Фотографии: Depositphotos. Иллюстрации: Юлия Замжицкая.

Педагогический совет расспросил опытных репетиторов о досадных ошибках молодости и способах их преодоления.

Ошибка первая: браться за всё и сразу

Александра Луферова, имеющая девять лет опыта преподавания химии и биологии, работает репетитором.

Сначала я принимала все задания, чтобы накопить опыт и получить первые оценки на платформах для поиска репетиторов. Доводилось ездить до учеников полтора часа, заниматься с теми, кто плохо учился, готовить к олимпиадам, вступительным экзаменам, даже помогать во время них. Это было очень утомительно.

Выход: найти свою нишу

С течением времени Александра осознала, что данный вид деятельности слишком утомителен и не совпадает с её интересами. Теперь часть заказов она отказывается принимать. Чтобы определиться, на чем сосредоточиться, репетитор советует прислушаться к своим чувствам и потребностям.

Подготовка к ЕГЭ — одна из самых востребованных областей. Но Александра не занимается ею: ученики часто обращаются с нулевым уровнем знаний за год до экзамена, а то и за пять месяцев. Набрать 40-50 баллов с нуля за четыре-пять месяцев возможно, но это как «тащить бегемота из болота».

Александра специализируется на помощи ученикам с химией и биологией по школьной программе, подготовке к экзамену ОГЭ и поступающим в профильные школы в 7-9-х классах.

Второй недостаток: следование пожеланиям ученика.

Дети легко подстраиваются к тому, что репетитор всё объясняет подробно и простым языком, особенно при выполнении домашних заданий.

Татьяна Евдокимова, с Fourteen годами опыта преподавания английского языка.

Некоторые ученики привыкли выполнять домашние задания с репетитором, но задание от этого же репетитора не могут выполнить. Надо ещё одного репетитора нанимать? Идти по школьной программе репетитору легче всего, но это бесперспективный вариант!

Выход: сосредоточиться на знаниях, а не на успеваемости

Автор блога Señora Profesora Елизавета Гончарова считает, что домашнее задание и заполнение пробелов по предмету невозможно совместить одновременно. Она отказывается давать «домашку» своим ученикам, даже если родители об этом просят. По мнению автора, ребенок понимает, что урок короткий, репетитор берет плату за свои услуги и поэтому обязан помочь ему вникнуть в предмет.

Елизавета считает, что для развития знаний ученика важно отложить оценку текущей работы и быть терпеливым, чтобы в итоге качественный результат превзошел количественный.

Татьяна Евдокимова разделяет мнение коллеги и не придерживается школьной программы, а обучает учеников по собственным методикам. Результат виден: дети начинают лучше учиться на уроках. По мнению Татьяны, задача репетитора – воспитать в ребенке самостоятельность.

Третья ошибка — думать, что ЕГЭ — это простой способ получить деньги.

«С учащимися, испытывающими трудности в обучении, подготовка занимает меньше времени, но бывают моменты, когда от занятий хочется «выползти»: требуется так много энергии, чтобы зажечь искру понимания!» — рассказывает репетитор Мария Латышева.

Выход: выбирать учеников с мотивацией

Преподаватели советуют новичкам избегать непосильных задач. Если ученик приходит только потому, что его привела мать, лучше не тратить время на подготовку к ЕГЭ. Нужно подбирать мотивированных учеников, желающих добиться результата. Учтите: работа с участниками олимпиад и теми, кто стремится получить 80 баллов на ЕГЭ, требует более глубоких знаний. Поэтому важно оценить свои возможности, прежде чем начать работать с такими учениками.

Четвёртая ошибка — недооценка собственного труда.

Сколько брать за урок, можно ли изменить цену при изменившихся обстоятельствах, как об этом сообщить родителям ученика? Или лучше промолчать и из скромности продолжать работать себе во вред?

Пользователь популярной группы «Подслушано у репетиторов»:

Будучи начинающим репетитором, недавно окончив вуз, договорился с заказчиком о часовых занятиях по цене ниже средней рыночной. Ученик учится в школе с углубленным изучением предмета и получает большие домашние задания. Вместо одного часа я часто провожу час плюс 10-20-30-40 минут, но оплачивается всё равно только один час. Мама несколько раз предлагала оплатить переработку, но я отказывалась из скромности и хорошего отношения к ребенку. Теперь никто ничего не предлагает, а объем заданий постоянно увеличивается.

Важно уметь точно определять качество своей работы и эффективно общаться с клиентом.

Опытные репетиторы группы советуют автору поста не допускать ошибок и сразу устанавливать ориентиры в отношениях с заказчиками. Нужно смело предложить родителям оплачивать занятие по факту затраченного времени, ссылаясь на объемы заданий и работу на результат. В данном конкретном случае опытные репетиторы советуют увеличить количество уроков в неделю — два-три занятия вместо одного.