Фото: img.freepik.com

Взаимодействие с взрослыми и другими детьми важно для развития детей дошкольного возраста. Для этого создаётся специальная образовательная среда, позволяющая им самостоятельно учиться сопоставлять предметы и явления, укреплять здоровье и получать жизненный опыт. Неправильно обустроенное пространство, например, нарушенная эстетика или чрезмерно жёсткое зонирование, может стать помехой для проявления способностей ребёнка.

В редакции Педсовета выяснили, какая среда способствует равному развитию всех малышей. Как её организовать, поведала Марина Махнёва, монтессори-гид класса 3–6 лет семейного клуба « ». Большие люди» в Воронеже.

Как организовать развивающую среду в детском саду по требованиям ФГОС?

Предметно-развивающая среда — пространство для развития, обучения и укрепления здоровья детей. В требованиях ФГОС указано, что она должна быть наполненной содержанием, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Рассмотрим эти критерии более подробно.

Содержательно-насыщенная и вариативная. В такой среде дети могут с легкостью играть, учиться, заниматься творчеством, активно двигаться и отдохнуть в тишине.

Необходимо каждые две недели изменять обстановку: переставлять предметы, игрушки или вносить новые для поддержания интереса и познавательной активности.

Трансформируемая и полифункциональная. Это пространство просто изменять и адаптировать под интересы детей, а также образовательные задачи. Для этого применяют мягкие модули, ширмы, занавески, легкие скамейки и модульную мебель. Например, игровой уголок можно оформить по мотивам различных сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Ресторан», а ширму использовать как разделитель зон или фон для презентации поделок или выставки рисунков.

Доступная. Игрушки, книжки и материалы для творчества лучше разместить на полках и в контейнерах на уровне взгляда ребёнка, чтобы ему было удобно брать и убирать их после игры.

Безопасная. Игрушки и мебель желательно делать из экологически чистых материалов, лишенных острых углов и деталей.

В системе Монтессори среда, где растут дети, называется подготовленной. Мария Монтессори выявила, что у каждого ребенка есть внутренний учитель, помогающий адаптироваться в мире. Благодаря ему ребенок может научиться всему самостоятельно, если взрослый не будет мешать и подготовит для этого пространство. Важен порядок в физической среде: малыш знает, где что находится, сам может взять предмет, использовать его и вернуть на место. Это касается игрушек и хозяйственных принадлежностей. Например, веник и совок ребенку удобны, когда помещаются в руку. Тряпочка, которой он протирает стол после рисования, тоже должна быть небольшой, чтобы ею было удобно манипулировать. Так ребенок освоит больше действий без помощи взрослого и развивает самостоятельность, независимость и уверенность в себе.

Марина Махнёва

Оптимизация пространственной организации группы детского сада.

Чтобы дети имели возможность самостоятельно решать, чем заниматься в свободное время, пространство должно поощрять независимую деятельность, обладать гибкостью и легко изменяться для различных целей.

Разделы группы отвечают за разные типы роста ребенка: социальный, интеллектуальный, речевой, творческий и физический.
Какой план обычно используют для группового пространства?

Центр игры. Здесь дети развивают воображение, речь, умение общаться с другими и учатся правилам общества. Например, играя в «Магазин», им нужно договориться, кто будет продавцом, а кто покупателем, какие товары можно купить и сколько они стоят. Покупатели часто используют фантазию, придумывают истории о своих персонажах и рассказывают, зачем им нужен тот или иной предмет.

Центр книги. В зоне для чтения дети могут взять книги, посмотреть и прочитать их.

Центр уединения. Часто зону для детей объединяют с читальной зоной, где принято соблюдать тишину. Если группа располагает местом, выделяют отдельный уголок: устанавливают шатер, палатку или обустраивают уютный уголок, отгораживая его ширмой. Малышам можно снять напряжение, успокоиться, помечтать или поиграть в тишине.

Центр исследований. В нём есть всё, что способствует развитию математических и сенсорных способностей, пробуждает любопытство и подталкивает к изучению мира и экспериментам. Например, дети играют с песком и водой, следят за ростом растений или рассматривают объекты под микроскопом.

Центр конструирования. Здесь дети возводят башни, машины, города, превращая идеи в реальность с помощью деталей конструкторов. Это развивает тонкую моторику, абстрактное мышление и творческий потенциал.

Центр творчества. В этой зоне дети рисуют, лепят из пластилина, раскрашивают картинки, создают аппликации из бумаги и натуральных материалов: листьев, камней, шишек и веточек.

Центр двигательной активности. Дети в этом уголке с радостью играют, тренируют мелкую моторику, ловкость и координацию движений. Здесь установлены низкие шведские стенки, развешены скакалки и обручи, расставлены мячи разных размеров.

Для создания комфортной атмосферы и безопасности необходимо четко разделить зоны в центрах таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, чувствовали себя спокойно, а воспитатели эффективно контролировали обстановку.

  • Мебель С помощью ширм, мягких модулей и стеллажей можно обозначить границы центра активности, а на полках разместить материалы в контейнерах или коробках. Мебель с колесами позволит изменять границы зоны и перемещать её в другое место.
  • Цветовой акцент Ковры, напольные покрытия и стены позволяют зрительно разделить зоны. Для центра, предназначенного для уединения, чтения и творчества, подходят спокойные пастельные цвета, а для игры и активного времяпрепровождения – яркие.

Когда малыши самостоятельно преобразуют пространство в соответствии с потребностями, определяют, чем заниматься и где, формируется адекватная самооценка, инициативность и самостоятельность.

В системе Монтессори большое значение придается внешнему виду пространства, которое должно быть красивым и светлым. Такое помещение напоминает скандинавский стиль интерьера: просторный и не перегруженный визуально. Цвет стен обычно нейтральный, чтобы не отвлекать детей от занятий. Это не означает, что группа должна выглядеть скучно. Например, стены украшают репродукциями работ известных художников. В общей сложности четыре комплекта картин — для каждого времени года. Жанры разные: портреты, пейзажи и натюрморты. У каждой картины обязательно есть карточки с информацией — именем художника и названием произведения.

Марина Махнёва

Какие игры и игрушки подходят для детей разного возраста?

Игрушки для обучения и творчества должны подходить возрасту детей в группе. Например, двух-трехлетнему ребёнку сложно собирать конструктор с мелкими деталями из-за недостаточно развитой мелкой моторики. Это может быть опасно, если малыш попытается проглотить или засунуть в нос пластиковую или металлическую часть. Рассмотрим, какие игрушки подойдут для младших, средних и старших групп детского сада.

Детям всегда говорят, что всё вокруг общее для всех, поэтому каждый отвечает за свои вещи и состояние пространства. Воспитатель не убирает за детьми. Если кто-то испачкал стол, то и моет его. В зависимости от возраста дети делают это по-разному. Например, трёхлетний малыш может протирать чистую поверхность просто потому что ему нравится это действие.

Марина Махнёва

Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»

Объединяясь, можем утверждать, что помещение детсада должно побуждать малышей к проявлению независимости, ответственности и активности, предлагать им уют и защиту. Далее рассмотрим действия, способные создать подобную обстановку в группе.

Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»

В подходящей обстановке ребёнок с удовольствием узнает новое и учится.