
«Опять двойка» – известное произведение Федора Решетникова и частый возглас учителей и родителей. Плохие оценки в начальной школе обычно связаны с проблемами внимания и мотивации, а в младшем подростковом возрасте (5-6 класс) трудности могут быть более серьезными.
В предыдущей статье Национального ресурсного центра МЕНТОРИ Продолжая обсуждение особенностей учебной деятельности подростков, начатое в рамках проекта Рыбаков Фонда, хочется заострить внимание на проблеме неуспеваемости.
Вопрос родителей и учителей — это прежде всего «почему?».
Чтобы пребывание в школе и обучение радовали подростка – радость открытия, познания нового, общения с друзьями, и не угасал интерес к умственной деятельности, ему нужны не только психологические, но и некоторые психофизические данные. Хорошая учеба – явление куда более сложное, чем составленное из прилежания и внимания.
Психофизиологические причины
К психофизиологическим процессам можно отнести
• Особенности торможения
• Особенности возбуждения
• Работоспособность
• Скорость реакции
• Ритм деятельности
• Темп деятельности
Представленное воздействует на учебный процесс.
Скорость реакции влияет на усвоение материала, темп деятельности – на быстроту решения задач, работоспособность гарантирует, что Саша Петров останется до конца урока русского и не полезет на парту с заявлением: «Марьиванна, мне скучно, я больше не могу!».
Показатели, такие как усидчивость, утомляемость, скорость усвоения материала (понимание и фиксирование его) и выносливость – следствие психофизиологических процессов. Причина неуспеваемости Саши Петрова может быть не в нежелании учить русский язык или презрении к Оле Давыдовой, а в низкой работоспособности и слабости нервных процессов. Именно они обуславливают низкий темп выполнения заданий (списывание с доски превращается в испытание, как учителя знают, а решение задач по естествознанию – в борьбу за Нобелевскую премию по физике), низкую работоспособность и утомляемость.
Утомляемость – это не проявление вялости у подростка, а скорее суетливость и поспешность, из-за которых страдает дисциплина и качество выполняемой работы. Саша Петров не хочет проверять ошибки в сочинении или вспоминать правила, хотя способен написать его. Психофизиологические свойства лежат в основе темперамента и влияют на поведение и показатели учебной деятельности.
Психологические причины
Причины ученических трудностей у подростков связаны с особенностями их восприятия и чувственного опыта.
• Схватывающий тип восприятия
• Детализирующий тип восприятия
• Избирательность восприятия
• Специфика слуховых и зрительных анализаторов
Некоторые запоминают информацию устно, другим требуется визуальный контент. Если ребёнок предпочитает зрительное восприятие, диктовку правил неэффективна. Лучше использовать рисунки, таблицы с правилами. На уроках физики – самостоятельный рисунок или чертёж. Непонимание особенностей ребёнка родителями и учителями может приводить к плохому усвоению материала и плохим оценкам.
Психологические факторы включают специфику работы памяти.
• Умелое использование приемов запоминания
• Кратковременная и долговременная память
• Использование типа запоминания
• Установка на прочное запоминание
В юности казавшаяся бесполезной информация запоминалась с твердой установкой: выйду с контрольной, хлопну дверью, и три закона Ньютона исчезнут из памяти, как и принципы неорганической химии. Именно это установка. Если хотите, чтобы подросток сам не устанавливал пределов работы, напоминайте ему, что законы Ньютона пригодятся до 11 класса, а лучше – всю жизнь. Это стимулирует желание запомнить один раз и хорошо, чем много – и плохо.
К этой же группе также принадлежат черты мышления и интеллекта.
• Широта и глубина ума
• Гибкость мышления
• Скорость реакции
• Тип мышления
А также специфические показатели внимания:
• Объем усваиваемой информации
• Устойчивость усвоения
• Переключаемость внимания
• Распределямость
• Показатели концентрации
Внимание детей и подростков – тема сложная. Средняя продолжительность «включенного» сознания примерно десять минут, согласно разным оценкам. После двадцати пяти минут оно падает почти в четыре раза по сравнению с начальным уровнем.
Отношение к школе, учителям и одноклассникам
Успеваемость подростка также зависят от его отношения к учебе, личного мнения о необходимости обучения и отношении к учителю: «не буду учиться у СанСаныча» или «сочинение для Ирины Петровны напишу обязательно».
Это обыденное явление, особенно для подростков. Эмоциональное восприятие и впечатления важнее логических выводов, поэтому учитель для подростка должен быть не просто хранителем информации, но авторитетом, примером, харизматичным лидером, наставником.
Не всем могут нравиться учителя, а иногда и сверстники. В таких ситуациях подростку помогут собственные старания, понимание им сложности общения, или, при чрезмерной замкнутости/агрессии, консультация психолога.
Негативное отношение к окружению заставляет подростка пропускать занятия, выполнять домашнее задание кое-как, в результате чего интерес к учению как процессу пропадает. В отдельных случаях хорошая память и работоспособность могут скрыть недостатки саморегуляции. Но это может повториться не всегда, и ребенок снова услышит «Опять двойка!».
О.А. Матвеева раскрывает сложности, с которыми сталкиваются подростки в младшем возрасте.
Из-за плохого порядка и неведения правил поведения учащиеся испытывают трудности с погружением в учебную деятельность, что ведет к потере её смысла.
Поглощение звуковой информации затруднено, концентрат ослаблен.
Недостаток умения организовывать свою работу в группе.
Младшие подростки не проявляют интереса к новой теме и предстоящему уроку.
Существуют различия в скорости работы: пять человек работают быстро, восемь — медленно, а двенадцать — со средней скоростью.
Недостаток развития словесно-логической памяти и абстрактного мышления у подростков затрудняет пересказ текста, ограничивает активный словарь и мешает усвоению и применению полученных умений в новых условиях.
Полезные выводы и советы
При работе с такими учениками стоит применять психологическую и физическую разрядку: знакомые всем двигательные упражнения и мини-зарядку. Переключить школьников на другие виды деятельности необходимо, если заметно снижается включенность в предмет. Полезно делить урок на теоретическую и практическую части, вводить творческие элементы – например, задание не просто рассказать стихотворение, а поставить сценку. Ввести можно ритуал приветствия или нормы организации: проверка, помощь другим, открытие и закрытие тетрадей, повторение вслух и про себя. Полезно делать смысловые акценты при восприятии информации на слух: учителю придется еще и побыть оратором и актером, знающим тонкости интонаций.
Взрослым следует помнить, что причина может крыться не в особенностях ребенка, а в недостаточном внимании к нему.
Если подросток предоставлен сам себе без контроля или наставления, то проблема может быть в этом.
Но обратная сторона — слишком сильное давление и непонимание того, что интересы подростков могут быть неглубокими и меняться часто: если сегодня Саша получил двойку по русскому и пятёрку по физике, разве можно назвать его неуспевающим?