Фото: img.freepik.com

Безопасность – важный разговор на старте учебного года для школьников. Доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры МГПУ «Обеспечение безопасности образовательной организации» Олег Зверев посоветовал Педсоветам, что нужно сделать в сентябре.

Как научить детей основам безопасности

Сначала проведите тренинги по пожарной и противотеррористической безопасности, объясните детям поведение в чрезвычайных ситуациях, пройдите по зданию. Можно также…

Тренинги по пожарной и антитеррористической безопасности полезны всем: первоклассникам, учителям и директору школы. Чрезвычайные ситуации могут случиться в любой день и затронуть любого – поэтому важно подготовиться к ним заранее.

Школьников необходимо обучить ориентированию в здании, демонстрировать эвакуационные выходы и безопасные зоны. Всем вместе требуется отработать действия во время сигнала тревоги. Действия различаются в зависимости от опасности: пожар, вооруженное нападение, подозрительный предмет.

В каждой ситуации детям нужно научиться не поддаваться панике и выбирать подходящую стратегию поведения во время ЧС: бежать, прятаться или защищаться. Верные действия, например, забаррикадироваться в классе или замереть, можно отработать на тренингах.

Олег Зверев

На занятиях с психологом ребенку учат обращать на себя внимание, если он замечает опасность на людном месте.

Если ребёнка атакуют в общественном транспорте или на неосвещённой улице, его сознание может заблокироваться. Во избежание этого психологического барьера, нужно во время занятий обучить школьников действовать решительно: громко кричать о помощи при подобных инцидентах.

Юноша может не осознавать, что незначительные на его взгляд поступки считаются правонарушениями. Такие действия могут привести к тяжелым последствиям: административной или уголовной ответственности. Например, ему кажется допустимым привести в школу нож, взорвать петарду в классе или шутливо сообщить о заминированном здании.

В образовательном процессе важно давать учащимся знания о праве, разъясняя им статьи Уголовного и Гражданского кодексов, возраст наступления ответственности и приводя реальные жизненные примеры правонарушений и преступлений.

Что должны знать и уметь учителя

Федеральные законы №273-ФЗ «Об образовании» и № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» обязывают работников образовательных организаций владеть навыками оказания первой помощи и проходить соответствующее обучение каждые три года.

С нового учебного года действует Приказ Минпросвещения РФ от 14.08.2024 г. «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Документ устанавливает свободный доступ к аптечке. Следовательно, взрослым нужно знать местонахождение аптечки, её содержимое и уметь ей пользоваться.

Прежде чем рассказать детям о угрозе, учитель должен глубоко изучить тему. Например, на занятии для педагогов об опасности распространения вейпов не все учителя среди выставленных предметов – флешек, пауэрбанков – могли четко назвать курительный гаджет.

Олег Зверев

Чтобы подготовиться к занятиям по безопасности жизнедеятельности, можно использовать интерактивные пособия. Для разных возрастов существуют разные варианты. На платформе Учи.ру в рамках предмета «Окружающий мир» для учеников начальной школы есть правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, схемы и модели поведения в экстренных ситуациях.

Задачи по безопасности обсуждают и решают в рамках Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов. Существует также олимпиада «Безопасные дороги», где учащиеся изучают правила дорожного движения, узнают правила для пешехода, пассажира транспорта, водителя самоката или велосипеда.

Взрослые должны сами показывать образец осознанного отношения к безопасности, например, соблюдая правила дорожного движения, ведь это важно не только для них самих, но и для детей.

К ученическим волнениям нужно относиться серьёзно и действовать строго по инструкции, а на тренировках даже садиться вместе с детьми под столы.

Олег Зверев

Как найти гармонию между отдыхом и защитой.

Перемена — период, когда учащиеся без присмотра взрослых, что может привести к травмам как самого ребёнка, так и окружающих его.

В отдельных учебных заведениях имеются комнаты с защитными напольными покрытиями, например, нескользящим наливным резиновым полем, позволяющим школьникам безопасно проводить перемены.

Физкультминутки и флешмобы от педагогов или старшеклассников-волонтеров делают перемены активными и безопасными. Ребята отдыхают от занятий, участвуя в активностях и сбрасывая накопившуюся энергию безопасно для себя и окружающих.

Безопасность в школе – это важная составляющая, и одним из её элементов является видеонаблюдение. Записи с камер способны разрешить множество конфликтных ситуаций. Некоторым может показаться, что установка системы видеонаблюдения – это большие дополнительные расходы для школы. Однако, если не инвестировать в безопасность сейчас, то потом придется заплатить цену за ее отсутствие.

Безопасность в школе – сложная задача, требующая участия всех: учеников, учителей и родителей. Проведение тренингов, обучение детей правильным действиям в экстренных ситуациях и просвещение – ключевые шаги к созданию безопасной образовательной среды. Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность и показывать пример отношения к безопасности, ведь только совместными усилиями можно защитить подрастающее поколение.