
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Не всегда педагогическое призвание приходит в студенческие годы.
Многие осознают желание и способность работать в школе, имея уже другую профессию, не связанную с преподаванием. Учитель истории из Перми Дарья Дягелец на собственном опыте рассказывает о сложности перемен и об их целесообразности.
Кем я работала до школы
Много лет я занимала должность помощника руководителя и маркетолога в турагентстве. Впрочем, по мне, до настоящего маркетолога так и не добралась. Образование у меня историческое, на новую специальность не переучивалась и уверена, выполняла работу поверхностно. Или, быть может, у меня просто сильный комплекс самозванца.
Работа приносила мне удовольствие, потому что я знакомилась с людьми, интересующимися путешествиями и изучением мира. Было радостно совершать поездки с ними по России и соседним государствам.
Меня не удовлетворяла сфера деятельности компании — исключительно продажа товара. Хотелось непрерывных исследований и новых задач. В определённый момент всё стало банально утомительным.
Как решилась поменять специальность
В 2014 году меня перевели в новую специальность. Туристический бизнес тогда переживал серьёзные трудности: несколько крупных туроператоров и авиакомпаний покинули рынок, курс доллара значительно возрос. Этот кризис стал толчком к давно принятому решению – искать работу по исторической специальности, которую люблю очень сильно.
Вдруг несколько знакомых отправились в школу, и у меня возникло решение.
Удивительно! Что здесь творится? Неужели все спятили? Как вообще могло такое случиться в этой школе? А почему мне нельзя?
Не до конца понимаю своё решение. Первый сентября две тысячи четырнадцатого года я отправила резюме в разные школы. Из одной мне ответили, и я решила…
Надо бы попробовать свои силы в этом приключении.
Почему именно преподавание
Первое: из любопытства. Смогу ли я?
Мне нравятся люди всех возрастов как коллеги по работе.
Не совсем ясно было мне, чем ещё можно было бы заниматься как историку, поскольку меня интересовала именно эта область.
Мне очень нравится учиться, процесс познания, когнитивистика. Полагаю, именно это является главной причиной работы в школе: постоянное обучение и преподавание. Как будто вечный круг — постоянно учимся и передаём знания другим.
Как я переучивалась на учителя
Не занималась переобучением, а дополняла знания. Требовалось пройти курсы по переквалификации и получить дополнительный диплом о повышении квалификации.
Я изучила предложения рынка. С этим были большие проблемы (в общем-то, есть и сейчас): все очные и очно-заочные курсы, предлагавшиеся в городе, казались скучными и поверхностными. По этой причине подходящий вариант нашёл на интернет-площадке. Провела поиск информации о каждом преподавателе: мне показалось, что они компетентны, понравился учебный план. Я приобрела курсы и с увлечением их прошла.
Это заняло полгода, совмещать с работой было легко. Оно было совсем не таким онлайн-образованием, какое есть сейчас. Нужно было без перерыва слушать лекции по три часа и выполнять задания, проверку которых осуществлялось только для последней квалификационной работы. Поэтому мне пришлось проделать гораздо больше работы, чем многие курсы требуют от своих студентов сейчас.
Я получила желаемую корочку. Обучение же продолжается: регулярно посещаю специализированные курсы.
В чём первые трудности?
У меня возникли трудности прежде всего философского характера: каждый день я убеждала себя в том, что имею право работать учителем.
Во мне царила тьма страха. Я сомневалась в своих знаниях, боялась допустить ошибку и быть «раскрытой» из-за забытых фактов. Опасалась стать слишком мягким или жестким учителем, не понимая баланса между этими качествами. Не знала, как оперативно справляться с внезапными ситуациями, которые происходят в классе и школьных коридорах.
Работа занимала мысли постоянно, даже во время отдыха. Такое состояние было невыносимым, никому такого не пожелаешь. Впоследствии трудности ушли, так как я доказала себе свою состоятельность. Страх перед всем — пустая трата нервов. Что-то происходило, я решала возникающие проблемы, просила помощи у кого-нибудь — и все складывалось. Сложно найти равновесие между работой и личной жизнью, но кажется, что сейчас я его нашла.
В детстве у меня была мечта стать как Холден Колфилд и спасать детей. Но за первые три года работы я поняла, что никто не желает спасения. Главное — трудиться и получать удовольствие от своей деятельности.
Что нравится и не нравится в школе
Новая работа подарила мне счастье и уверенность в себе. В школе, подобно походу или экстренной ситуации, я чувствую себя настоящим. Каждый день — это испытание, встреча с удивительными умами. Мне нравится наблюдать за процессом обучения людей, это сильно меня увлекает.
Эта работа, больше чем любая другая, способствует развитию разнообразных навыков, включая те, что не связаны с твоей специальностью.
Считаю, что учительский труд заслуживает более высокого вознаграждения. Без этого приходится много работать, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни.
Классным руководителям и молодым учителям не оказывается системной практической помощи. Школа проводит курсы повышения квалификации, но большая их часть устаревшая и формальная.
Встреч в неформальной обстановке между учителями пока не происходит.
Не жалею ли я о принятом решении
Ничуть. Думаю, это удивительное приключение. Хотелось бы изучать медицину и быть гинекологом. Не из-за расстройства, а из любопытства.
В школе случаются разные неприятности. За восемь лет я поняла, что от меня зависит многое, и сосредоточилась на том, что под моим контролем.