
Безопасность – тема для обсуждения с учениками в начале учебного года. Доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры МГПУ «Обеспечение безопасности образовательной организации» Олег Зверев рассказал Педсовету о шагах, которые можно предпринять уже в сентябре.
Как научить детей основам безопасности
Вначале необходимо обучить детей правилам пожарной и антитеррористической безопасности, рассказать им о поведении в экстренных ситуациях, проходить марш-бросок по зданию. Также можно предпринять следующие действия:
Тренинги по пожарной и антитеррористической безопасности важны для всех: учеников, учителей и руководства школы. Чрезвычайные ситуации могут случиться в любой момент и коснуться кого угодно.
Школьников необходимо обучить ориентировке в здании, продемонстрировать эвакуационные выходы и безопасные зоны, а также провести совместную тренировку действий при сигнале тревоги. Действия различаются в зависимости от опасности: пожара, вооружённого нападения или подозрительного предмета.
Дети должны научиться не паниковать в любой ситуации и выбрать стратегию поведения во время ЧС: бежать, прятаться или защищаться. Правильные действия, например, забаррикадироваться в классе или замереть, помогут отработка алгоритмов на подобных тренингах.
Олег Зверев
Во время занятий с психологом важно научить ребёнка обращать на себя внимание, если он видит опасность в публичном месте.
Если ребенок подвергнется нападению в общественном транспорте или на неосвещенной улице, может случиться блокировка. Для преодоления психологического зажима школьникам нужно во время занятий практиковать действия: громко кричать и звать о помощи в подобных ситуациях.
Образование в сфере права важно для подростков, которые могут не осознавать, что их поступки считаются правонарушениями. Такие проступки, кажущиеся безобидными, как принесение ножа в школу или взрывание петарды в классе, могут привести к серьезным последствиям – административной или даже уголовной ответственности. Подобная небрежность может обернуться и опасными шутками, например, сообщением о заминированном здании.
Педагогам важно обучать учеников основам права, разъясняя, какие статьи Уголовного и Гражданского кодексов регламентируют преступления и правонарушения, с какого возраста наступает ответственность, и приводя реальные жизненные примеры.
Что должны знать и уметь учителя
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании» и № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» устанавливают требование к каждому работнику образовательной организации: владение навыками оказания первой помощи и прохождение обучения раз в три года.
С нового учебного года действует Приказ Минпросвещения РФ от 14.08.2024 г. «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». В нем указан беспрепятственный доступ к аптечке. Это означает, что взрослые должны знать местонахождение аптечки, ее состав и уметь пользоваться всем содержимым.
Прежде чем говорить детям о опасности, учитель должен хорошо изучить тему. При проведении в одной из школ занятия для педагогов об опасности вейпов не все педагоги смогли точно определить курительный гаджет среди флешек и пауэрбанков.
Олег Зверев
Для подготовки к занятиям по безопасности жизнедеятельности можно применять интерактивные пособия, разработанные для разных возрастных групп. Например, на платформе Учи.ру в рамках предмета «Окружающий мир» для учеников начальной школы доступны правила перемещения во дворе и пересечения проезжей части, а также схемы и модели поведения в экстренных ситуациях.
В рамках Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству ученики 1–9 классов разбирают и решают задачи по безопасности. Также есть олимпиада «Безопасные дороги», где учащиеся изучают ПДД, узнают правила для пешеходов, пассажиров транспорта, водителей самокатов или велосипедов.
Воспитатели и родители в некоторых случаях сами не являются образцом ответственного поведения в сфере безопасности. Взрослым стоит брать пример с себя: безопасно пересекать дорогу, по крайней мере, для того, чтобы не показывать плохой пример детям.
Важно воспринимать учебные тревоги всерьез и действовать по инструкции, а во время тренировок вместе с детьми прятаться за стол. Так можно на практике подтвердить уроки и беседы о безопасности.
Олег Зверев
Как поддерживать равновесие между отдыхом и безопасностью.
Перемены – один из моментов учебного дня, потенциально опасный для здоровья ученика. В перерывах между уроками дети остаются без присмотра и могут причинить вред себе или другим.
Некоторые школы располагают помещениями с безопасными покрытиями, например, нескользким наливным резиновым полом, позволяющим детям безопасно проводить перемены. Однако такого нет во всех школах.
Педагоги и старшеклассники-волонтёры проводят физкультминутки и флешмобы, чтобы сделать перемены активными и безопасными. Ребята во время этого отдыхают от занятий и одновременно участвуют в активностях, сбрасывая накопившуюся энергию безопасно для себя и окружающих.
Безопасность в школе – важна. Видеонаблюдение — одно из её важнейших элементов. Записи с камер помогают разрешать конфликты. Кто-то скажет, что видеонаблюдение – это лишние расходы. Но безопасность стоит денег. Без неё придётся заплатить цену за отсутствие защиты.
Безопасность в школе – комплексная задача, требующая участия всех: от учеников и учителей до родителей.
Регулярно проводить тренинги, обучать детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях и просвещать их – ключевые шаги к созданию безопасной образовательной среды. Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность и подавать пример осознанного отношения к безопасности. Только совместными усилиями можно защитить подрастающее поколение.