
Содержание:
- Эксперт делится советами по правильному отношению к критике от родителей, чтобы завоевать их доверие.
- Работа со жалобами от родителей: образцы практических бесед
- Рекомендации по развитию навыка самопрезентации своего опыта и квалификации.
В рабочих спорах сложно защититься и корректно ответить на жалобу, особенно если критика неконструктивна. Всем, включая дефектолога, важно уметь отстаивать свою профессиональную позицию.
Специальный психолог, эксперт НИИ ДПО, представивший информацию образовательной компании, которая входит в группу, поделился советами о том, как поступать, если родители не доверяют вашим методам и высказывают претензии. АкадемСити, Юлия Иванчикова.
Эксперт делится советами о том, как правильно отвечать на замечания и завоевать доверие родителей.
Позитивное отношение родителей к дефектологу положительно влияет на процесс работы с ребенком. Если малыш чувствует недоверие к специалисту со стороны близких, то подсознательно воспринимает его как опасность и во время занятий закрывается, желая их скорее закончить. Для успешного взаимодействия важно продемонстрировать ребенку, что взрослые — союзники, тогда ему будет проще налаживать контакт, выполнять задания и развиваться.
Общение с критиками, которые обесценивают методы и превращают любую беседу в конфликт, бывает особенно сложным. Как взаимодействовать с такими родителями – читайте далее.
Соблюдайте принцип открытости. Потребители услуг имеют право быть осведомленными о методике работы специалистов и ходе занятий. К примеру, необходимо понимать, зачем дефектолог учит ребёнка одевать кольца на пирамидку и какие перспективы открываются от этого.
Сохраняйте спокойствие и профессионализм. Если родители проявляют эмоции, например беспокойство, гнев или разочарование, не стоит воспринимать это лично. Агрессия часто не связана с действиями дефектолога. Это защитная реакция на стресс и давление, которые получали в других местах при поиске помощи для своего ребенка.
Не спорьте, а разъясняйте. Если вам выдвигают несправедливые обвинения или неясен ход процесса, мирно разъясните причины своих действий.
Родители могут жаловаться, поскольку ожидали другой результат от занятий. Когда дефектолог ставит цели в работе, важно обсудить их с близкими ребенка заранее. Например, при двигательном нарушении через год трехлетний малыш научится предметной игре, а через три месяца — манипулировать предметами: складывать, нанизывать, менять местами.
Берегите ваши личные границы. Начинающим специалистам особенно важно помнить об этом. Часто они стремятся помогать вне рабочей смены и готовы быть на связи даже во время отдыха. Чтобы сохранить себя и не уйти в эмоциональное выгорание, нужно обозначать сразу, когда удобно отвечать на звонки и сообщения, а когда нет. Специалист будет эффективен только при достаточном отдыхе. Приносить пользу получится, если будет много энергии.
Работа с жалобами родителей: диалоги из практики
Не всегда агрессия по отношению к дефектологу направлена на умышленное нанесение обиды. На нее может повлиять прошлый опыт и тревога за будущее ребенка. Специалисту важно понять подлинный смысл обидных фраз и сохранять спокойствие. Рассмотрим пять жалоб и способы конструктивного ответа на них.
Что сказали родители |
В чем суть претензии |
Как отвечать |
«У моего ребенка нет улучшений» |
Родители рассчитывают на скорый результат и полагают работу специалиста неэффективной, если видимых изменений нет. |
|
«Другие дети уже говорят, а мой — нет» |
Сравнение ребёнка родителями с другими порождает беспокойство и неудовлетворение. |
|
Ваш ребенок не демонстрирует достаточный прогресс из-за недостатка занятий. |
Родители полагают, что занятий мало или они не приносят результатов. |
|
В отличие от дома, занятия оказывают незначительное влияние на его поведение. |
Родители видят, что ребенок ведет себя иначе дома, чем на занятиях, и считают, что специалист не справляется со своей работой. |
|
Вы не воспринимаете моего ребёнка должным образом и применяете неверную стратегию. |
Взрослые полагают, что эксперт пренебрегает особенностями малыша. |
|
Работа дефектолога включает важное взаимодействие с родителями. Необходимо сохранять спокойствие, проявлять сочувствие и предлагать решения. Родители желают не только результата, но и уверенности в том, что их ребенок находится под надёжной опекой. Поддержка, открытость к диалогу и совместный поиск решений помогут сформировать доверительные отношения и добиться успехов в развитии ребенка.
Рекомендации по развитию способности аргументировать собственный опыт и квалификацию.
Для успешной карьеры необходимы как технические, так и мягкие навыки. Рекомендуется постоянно совершенствовать их, чтобы повысить уверенность и улучшить рабочее общение.
Предлагаем несколько советов, с которых можно начать.
Углубляйте знания и постоянно учитесь. Знание современных методов работы повышает уверенность в их обосновании. Для этого полезно читать актуальные научные публикации, посещать конференции и проходить курсы повышения квалификации и переподготовки.
Развивайте коммуникативные навыки. Необходимо уметь чётко и точно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения и вещать уверенно с родителями. Полезно отрабатывать общение с коллегами или фиксировать ответы письменно или на видео, а затем анализировать: что можно было бы дополнить или исключить для звучания убедительнее.
Тренируйтесь аргументировать вашу позицию. Подготовьте заранее ответы на распространенные вопросы и замечания родителей.
В трудных конфликтах можно найти решение, если сосредоточиться на поиске общих позиций и разрешении проблемы, вместо того чтобы винить кого-то или отмалчиваться.