
Фотография: kino-teatr.ru / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Приключения Петрова и Васечкина», «Сто дней после детства» — фильмы, которые сформировали канонический образ пионеров и школьников. Приключения, дружба, первая любовь, лагеря — темы, перекочевали из фильма в фильм и стали стереотипными. На заре пионерии и кинематографа герои и их истории были другими. Рассказываем о четырех первых фильмах о пионерах, дошедших до нас только в описаниях.
«Остров юных пионеров» (1924)
Художник и теоретик искусства Алексей Ган создал экспериментальный агитационный фильм. Был заметным представителем конструктивизма, издал журнал «Кино-фот» (1922–1923), являлся членом «Общества современных архитекторов», иллюстрировал журнал «Современная архитектура».
В 1923 году Ган предложил лозунг «Да здравствует демонстрация быта!». В брошюре с таким же названием он утверждал, что задача кинематографа — показывать жизнь в непринужденной форме: отказаться от театральности, сценария, профессиональных актеров и документально отображать подлинный быт.
Самые неожиданные происшествия и события всегда связаны с основой общественного бытия. Нужно уметь, изучая внешнее проявление таких случаев, разглядеть их внутреннюю сущность рядом с другими явлениями. Только так можно построить живую фильму.
«Остров юных пионеров» – пример реализации данного принципа. Сюжет фильма, продуманный или сложившийся случайно, есть. Главные герои, мальчики Петька и Хрящик, встречают пионеров, которые их умывают и берут под свое руководство. Зрителям показывают кадры жизни в лагере, красоту природы, пионерские игры – будуновцы против махновцев – а затем начинается настоящее приключение. Дети находят след бандитов, которые построили на необитаемом острове самогонный завод. С помощью комсомольцев они побеждают кулацких элементов, захватывают остров и ставят там свой лагерь.
Возможно, это первый советский фильм о пионерах. точно — один из первых. Примечательно, что помимо идеологии, в нем прослеживается поиск нового художественного языка двадцатых годов.
«Ванька — юный пионер» (1924)
Короткометражное произведение режиссёра Петра Малахова.
Мальчик по имени Васька мечтает стать пионером. Чтобы это осуществить, он уезжает из деревни в Ленинград, где находит пионеров и присоединяется к ним. Вернувшись домой, он пытается заинтересовать своих деревенских приятелей пионерской организацией.
Ванюше не исполнилось двенадцать лет, но он уже политически просвещён, ответственен и желает руководить неосознанными друзьями. Ему свойственно быть юным борцом за новую миропорядка, первым кинообраз отвергнутого пионера двадцатых годов.
«Самый юный пионер» (1924)
Фильм — это одно из двух режиссёрских творений Константина Державина, специализирующегося на филологии, литературоведении и сценарном мастерстве.
Первый фильм о пионерах, где главной героиней является девочка. Удивительно, что ей всего три года! Вместе с тем, она оказывается во всевозможных приключениях на территории белогвардейцев и проявляет себя как сознательный юный гражданин молодой советской страны. В других фильмах о пионерах такого героя не встретишь.
Из этого уникального фильма к счастью ничего не осталось — ни пленка, ни кадры.
«Как Петюнька ездил к Ильичу» (1924)
Экранизация рассказа из «Библиотеки юного пионера». Во время гражданской войны из голодающего Поволжья в детдом привозят двух детей — Петюньку и Катюшу. Там проникаются глубокой любовью к Ленину, с которым связывают все лучшее, что получили в новой жизни. Когда узнают о смерти Ильича, сильно горюют, и Петюнька решает отправиться в Москву, чтобы попрощаться. Сбегает из детдома, преодолевает все трудности пути, выстаивает очередь на морозе и попадает в Колонный зал, чтобы проститься с дорогим человеком.
Один забытый пионерский сюжет отошёл в прошлое с исчезновением времени, когда Ленин назывался ещё не «дедушкой», а «дядей».