
Психолог Андрей Сионин рассказал Обсудил три вида психологического насилия в рабочей среде и предоставил учителям советы по защите от унижения со стороны коллег и начальства.
Насилие в коллективе: разберёмся в видах
1. Буллинг Это преследование отдельного лица кем-либо или группой лиц.
Буллинг строится на разрушительном конфликте, где сильнее подвергает давлением более слабого, как физически, так и эмоционально. Причины таковы:
- зависть;
- месть;
- борьба за власть;
- самоутверждение;
- стремление быть в центре внимания;
- желание вызвать восхищение у окружения.
ВажноКто совершает буллинг, сам нуждается в помощи. Вероятно, его воспитывали авторитарные и гиперопекающие родители, и он поступает с другими так же, как когда-то поступали с ним. Поведение взрослого агрессора сложно скорректировать — психика уже сформирована, он уверен, что его действия осознанные, и помогает ему достичь какой-то цели.
2. Термин «моббингВ 1958 году зоолог Конрад Лоренц впервые использовал термин, описывая агрессивное поведение животных по отношению друг к другу. Наблюдая за обезьянами, Лоренц заметил, что те бросают бананы и палки в хищников, пытаясь подавить более сильную особь и заставить ее уйти с их территории.
Во время моббинга коллектив отвергает сотрудника, которого считает лишним. конкурента — белую ворону, новичка или ветерана. Основная причина — соперничество, а средство — психическое насилие.
Моббинг делится на три вида:
- горизонтальный — коллеги травят коллегу;
В застоявшееся сообщество, пребывающее в негативных эмоциях, присоединяется новый работник с новыми идеями и предложениями. Руководство замечает его и ставит его в пример. Это нарушает привычный уклад «старичков», которые, стремясь вернуть всё на круги своя, начинают проявлять агрессию по отношению к новому сотруднику, создавая ему невыносимые условия и пытаясь опорочить его перед начальством.
- вертикальный — руководитель давит на подчиненного;
- сэндвич-моббинг В преследованиях задействованы как подчиненные, так и руководство.
Часть руководителей поощряет сообщников. Человека все же вычисляют, и обычно самому ему приходится пережить преследования.
Мотивы моббинга:
- отсутствие обратной связи от руководства;
- стресс и тревога, неясность будущего.
3. Боссинг Руководство оказывает психологическое давление с целью увольнения работника, которого считают лишним.
Доклады о нарушениях графика работы или учебной программы могут быть предлогом для травли.
Иногда люди видят боссинг там, где его нет. Например, если директор не поздоровался или сказал что-то резким тоном, подчиненный может начать гадать о своих проступках, забывая о том, что причина такого поведения могут быть личные проблемы или плохое настроение. Или руководитель попросил переделать работу, а это воспринимается как попытка унизить. На самом деле, скорее всего, это конструктивная критика, направленная на то, чтобы человек понял свои ошибки и доработался над результатом.
Как поступить педагогу, ставшего объектом преследования?
- Не спешите судить и разбирайтесь, является ли это преследованием или поучительной критикой.
- Не допускайте домыслов — в труде непременно стремление к общению. Если сомневаетесь в объективности руководителя, — обращайтесь к исходному документу.
Вместо обвинений руководителя лучше применять Я-сообщения. Например: «Мне важно разобраться в ситуации, поскольку чувствую, что ко мне относитесь предвзято. Если у вас есть вопросы ко мне как к подчиненному, хотелось бы получить от вас, как от руководителя, конкретную обратную связь».
- Не позволяйте унижать себя.
- Будьте вежливы, но не унижайтесь перед другими для того, чтобы им угодить.
- Будьте откровенны, но не делитесь подробностями о своих трудностях и недостатках.
- Не принимайте нападки близко к сердцу. Возможно, это связано с проблемами в группе или у тех, кто это разжигает, а не с вами. Ваша самооценка должна строиться на ваших успехах, а не на мнениях других.
- Задокументируйте всё и переведите претензии руководства в письменный вид, чтобы избежать затруднений.
- Берегите своё здоровье и душевное равновесие.
Если вам очень некомфортно, можете продолжить испытывать дискомфорт или изменить обстановку, найдя место для реализации своих возможностей, вместо постоянных конфликтов.
Материалы по теме:
- «Не желательная персона»: рассказ о борьбе педагога за свои права.
- 8 психологических рекомендаций по поддержанию дружбы в учительском коллективе
- Совместная работа учителей: методы разрешения разногласий.