
Фотографии: Центр проблем аутизма / ВКонтакте. Рисунок: Юлия Замжицкая.
ABA-терапию часто применяют людям с аутизмом, но принципы терапии универсальны и могут быть полезны любому человеку для коррекции разнообразных форм поведения — от повышенной агрессии до проблем со сном. В этой статье Центр проблем аутизма Член правления Ассоциации поведенческих аналитиков RusABA Екатерина Жесткова рассказывает о принципах работы ABA-терапии и ее потенциальных пациентах.
Что такое АВА-терапия
ABA — это методика, основанная на прикладном анализе поведения. Цель ABA заключается в изучении внешних факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на человека, и корректировке его важного для общества поведения.
АВА-терапия часто используется при расстройствах аутистического спектра (РАС) потому что аутизм проявляется поведенческими нарушениями. Дети с РАС испытывают трудности в общении и построении социальных отношений, любой новый опыт их пугает. Характерно для них стереотипное поведение и стремление к рутине: например, употреблять продукты только определенных цветов или играть в игрушки только определенной текстуры. Навыки, которые даются нейротипичным детям легко, ребенок с аутизмом осваивает с большим трудом.
Применение АВА-терапии выходит за рамки лечения аутизма. К аналитикам обращаются с различными диагнозами (например, синдром Дауна или ДЦП), а также без них, но при наличии трудностей в поведении и общении. ABA позволяет корректировать различные формы проблемного поведения, формировать бытовые навыки, развивать речь и коммуникативные способности.
Как работает АВА-терапия
Диагностика
АВА-терапия начинается с оценки функционального поведения ребенка. Специалист наблюдает за поведением ребенка, отмечая, что ребенок делает, а чего не делает: например, бросает игрушки, не участвует в общих занятиях, не использует столовые приборы, отказывается заходить в класс и т. д.
Часто родителей таких детей упрекают в плохом воспитании, хотя фактически они очень много занимаются с ребенком. Однако это не всегда помогает справиться с проблемным поведением. Для его коррекции необходимо понять, что в внешней среде или действиях других людей приводит к нежелательному поведению ребенка.
У ребенка с трудным поведением часто отсутствуют освоенные базовые умения.
- Навык просьбы. Часто именно это поведение устраняет самые разные виды нежелательного поведения. Развить его можно даже у детей, которые не говорят — для этого существуют альтернативные системы коммуникации: карточки PECS, язык жестов или системы на электронных устройствах. Не стоит опасаться, что их использование затормозит развитие речи. Наоборот: у ребенка появляется смысл обращаться к взрослому, ведь ему понятно, что его услышат и дадут желаемое.
- Навык ожидания. Иногда ребенок может демонстрировать непослушание, если ему приходится ожидать что-то даже пару секунд. Способность терпеливо ждать положительно влияет на поведение малыша дома и упрощает процесс общения с ним.
Екатерина Жесткова:
Вторые классы посещала девочка с выдающимся дарованием, превосходящая своих ровесников, уже говорившая на английском языке. В течение дня у неё возникали сильные истерики.
Наблюдали за девочкой и обратили внимание на поведение педагога и ребенка. Преподаватель предложил задание — ребенок отказался выполнять его, отодвинул материалы. Педагог вернул их обратно, начал говорить громче — девочка махала руками, отбрасывала предметы, гудела. Преподаватель говорил еще громче и быстрее — девочка упала на пол и стала биться в истерике.
Потребовалось скорректировать действия и ребёнка, и преподавателя. Девочки трудности возникли из-за сложности задания. Ей объяснили, что нужно просить перерыв или помощь, обращаясь к учителю: «Поможете мне?».
Преподаватель теперь отвечал поступками и словами: «Если тяжело, разумеется, окажу помощь».
Дети с аутизмом часто демонстрируют опережающие академические навыки из-за отсутствия поддержки в обычных школах. Ресурсный класс — модель инклюзии от Центра проблем аутизма, включающая дополнительное пространство ресурсной зоны, АВА-терапию и тьюторство.
Методы коррекции
Поддержка, упрощение, подкрепление
Для усвоения несложных навыков эффективно действуют базовые методики: наглядность (карты, иллюстрации, снимки), снижение сложности заданий и поощрение действий.
Ребенок желает посмотреть мультфильм. Учитель даёт ему карточку «Подожди». метод визуальной поддержкиЕму требуется минимальное ожидание, несколько секунд — нет необходимости сразу подвергать испытанию терпимости на десять, пятнадцать минут. метод упрощения требованийПосле этого преподаватель говорит ребенку: «Ты молодец, хорошо подождал». метод подкрепленияРодитель даёт ребёнку мультфильмы как награду за хорошее поведение и постепенно увеличивает время ожидания.
Упражнение кажется простым, но при правильном выполнении поведение быстро меняется. Важно двигаться малыми шагами. В нашей практике была история о 15-летней девочке, которая отказывалась спать без мамы. Кровати девочки и матери каждый день отодвигали на 5 см друг от друга. Проблема, которая не решалась годами, исчезла за три недели.
Предупреждение
Важной задачей АВА-терапии является предупреждение. Дети с аутизмом испытывают страх перед всем непредсказуемым.
Им необходимо составлять визуальное расписание дня, детально показывать все запланированные события и так далее.
Семья отправится в путешествие. Чтобы малыш понял как все будет проходить, покажите ему картинки или фотографии: сначала едем на машине в аэропорт, потом сдаем чемоданы, потом проходим специальную рамку без мамы и так далее.
Генерализация навыков
Часто дети с РАС усваивают навыки при конкретных условиях, но не всегда могут их повторить в другом месте. Например, ребенок может одеваться и есть в саду, а дома — нет. Родители играют ключевую роль: нужно повторять действия, совершаемые со специалистом, дома.
Например, вместо простого «мяч» можно говорить «большой мяч», «красивый мяч». Такие упражнения можно делать во время прогулки из сада, это закрепляет навык.
Каждый навык развивают по отдельности.
О терапии по системе АВА и лекциях экспертов можно узнать бесплатно. сайте проекта «Шаг вперед».