Учащиеся иногда забирают вещи друг друга, не всегда с согласия владельцев. Причины такого поведения могут быть связаны с возрастом ребёнка и семейными обстоятельствами. Специалисты фонда «Шалаш» объясняют, почему дети берут чужое, и дают советы учителям, если в классе пропала вещь.

Причины, по которым дети забирают чужие предметы.

Потому что не всё понимают как общее.

Многие вещи, понятные взрослым, остаются непонятными для детей. Знания о устройстве мира приходят с возрастом: дети постигают новое через собственные ошибки, услышанные разъяснения взрослых и наблюдение за поведением окружающих.

Право собственности — сложное для понимания понятие. Дети в возрасте до школы и начальной школы могут не осознавать, что предмет, который взяли, принадлежит кому-то другому, и что их поступок может причинить боль хозяину.

Потому что не могут себя контролировать

Младшие дети иногда берут чужие вещи из-за недостатка умений. Контроль импульсов, анализ желаний и размышление о последствиях развиваются постепенно. Если предмет нравится, ребёнок способен отреагировать естественным образом — взять его.

Потому что таким образом решаются проблемы или о них сообщается.

В стрессе ребенок может взять чужую вещь, не осознавая поступка, так как не умеет иначе выразить сильные чувства.

Если малыш стремится привлечь к себе внимание взрослых, ему всё равно, какое оно окажется. Он останется в центре их внимания, даже если получит порицание.

Зачастую кража чужого становится средством достижения определенной цели. К примеру, стремление восстановить справедливость и наказать виновного. Подростки могут присваивать имущество одноклассников, опасаясь стать изгоями. В юном возрасте принадлежность к компании имеет огромное значение, поэтому подросток готов совершать опасные поступки, чтобы продемонстрировать свою смелость.

Потерял ученик предмет. Что предпринять?

  1. Сохранять спокойствие
    Нет причин полагать, что с вещью произошло кража. Возможно, ребёнок уронил её в классе, потерял или вовсе забыл дома. Объясните ученику, что будете прилагать все усилия для ее поиска.
  2. Предложите классу поиски вещи совместно.
    Во время поиска помогите хозяину вещи и обращайте внимание на обстановку в классе. Не позволяйте другим ребятам искать виновных и подозреваемых, играть в детективов – это портит взаимоуважение в группе.
  3. Связаться с родителями ребенка
    Безрезультатные поиски требуют обращения к родителям обладателя утраченной вещи.
    Доложите родителям об случившемся и попросите проверить наличие вещи дома – иногда ее можно найти в кармане или за мебелью. Уточните, что разберётесь и сообщите о каких-либо новостях.
    Если ребёнок что-то потерял, ему уже тяжело из-за случившегося стресса, поэтому дома его нужно утешить и предложить помощь вместо того, чтобы ругать или расспрашивать о произошедшем.
  4. Довести информацию об отсутствии до родителей других учащихся.
    Извещаем: исчезла [название вещи] принадлежности [чей предмет]. О пропаже стало известно сегодня. Не исключена потеря вещи, поэтому пока нет причин подозревать учеников в краже. Просим родителей спокойно поговорить с детьми и выяснить, не видели ли что-нибудь в связи с этим инцидентом.
  5. Провести разговор с классом
    Когда люди порой берут чужие вещи? Возможно, это происходит случайно. Важно помнить, что в такой ситуации есть возможность вернуть вещь.
    Что может защитить класс от таких ситуаций? Поговорите с детьми о правилах: оставлять личные вещи в шкафу на уроках, а ценные предметы вообще не приносить в школу. Перед уходом проверять свои вещи и место своего сидения — так можно найти как свою собственную вещь, так и чужую потерянную.
  6. Предоставить детям возможность возврата предмета без разглашения имени.
    Ученик, заполучивший чужую вещь, возможно, испытывает страх и стыд при мысли вернуть её. Даже осознав свою ошибку и желая исправиться, может сохранять молчание, прятать предмет или даже избавляться от него, чтобы избежать осуждения в школе и дома.

    Найдите тихое место, где ребёнок сможет оставаться один. К примеру, это может быть уголок для отдыха или шкаф в классе. Поставьте там ящик или коробку и расскажите об этом ученикам. Выделите несколько дней, в течение которых дети смогут вернуть потерянную вещь туда.

    Проговорите, как это будет работать:

  • Возврат вещи возможен не сразу, а в удобное время (рекомендуется давать детям не менее двух дней, чтобы выбрать подходящий момент без присутствия других людей).
  • Возвращение вещи возможно анонимно, никто не узнает, кто её вернул.
  • Такое поведение не испортит ребенка. Каждый допускает ошибки, важно лишь умение признавать и исправлять их.
  • Если кому-то нужна помощь или хочется обсудить что-либо, то можно обратиться к учителю. Это относится и к ребёнку, взявшему предмет, и ко всем остальным в классе, например, если кто-то переживает из-за этой ситуации.
  1. Держать родителей в курсе событий
    Поделитесь действиями по поиску ребенка и новостями о его местонахождении. Это даст родителям уверенность и поможет избежать беспокойства.

У фонда «Шалаш» есть сайт о трудном поведении «Метод»В этом месте преподаватели получат советы, указания и действенные методы, способствующие организации комфортного учебного процесса для каждого его участника.


Материалы по теме:

  • Воровство среди школьников: причины и правовые последствия с точки зрения психолога и юриста.