Фото: img.freepik.com

В сети широко представлены статьи и посты о распространенных преподавательских ошибках. Однако чаще всего это касается психологических аспектов или коммуникации.
Предлагаю сосредоточиться на педагогических погрешностях, связанных с организацией и проведением урока.

Эта статья может быть полезна как новичкам, так и педагогам с большим опытом работы.

Каких ошибок следует избегать педагогу во время урока?

Ошибка возникает, когда вы спрашиваете класс и сразу предлагаете ответить добровольцам.

Ученики по характеру и способностям к запоминанию весьма разнообразны. Предложите ученикам сначала обдумать вопрос, тогда возведёт больше рук и ответы будут более полными.

Ошибка 2. Переход урока в мультимедийное представление.

Мультимедиа служит вспомогательным средством. Не стоит чрезмерно полагаться на красочные слайды и захватывающие обучающие видео. В погоне за этим теряем время для взаимодействия, мгновенного понимания и открытия учениками чего-то нового.

Ошибка 3. Монотонный урок

Если урок проходит в одном темпе с выполнением только одной задачи, то при низкой скорости ученики могут уснуть или потерять интерес. Высокая скорость урока вызывает быструю утомляемость. И выполнение одной задачи на протяжении всего занятия может утомить ребят.

Чрезмерная приверженность плану.

Некоторые ситуации требуют корректировки плана тренировки.

  • В классе снижается эффективность работы после проверочного задания по другому предмету.
  • Отсутствует электроснабжение, а в центре урока — мультимедийные материалы.
  • Вы вошли в класс, где проектор едва функционирует.
  • Компьютер завис, и ты, не обращая внимания на урок, ожидаешь открытия нужного файла.

Не стоит рисковать неудачей, лучше вовсе исключить такой вариант.

Проблемы возникают из-за отсутствия персональной ответственности учеников при работе в коллективах.

Преподаватель распределил учащихся по группам, где отсутствует ясность относительно поручений каждого. Некоторые студенты оперативно занимают позицию руководителей, в то время как остальные пассивно зависят от них, демонстрируя при этом вид бодрствующего и сосредоточенного.

Обучение пройдено недостаточно.

В ходе урока педагог так и не удостоверился в понимании новыми учебными материалами, а также не выяснил, о чем вообще шла речь на уроке. С самого начала занятия учитель не обратил внимания на то, знакомы ли учащимся термины и понятия, которые сыпались от него изобильно.

Преподаватель проводит многочисленные и обширные проверочные работы.

Оценка знаний и обратная связь важны, но избыток этого может быть вреден. Вместо формирования обучающей среды получается лишь механическое усвоение материала.

Ошибка 8. В уроке отсутствуют ясные учебные цели и задачи.

Тема занятия не озвучена, да и если озвучена, то у учеников нет необходимых указаний и упражнений. Это неудачный урок.

Преподаватель пренебрегает обучающимися.

В школе не уместна лекция как форма урока. Отсутствие диалога в процессе обучения — катастрофа. Отсутствие внимания учеников — катастрофа. Преподаватель не удостоверился, что учащиеся готовы к занятиям.

Во время урока учитель следует скрипту.

Учитель не помнит содержание урока, часто смотрит в план-конспект. Держит тетрадь, планшет для бумаги или электронный планшет. Читает слайды. Доверие учеников к такому учителю пропадает. Диалог становится неудобным и фрагментарным. Обратная связь с классом ослабевает.

Ошибки могут быть и более частыми. Каждый осознает свои слабости. Главное – не обманывать себя. Признать, что неудачный урок – прежде всего, моё проявление ответственности, а не результат поведения учеников или их ограниченных знаний и способностей.