Фото: img.freepik.com

Фотографии: АГН «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.

Каждый ученик неповторим, и при выборе методик обучения важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но как достичь наилучших результатов, если в классе 35 детей с разными психологическими типами, уровнем мотивации и способностями к обучению? новом ФГОСРазработке индивидуальных траекторий обучения не уделяют должного внимания. Предлагаем воспользоваться проверенными способами, чтобы использовать время на уроке максимально продуктивно.

Для вовлечения большинства учеников и развёртывания их потенциала на уроке стоит чередовать стратегии обучения в течение одного занятия. Объединяя разные виды деятельности, учитель создаст динамичную атмосферу в классе и поддержит интерес к изучаемому материалу.

Творческая и практическая деятельность

Успеваемость учащихся растет, когда у них есть возможность творить собственными руками.

Исследования Исследования демонстрируют, что чем активнее работает мозг, тем лучше запоминается информация. Специалист в области образования и автор статей об обучении Джуди Додж (США) разъясняет: «При прослушивании вы активизируете только одну часть мозга. Но при рисовании и одновременном объяснении устанавливаются связи между различными отделами мозга».

В художественных и естественно-научных курсах традиционно применяются творческие и практические занятия, однако внедрить практическое обучение можно практически во все предметы. Например, на уроке русского языка школьникам можно предложить собрать портфолио собственных сочинений в буклет, а в рамках урока литературы — создать диорамы, изображающие сцены из прочитанных книг.

Эти задания развивают креативное и самостоятельное мышление.


  • Классика, которая не наскучит: как заинтересовать подростка чтением.
  • «Евгений почувствовал нежелание заниматься русским языком.

Совместные проекты

В совместных проектах дети сотрудничают для достижения общей цели. Такие задания важны потому что учат работать с людьми, отличающимися по многим параметрам. Объединение учеников с разными способностями в пары показывает, что каждый может внести свой вклад в проект, хотя не все обладают одинаковыми талантами.

Взаимодействие во время работы стимулирует продуктивный диалог и обсуждение. Принятие решений и выбор различных путей развития учат слушать мнения и предложения других.

Хорошо спланированные групповые работы учат учеников многим вещам.

  • Делить сложные задачи на части и ступени.
  • планировать и управлять временем;
  • Прояснять понимание через беседу и разъяснение.
  • Обмениваться мнениями о проделанной работе.
  • оспаривать предположения;
  • Усовершенствовать коммуникативные способности.

  • Проект по объединению предметов: комплексное изучение алгоритмов
  • Как удовлетворить любопытство: проектное проектирование.
  • Организация проектной деятельности в начальной школе: советы эксперта.

Включение личного опыта

Дайте учащимся возможность использовать полученные в классе знания в реальной жизни.

Чтобы заинтересовать учеников предметом, можно применить метод «перевернутого класса», где сначала дома учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, а затем на уроке занимаются его практическим применением.



Традиционное обучение

Новый ФГОС провозглашает переход к деятельностному подходу, где ученик добывает знания самостоятельно, однако традиционную стратегию преподавания пока не стоит исключать. Для многих детей наиболее действенный метод – когда учитель объясняет материал и дает прямые инструкции по выполнению задания.

При введении нового урока важно разъяснить детям назначение полученной информации и её связь с задачами.

Традиционный метод обучения способствует установлению порядка в классе и минимизирует отвлекающие моменты.

Четыре описанных метода обучения не единственные пути к построению урока, но сочетание их может оживить атмосферу в классе.


Материалы по теме:

  • Три креативных метода для упрощения работы учителей.