ребенок смог пробовать губу, смажьте ее вареньем или шоколадом.
  • Ухудшение выполнения упражнений свидетельствует о перетренированности. Лучше избежать такого состояния и останавливать тренировки своевременно.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика включает статические и динамические упражнения. Статические учат создавать и сохранять определенное положение артикуляционных органов: к примеру, вытянуть губы трубочкой или улыбнуться. Динамические помогают переключать артикуляционные движения, развивая скорость, плавность и лёгкость произношения: например, двигать языком вверх-вниз, чередовать улыбку с вытягиванием губ трубочкой. При составлении комплекса необходимо чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Улыбочка»Приподнять уголки губ и развести их, держа так пять секунд.
  • «Заборчик»Чтобы усмехнутся, сжать зубы, как заборчик, и так удерживать пять секунд. Эту задачу можно чередовать: сначала «Улыбочка», потом «Заборчик».
  • «Трубочка»Вытяните губы вперед, формируя трубочку. Данное упражнение допускается чередовать с «Улыбочкой».
  • «Лопаточка»Раскрыть рот, выдвинуть широкий расслабленный язык и расположить его на нижней губе, сохраняя это положение пять секунд.
  • «Иголочка»Нежно приоткрыть рот, выдвинуть язык, сделать его тонким, как иглка, и зафиксировать в таком положении на пять секунд. Можно чередовать с упражнением «Лопаточка».
  • «Часики»Улыбнитесь, высуньте язык вперёд и толкайте его кончиком поочерёдно в правую и левую сторону.
  • «Качели»Расширить рот и по очереди выдвигать язык к носу, подбородку, носу, подбородку.
  • «Вкусное варенье»Раскрыть рот и погладить верхней губой язык сверху вниз.
  • «Индюк»Раскрыть рот и провести широким кончиком языка по верхней губе, издав при этом звук.
  • «Маляр»Откройте рот и совершите движение языком по нёбу, двигаясь от верхних резцов к мягкому нёбу. Повторите это действие пять-десять раз.
  • «Грибочек»Приподнять уголки губ, притянуть язык к небу, распахнуть рот максимально широко и зафиксировать положение на пять секунд, увеличивая время до десяти.
  • «Гармошка»Прижать язык к небу, широко раскрыть рот и продолжать его расширять и сжимать, растягивая подъязычную связку.
  • «Непослушный язычок»Откройте рот, поместите широкий язык на нижнюю губу и пощелкайте её, произнося «пя-пя-пя». После этого постучите по ней зубами, затем вновь пошевелите губами. Повторите каждое действие семь раз.
  • «Почистим зубки»Раскройте рот и кончиком языка, отодвинувшись от верхней губы, коснуйтесь нижних зубов внутри. Произведите движение языком по нижним зубам, снизу вверх. Повторите десять раз.
  • «Лошадка»: улыбнуться и пощелкать языком.
  • «Барабанчик»Слегка открыть рот, улыбнуться и кончиком языка резко ударить по внутренним сторонам верхних зубов, издавая звук «д».

Вначале артикуляционные упражнения могут вызывать напряжение в органах речи. Однако при регулярном выполнении оно уменьшается, движения становятся свободными и согласованными. Во время гимнастики ребенку важно сохранять положительный эмоциональный настрой: занятия должны быть творческими и напоминать увлекательную игру. Также нужно хвалить ученика и отмечать его успехи и старания.