Эмоциональный интеллект – это набор навыков, помогающий человеку понимать себя и других. Способность общаться, слушать других, распознавать свои желания и эмоции влияет не только на жизнь ребенка за пределами школы, но и на его учебу, поведение на уроках, а также отношения с учителями и сверстниками. Эксперты фонда «Шалаш» делятся упражнениями, которые можно ввести в урок для развития эмоционального интеллекта у детей.

Говорить о чувствах героев фильмов, мультфильмов и литературных произведений.

Если учащиеся в рамках урока или домашнего задания знакомятся с книгами или фильмами, формулируйте для них вопросы о героях.

  • Что происходило с их чувствами в данной ситуации? Какие эмоции проявлялись?
  • Каковы их планы, к чему стремятся?
  • Какие особенности поведения героев позволяют судить о том, как они себя чувствуют? (тембр речи, жесты, мимика)
  • Как бы на их месте поступили ученики — так же или иначе? Что бы сделало кто-то иначе и почему?

Разбор подобных примеров позволит детям изучать поведение окружающих и следить за своим состоянием. Так им станет легче общаться: понимать эмоции других людей, выбирать правильные слова и поступки, становиться на точку зрения другого.

Некоторые эмоции могут быть непонятны детям, если с ними ещё нет опыта. При затруднении учеников в формулировании ответов на вопросы постарайтесь помочь наводящими вопросами.

  • Изменился ли облик персонажей? В чем проявилось изменение? Чем оно напоминает?
  • Какими событиями или факторами были вызваны изменения в настроении и поведении персонажа?

Младшим школьникам помогают простые аналогии из их школьной жизни, где возможны похожие чувства.

Осуществлять заключительные круги на занятиях с новыми темами.

Начнем урок с обсуждения нового материала. Предлагаю записать на бумаге своё самочувствие перед началом урока. Расскажите о своих ощущениях, как, например, я немного волнуюсь и любопытно, как пройдёт знакомство с новой темой.

В конце урока попросите ребят записать, как чувствовали себя во время занятия и сейчас, когда оно закончилось. Разделитесь своим состоянием тоже. Например: «в начале урока мне было волнительно, во время урока очень интересно, а теперь я чувствую радость и спокойствие». Предложите детям по очереди поделиться тем, что они записали.

Практику называют «заключительным кругом», ведь помогает проанализировать свое состояние и понять его источник.
Также позволяет увидеть многообразие состояний людей в одинаковых ситуациях.

Играть в «бродилки»

Это упражнение эффективно выполнять в просторных аудиториях или коридорах во время перерыва для смены фокуса и снятия напряжения. Учащимся потребуется хаотично перемещаться по комнате, выполняя ваши указания.

Поэтапно сообщайте участникам инструкции, предоставляя им время для освоения различных состояний.

  • Постепенно и неритмично начните перемещаться по классу. Голова опустится вниз, взгляд будет устремлен в пол. Проведите самоанализ, обратив внимание на своё состояние. Особое значение придайте походке: как вы идёте? Какие ощущения испытываете? Как наступаете? Как стопа касается пола?. Можно менять распределение веса тела — ходить на носочках, пятках или по внешней стороне стопы.
  • Ускорьте шаг. Обратите взгляд на окружающих, поддерживайте зрительный контакт, улыбнитесь. Не препятствуйте движению и воспринимайте остальных участников как приятных личностей, к которым у вас доброжелательное отношение.
  • Поскорее двигайтесь дальше, но не обращайте внимания на окружающих. Старайтесь не менять своего курса, но можете нарушать траектории других. Избегайте контакта с теми, кто пытается помешать, уворачивайтесь и продолжайте движение без остановки.
  • Уменьшите темп движения. Держите голову прямо, но не смотрите на окружающих. Идите так, словно вокруг вас никого нет, вы никого не видите и не обращаете внимания.
  • Вы — участники научной конференции, известные учёные в классических костюмах, проявляющие взаимное уважение и приветствуя друг друга рукопожатием.
  • Теперь вы — представители компаний, ведя непрерывную борьбу за лидерство. Несмотря на взаимное неприятие, сохраняется профессионализм.
  • Теперь вы — когда-то близкие друзья, теперь враги, обходясь стороной.
  • Через десять лет вы встречаетесь в качестве выпускников, радуясь друг другу, обнимаясь, хлопая по плечам и жаждущих поделиться новостями.

После выполнения упражнения поговорите с учениками о том, как ощущали себя во время его прохождения: какие моменты вызвали лёгкость, а какие трудности, в каких ситуациях чувствовали комфорт, а в каких — нет.

Данное упражнение больше подходит для учащихся старших классов, начиная с 8–9. При желании его можно адаптировать для младшеклассников, уменьшив количество шагов в инструкции и предложив более простые роли. Необходимо завершить и начать упражнение приятными взаимодействиями без раздражения и сложных эмоций.

Проводить дебаты

Рассекретите учащихся на две части хаотично.

Обсудим ли мы утверждение «всегда и со всем нужно справляться самостоятельно»?

Возможны иные высказывания, относящиеся к чувствам, помощи и опеке.

  • Если человек не предлагает помощи, то возможно, что не желает её оказывать.
  • Люди с сильным характером не демонстрируют эмоций, подобных страху или печали.
  • Некоторые эмоции хороши и важны, другие – плохи и неважны.

Первой группе предстоит отстаивать данную позицию, второй – оспаривать её. Важно, чтобы учащиеся могли излагать и собственную точку зрения, но во время дискуссии им нужно будет представлять именно ту, которая была распределена по командам.

Дебаты пройдут следующим образом: у каждой команды будет 2-3 минуты на подготовку. После этого команды по очереди будут выставлять свои доводы и задавать друг другу вопросы. Чтобы успеть подготовиться, внутри команд можно разделить роли: одна часть придумывает убедительные аргументы, а другая — каверзные вопросы.

Предоставьте командам время для подготовки и совещания, а после этого попросите их поочередно излагать доводы и задавать вопросы.

После дискуссий определите, какая сторона высказалась убедительнее, и узнайте, изменило ли это ваше отношение к ситуации или взгляды.

Игра помогает учиться принимать позицию другого, понимать его взгляд и формулировать аргументы во время спора. В зависимости от утверждения ученики могут глубже понять устройство эмоций, способы их выражения и как просить о помощи и поддержке в нужный момент.

Дебаты могут быть построены вокруг темы урока и сформулированы таким образом, чтобы прояснить какой-либо вопрос по учебному предмету.

Команда «Шалаш» выпускает всё больше инструментов и методик для работы с учениками. портале для учителей «Метод»


Материалы по теме:

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: цели и способы достижения.
  • Каковы последствия для класса, если преподаватель проявляет эмоциональную неустойчивость?
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей на занятиях по изобразительному искусству.