
Взаимодействие с взрослыми и другими детьми важно для развития детей дошкольного возраста. Для этого создаётся специальная образовательная среда, позволяющая им самостоятельно учиться сопоставлять предметы и явления, укреплять здоровье и получать жизненный опыт. Неправильно обустроенное пространство, например, нарушенная эстетика или чрезмерно жёсткое зонирование, может стать помехой для проявления способностей ребёнка.
В редакции Педсовета выяснили, какая среда способствует равному развитию всех малышей. Как её организовать, поведала Марина Махнёва, монтессори-гид класса 3–6 лет семейного клуба « ». Большие люди» в Воронеже.
Как организовать развивающую среду в детском саду по требованиям ФГОС?
Предметно-развивающая среда — пространство для развития, обучения и укрепления здоровья детей. В требованиях ФГОС указано, что она должна быть наполненной содержанием, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Рассмотрим эти критерии более подробно.
Содержательно-насыщенная и вариативная. В такой среде дети могут с легкостью играть, учиться, заниматься творчеством, активно двигаться и отдохнуть в тишине.
Необходимо каждые две недели изменять обстановку: переставлять предметы, игрушки или вносить новые для поддержания интереса и познавательной активности.
Трансформируемая и полифункциональная. Это пространство просто изменять и адаптировать под интересы детей, а также образовательные задачи. Для этого применяют мягкие модули, ширмы, занавески, легкие скамейки и модульную мебель. Например, игровой уголок можно оформить по мотивам различных сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Ресторан», а ширму использовать как разделитель зон или фон для презентации поделок или выставки рисунков.
Доступная. Игрушки, книжки и материалы для творчества лучше разместить на полках и в контейнерах на уровне взгляда ребёнка, чтобы ему было удобно брать и убирать их после игры.
Безопасная. Игрушки и мебель желательно делать из экологически чистых материалов, лишенных острых углов и деталей.
Оптимизация пространственной организации группы детского сада.
Чтобы дети имели возможность самостоятельно решать, чем заниматься в свободное время, пространство должно поощрять независимую деятельность, обладать гибкостью и легко изменяться для различных целей.
Разделы группы отвечают за разные типы роста ребенка: социальный, интеллектуальный, речевой, творческий и физический.
Какой план обычно используют для группового пространства?
Центр игры. Здесь дети развивают воображение, речь, умение общаться с другими и учатся правилам общества. Например, играя в «Магазин», им нужно договориться, кто будет продавцом, а кто покупателем, какие товары можно купить и сколько они стоят. Покупатели часто используют фантазию, придумывают истории о своих персонажах и рассказывают, зачем им нужен тот или иной предмет.
Центр книги. В зоне для чтения дети могут взять книги, посмотреть и прочитать их.
Центр уединения. Часто зону для детей объединяют с читальной зоной, где принято соблюдать тишину. Если группа располагает местом, выделяют отдельный уголок: устанавливают шатер, палатку или обустраивают уютный уголок, отгораживая его ширмой. Малышам можно снять напряжение, успокоиться, помечтать или поиграть в тишине.
Центр исследований. В нём есть всё, что способствует развитию математических и сенсорных способностей, пробуждает любопытство и подталкивает к изучению мира и экспериментам. Например, дети играют с песком и водой, следят за ростом растений или рассматривают объекты под микроскопом.
Центр конструирования. Здесь дети возводят башни, машины, города, превращая идеи в реальность с помощью деталей конструкторов. Это развивает тонкую моторику, абстрактное мышление и творческий потенциал.
Центр творчества. В этой зоне дети рисуют, лепят из пластилина, раскрашивают картинки, создают аппликации из бумаги и натуральных материалов: листьев, камней, шишек и веточек.
Центр двигательной активности. Дети в этом уголке с радостью играют, тренируют мелкую моторику, ловкость и координацию движений. Здесь установлены низкие шведские стенки, развешены скакалки и обручи, расставлены мячи разных размеров.
Для создания комфортной атмосферы и безопасности необходимо четко разделить зоны в центрах таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, чувствовали себя спокойно, а воспитатели эффективно контролировали обстановку.
- Мебель С помощью ширм, мягких модулей и стеллажей можно обозначить границы центра активности, а на полках разместить материалы в контейнерах или коробках. Мебель с колесами позволит изменять границы зоны и перемещать её в другое место.
- Цветовой акцент Ковры, напольные покрытия и стены позволяют зрительно разделить зоны. Для центра, предназначенного для уединения, чтения и творчества, подходят спокойные пастельные цвета, а для игры и активного времяпрепровождения – яркие.
Когда малыши самостоятельно преобразуют пространство в соответствии с потребностями, определяют, чем заниматься и где, формируется адекватная самооценка, инициативность и самостоятельность.
Какие игры и игрушки подходят для детей разного возраста?
Игрушки для обучения и творчества должны подходить возрасту детей в группе. Например, двух-трехлетнему ребёнку сложно собирать конструктор с мелкими деталями из-за недостаточно развитой мелкой моторики. Это может быть опасно, если малыш попытается проглотить или засунуть в нос пластиковую или металлическую часть. Рассмотрим, какие игрушки подойдут для младших, средних и старших групп детского сада.
Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»
Объединяясь, можем утверждать, что помещение детсада должно побуждать малышей к проявлению независимости, ответственности и активности, предлагать им уют и защиту. Далее рассмотрим действия, способные создать подобную обстановку в группе.
Чек-лист «Как организовать предметно-развивающую среду в ДОУ»
В подходящей обстановке ребёнок с удовольствием узнает новое и учится.