Иллюстрация: Юлия Замжицкая

При расстройстве звукопроизношения ребенку назначают артикуляционную гимнастику — особые упражнения для развития речи. Эксперт расскажет о видах этих упражнений, о том, кто должен их проводить и как составить комплекс без вреда для малыша. АкадемСити дефектолог Сергей Баранов.

В чём суть артикуляционной гимнастики и какие преимущества несут артикуляционные упражнения?

Артикуляционная гимнастика – это набор особых упражнений, способствующих развитию силы и подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого неба и челюстей.

Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы языка, губ и челюсти, повышает их подвижность и точность движений, улучшает четкость звучания речи. Упражнения формируют правильные артикуляционные уклады — определённое положение органов речи при произнесении каждого звука. Без них звук может не сформироваться правильно.

Логопеды и дефектологи применяют гимнастику для развития артикуляции и коррекции дефектов звукопроизношения. Комплекс упражнений подходит для групповых занятий как общее средство для всех детей. Однако индивидуальная работа с упражнениями, подобранными под конкретные проблемы ребенка, более эффективна.

Без упражнений для четкой речи ребёнку трудно не только говорить, но и читать, писать. Возможны социальные проблемы: над ребёнком будут смеяться, общение будет затруднено. Это понижает самооценку и уверенность в себе.

Возраст для проведения артикуляционной гимнастики: задачи и цели

Артикуляционную гимнастику начинают проводить с трех или четырех лет, когда у малыша интенсивно развивается речь.

Для детей 3-4 летАртикуляционная гимнастика предупреждает искажения произношения и тренирует органы речи для сложных звуков.

Для детей 5-7 летУпражнения совершенствуют точность движений артикуляционных органов и исправляют отдельные звуки.

Для школьников и подростковАртикуляционную гимнастику применяют для коррекции уже сформировавшихся нарушений.

Взрослым рекомендуется проводить артикуляционную разминку для восстановления речи после инсульта или травмы.
Гимнастика для языка также полезна при неврологических нарушениях у взрослых.

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика подходит многим детям, но имеет некоторые ограничения.

  1. При заболеваниях челюсти, таких как вывихи или аномалии развития, некоторые упражнения противопоказаны. Гимнастику в таком случае корректируют или откладывают до устранения ортодонтических проблем.
  2. При стоматите, гингивите, воспалениях языка или десен выполнение упражнений болезненно. Занятия приостанавливают до исчезновения воспаления.
  3. Травмы или хирургические вмешательства в области речевого аппарата: рта, гортани, челюсти. Проведение гимнастики допускается по указанию врача.
  4. Инфекционные болезни с высокой температурой, такие как ОРВИ, тонзиллит, грипп. Физические нагрузки могут оказаться тяжелой ношей для организма в уже ослабленном состоянии.
  5. Неврологические заболевания затрудняют контроль и координацию движений. Тренировки подбираются индивидуально для каждого диагноза.

В остальных ситуациях артикуляционная зарядка входит в состав логопедических занятий.

Как выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения для дикции: рекомендации специалистов

Артикуляционную гимнастику выполняют квалифицированные специалисты: логопеды или дефектологи.

Логопед или дефектолог разрабатывает набор упражнений для каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей, и вовремя изменяет программу обучения. Специалист также обучает родителей выполнению заданий дома.

Артикуляционная гимнастика включает несколько этапов.

  1. Разминка включает лёгкие упражнения для подготовки мышц речевого аппарата к работе.
  2. Основные упражнения предназначены для развития мышц и формирования правильных артикуляционных установок.
  3. Упражнения для снятия мышечного напряжения.

В состав комплекса входят упражнения, совершенствующие подвижность и силу таких важных для речи органов, как губы, язык и челюсти.

Цель упражнений:

  • для губ — растягивать их в улыбку и вытягивать в трубочку;
  • Упражнения для языка: движение вверх-вниз, вперед-назад, круговое вращение, формирование широкой и узкой полосы.
  • Челюсть нужно тренировать, открывая и закрывая рот с различным размахом.

В статье узнаете, какие упражнения применять. Занятия по развитию артикуляции у детей. »

Чтобы выполнение заданий нравилось ребёнку, его превращают в игру. Для этого используют яркие игрушки, картинки и персонажи, которые также выполняют упражнения. Зарядка сопровождается весёлыми историями и рифмовками, чтобы движения были легче запоминать.

Внедряют также элементы соревнований. Например, оценивается продолжительность удержания языка в заданном положении или скорость выполнения задания.

Ребенка следует похвалить за каждый верно выполненный урок.

Какие результаты можно получить от артикуляционной гимнастики и когда?

Регулярные занятия укрепляют ребенка.

  1. Улучшается подвижность, координация и сила мышц языка, губ и челюстей. Это упрощает произношение звуков.
  2. Звукопроизношение корректируется, речь становится качественнее. Возможно произнесение и сложных звуков.
  3. Слух становится более острым, чётче воспринимаются и воспроизводятся звуки.
  4. Уверенность в себе растет. Общение становится легче, уменьшается тревога.

Скорость появления эффекта от упражнений определяется возрастом и характером нарушений речи. Первые видимые улучшения наблюдаются через две-четыре недели регулярных тренировок. При трудных речевых нарушениях у ребенка артикуляционную гимнастику применяют в течение нескольких месяцев или даже лет.