
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Как помочь ученикам понять пройденный материал и провести самооценку? — берите на вооружение!
Вспомнить все
Учителя Донна Уилсон и Маркуса Конайерса публикуют статьи в журнале «Edutopia». поделились методом, который они называют «карта года».
Создание подобной «карты» предоставляет учащимся возможность:
- Вспомнить информацию, полученную за учебный год.
- систематизировать знания;
- подвести итог;
- Определить свой уровень освоения знаний.
Каждый класс делится на группы, которым выдаётся задание подготовить краткую презентацию о пройденном материале за определенный период года. Например, первая группа готовит презентацию по материалам сентября-октября, вторая — по материалам ноября-декабря и так далее. После этого каждая группа представляет свою презентацию классу и учителю.
Ученики и учитель могут задавать вопросы. Примеры таких вопросов:
- Что нового и значимого вы открыли для себя в течение этого года?
- Что у тебя получалось, а что — нет?
- Что было самым легким для изучения?
Педагоги иногда приглашают учеников из параллельного класса на презентации, чтобы те узнали о предстоящем учебном году.
Иногда вместо презентации поручают создать плакат, который потом собирают в общую «карту года». На плакате, как и в презентации, текста должно быть немного, но можно использовать рисунки, схемы, таблицы и диаграммы. Карта года должна быть привлекательной, красивой и полной информации.
Создание карты года особенно эффективно происходит в группах: ученики дополняют и исправляют друг друга, так как у каждого могут быть пробелы в знаниях, которые восполняются благодаря совместной работе.
Итоговое эссе
Учитель гуманитарных наук Джошуа Блок из Филадельфии. практикует В рамках школьной программы предусмотрено написание специального сочинения. Его объем не должен превышать 500 слов. Задача перед учениками – рассмотреть и описать три самых важных момента, которые были освоены или открыты им в течение года.
Блок рекомендует использовать собственные произведения для написания эссе: сочинения, проекты и домашние задания.
Блок советует учащимся создать рисунок, представляющий самые значимые знания за год, с помощью генератора облака слов. Ученики могут разместить эту картину в своих социальных сетях и на уроке высказать свои мысли классу. Этому этапу Блок придаёт важное значение.
При сдаче эссе каждый ученик делится отрывком своего сочинения во время групповой дискуссии. Разнообразие выбранных тем ярко демонстрирует индивидуальный характер учебного опыта каждого.
Заключительные эссе служат средством самоанализа не только для обучающихся, но и для преподавателей. Такой подход позволяет педагогу глубже понять учения и сам образовательный процесс, выявляя зоны для своего развития.
Капсула времени
Поразмышляв основательно, можно отдохнуть и повеселиться.
Учительница начальной школы Аманда Ричардсон предложила своим ученикам создать капсулы времени.
Для этого понадобится:
- Небольшая пустая пластиковая бутылка.
- Цветные наклейки и листы бумаги (по 10 штук).
Ребята на полосках записывают ответы на вопросы, подготовленные учителем. К примеру, кто лучший друг, любимая песня, будущая профессия. Старшеклассникам подойдут задачи посерьёзнее: пожелание себе в будущее или предсказание перемен через год.
По завершении написания ответов, бумажные полоски следует свернуть и поместить в бутылку. На «капсулах» необходимо указать дату, а также согласовать сроки вскрытия с друзьями.
Скажите «Спасибо!»
Отличный способ завершить учебный год на позитивной ноте — написать открытки людям, сделавшим его особенным: учителям, родителям, завучам, директору школы, повару в школьной столовой или охраннику, помогшему отыскать потерянный пропуск.
Можно приобрести открытки или изготовить их самостоятельно — важно искренне сформулировать, за что ученик благодарит получателя, и вручить ему выражение признательности лично. Такой жест непременно улучшит настроение всем вовлеченным сторонам.