
Педагогам необходимы навыки публичных выступлений для участия в совещаниях, конференциях, конкурсах и обычных уроках. рассказали Математика, психология — Сергей Веременко и Виктория Шиманская.
1. «Твоя территория»
Существуют три способа реагировать на стресс: сражаться, убегать или замереть. Два первых способствуют действию, а третий парализует. В результате спикер может сильно нервничать и забыть о том, что хотел рассказать, даже если готовился тщательно и долго.
Перед выступлением важно ощущать себя спокойно и безопасно. Можно перекусить или выпить воды, чтобы мозгу стало понятно, что всё хорошо, и он отправил сигнал о расслаблении.
Перед мероприятием возможно приехать на площадку за день до начала и немного времени провести там, пока зал не заполнится полностью. Тело запомнит состояние спокойствия, и вы начнёте воспринимать это место как безопасную зону.
2. «Яркое начало»
Приветствие обычно начинается со слов: «Здравствуйте, меня зовут Марья Ивановна. Я расскажу о подходе, который раскрывает талант ребенка». Большинство выступающих сначала представляются, а затем сообщают тему своего выступления. Зрители так к этому привыкли, что внимание на это не обращают.
Начинайте с вопроса, касающегося центральной темы своего выступления. Например: «Кто считает, что одна из главных задач образования в современном мире — не просто передать предметные знания, а раскрыть потенциал ребенка?». Или: «Кто из вас испытывал волнение перед публичными выступлениями?» Следует выдержать паузу и только затем представляться и озвучить тему доклада.
3. ПЗСП
Эта техника позволяет рассмотреть выступление с различных точек зрения при подготовке.
П — что аудитория поймет?
В рамках учебных дисциплин возможно развитие межпредметных навыков.
З — что аудитория запомнит?
Возможно, это данные, показательный случай — подобное часто демонстрируют в презентациях.
С — что аудитория сделает?
Например, вы мотивируете слушателей подписаться на ваш телеграм-канал. Или подталкиваете их выбрать какой-то из упомянутых инструментов и применить его на следующем занятии.
П — что аудитория почувствует?
Тип эмоции, используемой на каждом этапе выступления – удивление, воодушевление, страх и другие – определяет формулировки, интонацию и стиль презентации.
4. «Драматургия»
В публичных выступлениях можно использовать приёмы повествования, заимствованные из литературы и кино.
«Путь героя»:
- Привычная жизнь
- Зов к действию
- Переступив порог, окажемся на неизведанной стороне.
- Союзники и противники
- Самое тяжелое испытание
- Трансформация
- Награда
- Возвращение
Например, эксперт по публичным выступлениям может поделиться историей своего пути: с чего начал, чьим советом руководствовался, какой неудачей столкнулся, какие уроки извлёк и так далее.
С конца к началу
Художественные произведения часто начинаются с того, что герой не знает своего местоположения и пути туда. Затем рассказывается о событиях, предшествовавших этому моменту, и о причинах возникновения ситуации.
Например: «Три моих ученика выиграли олимпиаду». Вовлечение аудитории происходит через результат, а затем рассказ возвращается к началу: «Полгода назад я решил подготовить их по новой методологии».
Материалы по теме:
- 10 советов для управления классом без громкого голоса от тренера по ораторскому искусству.
- Три быстрых приема для преодоления страха выступать перед аудиторией