
Ольга Вихрова – заметная фигура в Псковской области. Три года назад она осуществила маленькое преобразование: создала первую в регионе частную школу. Риск был колоссальным: такой формат для города был нетипичен, местные власти оказывали сопротивление, и никаких гарантий успеха не существовало. Несмотря на это, школа возникла и сейчас развивается невероятными для начинания темпами. Как вера в дело преодолевает все преграды, насколько легко перейти из бизнеса в образование и почему будущее принадлежит частным школам – обо всём этом рассказываем в нашем материале.
«Я сделала это ради своего ребенка»
Ольга Вихрова по образованию педагог-психолог. У неё есть также диплом медицинского училища и Санкт-Петербургского института коучинга. Последний на долгое время определил сферу деятельности Ольги: работа менеджером по персоналу, HR-директором, а затем основание собственного центра развития персонала. Компания успешно развивалась несмотря на открытие в разгар экономического кризиса 2009 года, потом бизнес пошел на спад, и Ольга запустила интернет-магазины. Но торговлей занималась без особого интереса, только ради заработка. Всегда хотелось большего: приносить пользу обществу. Когда младшая дочь пошла в школу, у Ольги возникла идея основать частную гимназию.
Сразу же после входа в государственную школу у девочки начались проблемы. Ольга наблюдала, как ее жизнерадостный, подвижный, любознательный ребенок превращается в застенчивого ученика, который ненавидит школу и все, что с ней связано. Причина изменений для нее была очевидна: система государственного образования сильно устарела и не воспринимает ученика как личность, пытается сломать его, подчинить себе. Ольга отмечает, что у современных гиперактивных детей, воспитанных в интерактивном пространстве, внимание совершенно другого качества, и им не подходит взрослый формат обучения: уроки за партой по 40-45 минут без движения и игр. Ребенок прилагает сверхусилия, сдерживает себя вместо того, чтобы сосредоточиться на информации.
Меняя школы и учителей, Вихровы всё же не добились желаемого. В итоге Ольга решила открыть собственную, частную гимназию, где её ребёнок мог бы получать образование в благоприятной обстановке.
Наша цель — детское счастье.
В Псковской области Ольга первой открыла частные школы. Власть и деньги у других были, но сомневались в спросе. Ольга же знала: раз у неё и знакомых есть желание отдать ребёнка в частную школу, значит, люди желают такого образования.
Приступила к поиску сотрудников. Ищу людей, которым либо не подходит государственный сектор, либо которые хотят работать в новом типе учебного заведения. Главные критерии — это живой взгляд, креативное мышление и любовь к детям.
Команда гимназии на выезде
В начале педагогам будущий директор могла обещать только перспективы. Ольга заражала энтузиазмом, идеями, ей верили. Команду она решила собирать из экспертов, методистов: опыт бизнес-проектов показал наименее финансово- и ресурсозатратным подход. Методическим ориентиром выбрали систему Владимира Жохова, которая поддерживает достоинство ребенка, его инициативу. Система отвечала стремлению Ольги вырастить новое поколение детей, которые будут воспринимать себя как личность и полюбят учебу на долгие годы.
Команда гимназии черпала вдохновение из опыта финских и шведских школ. Ольга отмечает, что во время обмена опытом больше всего впечатлило стремление европейских школ не к накоплению знаний, а к счастью детей. Данный принцип стал основополагающим и в Ольгинской гимназии. Родителей сразу проинформировали: здесь нет гонки за оценками и поступлением в престижные ВУЗы.
Три года назад в Ольгинскую гимназию на первую линейку пришли всего восемь учеников, включая дочь директора. Через год в гимназию поступило уже 60 человек. На следующий учебный год планируют прийти 170. Проект развивается с сумасшедшей скоростью, — говорит Ольга, — вопреки всем законам бизнеса. Самым лучшим маркетингом для школы стала информационная открытость и сарафанное радио. Гимназия активна в социальных сетях, выкладывает фрагменты открытых уроков, рассказывает о своей деятельности, а родители учеников рекомендуют школу своим знакомым.
Важно уметь общаться с людьми.
Опыт Ольги в бизнесе стал одним из факторов успеха гимназии.
Знания маркетинга, продаж и позиционирования были важны, но ключевым фактором стали soft skills. По словам Ольги, без умения налаживать сотрудничество, вести переговоры, общаться с властями, подбирать персонал и доносить свои идеи до него ничего бы не получилось.
Главное – уметь передать свои мысли, представить себя и найти контакт с собеседником, уверен директор гимназии.
Ольга решила поделиться своим опытом с детьми. Она считает, что эффективными установками и навыками в раннем возрасте поможет им преуспеть в жизни. Поэтому ведущим направлением в гимназии стало бизнес-образование. В школе уже в начальных классах проводят тренинги по обсуждению таких тем, как «что такое мечта?», «чего ребята хотят добиться в жизни?» и «как можно друг друга понять? услышать?».
В гимназии реализуется программа Kinder MBA, где учащиеся изучают запуск стартапов, выявление не удовлетворенных потребностей общества и создание новых продуктов для улучшения мира.
Ребята прошлого года познакомились с такими понятиями как целевая аудитория, исследование рынка, спрос, предложение и формирование цен. Не только узнали, но и применили это в разработке своих проектов: интерактивной книги о здоровье глаз, курса мастер-классов по технике Эбру и настольной игры. В этом году дети разрабатывали умные вещи (турникет, подушка, маска, куртка) и мобильные приложения для их управления. Гимназисты могут ставить перед командой цели по SMART и планировать деятельность. Ученики 3-6 классов проводят исследование рынка: находят конкурентов, изучают их предложения, слабые и сильные стороны.
Представление проектов на первой детском бизнес-конференции
«Чиновники вставляли нам палки в колеса»
Новая нестандартная школа нарушила равновесие в городской системе образования, поэтому чиновники отнеслись к гимназии негативно и долгое время препятствовали её работе: сообщали родителям неправильную информацию о школе, указывали на отсутствие аккредитации, несоответствие уровню ФГОС, хаос и «странную демократию». Ученикам Ольгинской гимназии запрещали участвовать в общегородских мероприятиях, не включали в списки РКМ. Ситуация изменилась после визита чиновников от образования всех уровней, которые своими глазами увидели происходящее в гимназии. Стало ясно, что гимназия работает на престиж Псковской области, делая её привлекательной для переезда из других регионов.
Муниципальная система стремится ограничить рост частных школ, потому что за каждым ребенком идут деньги, а частные школы в перспективе могут получить долю государственного финансирования. Частное образование всё более востребовано, оно считается прогрессивнее, демократичнее и гибче. Ещё одно преимущество — родителям не требуется нанимать репетиторов, что экономит средства. Имея большую мотивацию, дети лучше усваивают информацию и учатся.
На данный момент частное образование уступает по доступности. Поэтому главная задача директора — снизить стоимость обучения. Сейчас цена за месяц в Ольгинской гимназии с учетом питания и группы продленного дня составляет 27 тысяч рублей, что не каждый житель региона может себе позволить.
В государственных школах из-за усиления конкуренции неизбежны изменения. Руководители, часто педагоги без управленческих навыков, решают задачи силой воли, что приводит к быстрому истощению. Чтобы добиться успеха, директорам необходимо развивать менеджерские компетенции.
Какой вы руководитель?
Требовательный.
Идеальный директор школы — какой он?
Строгий, справедливый, любящий.
Что самое сложное в вашей работе?
Отказывать.
Если бы я раньше знала, то сейчас бы …
…попыталась применить в обучении технологии Базарного, предусматривающие обучение в вертикальной позе с использованием перьевых ручек.
Руководство школой — это профессия или предназначение?
Призвание.
Что посоветуете коллегам?
Внедряйте новые методики, развивайтесь, растут и учитесь всему новому, включая менеджмент.