
Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
При появлении в классе ребенка со специальными потребностями у педагога возникает ряд вопросов. Как интегрировать этого ученика в образовательную среду? Как организовать сопровождение? Как одновременно обращать внимание на всех детей, не уменьшая при этом помощи особенному ребенку? Вместе с экспертами НИИДПО Рассмотрим четыре настоящие ситуации, которые прольют свет на эти и другие распространенные вопросы учителей.
1. Родители отказываются от ПМПК
Артём, семилетний ученик первого класса, выполняет задания только под наблюдением учителя. Во время урока может покидать класс, проявляет агрессию по отношению к одноклассникам и большую часть времени не сидит за партой, а находится под ней. Предпочитает игровые занятия. Программа по основным предметам усваивается с трудностями. Мать отказывается от прохождения ПМПК.
Поясните родителям, что ПМПК не поставит на ребенка ярлык, а поможет организовать обучение более эффективно. Основная цель комиссии — определить причину трудностей и предложить ребенку такую образовательную программу, которую он сможет успешно освоить. Программа будет учитывать его возможности и способности, помогая раскрыть его потенциал.
Образовательная организация должна выполнить заключение ПМПК. Родители могут самостоятельно решить, выполнять ли предписания заключения. Заключение ПМПК подлежит пересмотру.
Мать и отец обучающихся негативно относятся к ребенку с особенностями развития.
Восьмилетний Ярослав, ученик 2 класса обычной школы, ведет себя неусидчиво, срывает уроки и вызывающе относится к окружающим. С ним работают специалисты службы психолого-педагогического сопровождения, наблюдается положительная динамика в его поведении. Однако не все родители согласны учиться вместе с Ярославом, настроили своих детей против него, атмосфера в классе накаляется.
Человеку присуще опасаться незримого. Задача педагога — осуществлять просветительскую деятельность, начав с основ. Изложить информацию о включении в образовательном процессе, о детях с особенностями развития, а также об индивидуальных особенностях каждого ученика.
Родителям необходимо разъяснить, что ребенок с особенностями развития находится под контролем и наблюдением специалистов, с ним проводятся занятия. Важно подчеркнуть, что родители сами являются важным звеном инклюзивной системы, а особенному ребенку и его семье нужна поддержка всего коллектива.
3. Одноклассники обижают особенного ребенка
Мария из 5 класса учится в обычной школе, хотя у неё диагноз ДЦП. У девочки нормальный интеллект, она хорошо усваивает программу. Но другие ученики относятся к ней настороженно, некоторые дразнят и оскорбляют. Из-за этого девочка становится замкнутой и недоверчивой. Мама рассказывает, что ребенок не хочет ходить в школу.
Преподавателю следует организовать занятие с родителями всех учащихся. Сходно с предыдущей ситуацией, здесь стоит поставить цель просвещения. Начать взаимодействие целесообразно с родителей, поскольку иногда именно взрослые неосознанно формируют отрицательное отношение к особенному ребенку.
Следующий шаг — просветительский разговор с детьми. Возможно, им не осознаётся, какую боль причиняют своей однокласснице.
Инклюзивный ребёнок также нуждается в помощи. Учитель должен поддерживать его и подсказывать, как поступать в сложных моментах.
Учителя беспокоит возможность того, что ребёнок отличается от других.
Полина, девять лет. При письме допускает много ошибок: «латочка» вместо «ласточка», «коска» вместо «кошка». Родители полагают, что это из-за невнимательности. В речи также встречаются грамматические неточности: «пришел кошка», «глаза зеленый». Девочка часто не обращает внимания на речь, несколько замкнута. Работы пишет хорошо, если перед ней учитель. Мама ученицы списывает все на невнимательность, но у учителя есть подозрение на особенности ребенка.
Важно родителям объяснить, что невнимательность – результат, а не причина разных проблем. Поэтому для исправления этой черты необходимо сначала определить её источник.
Если есть вероятность негативной реакции родителей на идею обращения к врачу, можно обратиться к школьному психологу. Также важно услышать ребёнка, его мнение о причинах невнимательности и проанализировать его слова.
Материалы по теме:
- Ученик с особенностями развития в классе: помощь педагогу
- Как распознать особенности развития у школьника и способствовать его успешной адаптации в учебной среде?