Фото: img.freepik.com

Изображение: Depositphotos. Рисунок: Юлия Замжицкая.

С 1975 года ЧГК покоряет зрителей и любителей интеллектуальных развлечений. Игра стала профессиональным видом спорта и даже зашла в бары. Всё из-за её увлекательности и пользы: развивает креативность, умение работать в команде, слушать собеседника, управлять временем. Это универсальный способ развития мягких навыков, который используется и в образовании. Как организовать игру в школе, Педсовету рассказал учитель истории и обществознания школы «Феникс». Дмитрий Поносов.

В прошлом году в «Фениксе» впервые прошла игра «Что? Где? Когда?» для учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. Участвовали четыре команды по шесть человек: две команды десятиклассников и по одной — из учащихся девятого и одиннадцатого.

Понравилось ребятам настолько, что решили повторить. Теперь же желают не соперничать друг с другом, а соревноваться с учениками из других школ онлайн. Приняли вызов и за неделю все подготовили.

Раздделяя свой опыт на части, составляю краткое руководство по проведению подобной игры в вашей школе.

Этап 1. Собрать команду организаторов

Четверо человек принимали участие в разработке игры.

  1. Продюсер.

Этот человек отвечал за все процессы: создание вопросов, организацию места проведения и технического обеспечения. Связывался с представителями других школ, участвующих в игре, и приобретал призы для команд-участников.

  1. Редактор.

Занимался визуальным оформлением заданий для презентаций. Редактор также подготовил Google-формы для сбора ответов команд.

  1. Технический специалист.

Этот человек обслуживал компьютеры и приложения, проводил презентации, обеспечивал бесперебойное подключение к интернету.

В рамках онлайн игры каждый партнер по программе имел своего специалиста, отвечающего за техническую поддержку и создание единой игровой среды.

Он вел трансляцию игры с помощью широкоформатной веб-камеры.

  1. Ведущий.

«Лицом» и «душой» игры являлся он: озвучивал правила, ободрял участников, смягчал напряжение шуточными репликами. Для ясности его речи ему потребуется качественный микрофон или гарнитура.

Второй этап: определение темы и типов задач.

Событие запланировано на 14 февраля, поэтому темой станет любовь в разных её формах.

Каждый в нашей команде отвечал за определённую область, а задания составлялись сообща. Некоторые задачи позаимствовали из телеигры «Что? Где? Когда?». Остальные нашли в интернет-собраниях интересных заданий. базы вопросов ЧГК.

Далее состоялся мозговой штурм, в ходе которого обсуждались все задания и выбирались наиболее подходящие. В целом вопросы разделялись на три категории:

  1. Традиционные вопросы, как в игре «Что? Где? Когда?».
  1. «Пентагон».

Пять вопросов с одинаковым ответом. Самый трудный — первый, самый простой — последний. Спрашивать их нужно по очереди.
Чем быстрее команда угадает верный ответ, тем больше очков получает.

Пример:

Назовите исторического деятеля.

В соответствии с обычаями того периода мстил хладнокровно и изобретательно за смерть дорогого ему человека.

Этот человек осуществил первую в российской истории налоговую реформу, определив суммы податей и пункты сбора.

Первый раз крестился лично этот монарх в Византии.

Этот правитель руководил государством вместо несовершеннолетнего наследника.

Это первый случай в российской истории, когда на царствование приходила женщина.

Ответ: Княгиня Ольга

  1. Интерактивная викторина (типа Kahoot!)

Ведущий задаёт вопросы, а команды отвечают, заполняя форму в Google.

Наша школа разработала задания, поэтому победа команды «Феникса» могла вызвать сомнения в честности соревнований у остальных участников. В дальнейшем было решено, что каждая участвующая школа будет создавать задания для разных этапов игры.

Этап 3. Найти единомышленников

Мы готовили викторину во время конкурса «Вклад учителя»В связи с этим выложили приглашение на участие в чате сообщества. В результате в игре принимают участие три школы.

  • «Феникс» (г. Москва);
  • школа имени А. М. Горчакова (г. Санкт-Петербург);
  • школа-интернат «Абсолют» (г. Серпухов).

Помимо школьников в игре приняли участие и преподаватели. Наш образовательный центр представили две команды: юниоров и взрослых. В итоге педагоги «Феникса» заняли почетное третье место — музыкальные вопросы про актуальные хиты молодежи оказались сложными для преподавателей. Победителем стала команда школы имени А. М. Горчакова (г. Санкт-Петербург).

Дмитрий Поносов вместе с участниками школьной игры «Что? Где? Когда?».

Мы стремились обучить детей методу мозгового штурма и сотрудничеству в команде, а не найти самого интеллектуального участника или сильнейшую группу.

Этап 4. Подготовить людей и технику

Игра ведется в интернете, поэтому потребуется подобрать и настроить оборудование для бесперебойного видео broadcaseta. У нас имелся комплект технических средств:

  • Компьютер с проектором.

    В зале проходило мероприятие, трансляция которого велась также на ZOOM. Ведущий работал параллельно с техническим специалистом. Для комфортной работы компьютера, отвечающего за трансляцию и демонстрацию в зале, требуется достаточная мощность для обработки нагрузки. Лучше всего подключить его к выделенной интернет-линии, а не к Wi-Fi, который в прошлом подвел во время ответственного момента.
  • Ноутбуки.
    На каждом игровом столе.
  • Веб-камера.

    Либо качественная видеокамера для создания более профессиональных прямых эфиров. Например, оператор сможет снимать ведущего вблизи или фокусироваться на экране с вопросом.
  • Хороший микрофон или петличка для ведущего.

    Звук транслировался через веб-камеру. На предварительном прогоне всё шло гладко, но когда в зале появились команды, которые говорили, спорили, кашляли и т.д., появились помехи. Участники из других школ часто напрягались и не сразу понимали вопросы.

В следующем учебном году запланированы осенние и зимние игры. Желаем привлечь команды из других частных школ и школ-финалистов конкурса «Вклад учителя». Чтобы ЧКГ стало настоящим событием, в этот раз каждый станет не просто участником, а соорганизатором игры.