
Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Виталий Лифар, педагог московской школы № 2065, еще в семидесятых годах участвовал в разработке аппарата для доставки грунта с Марса. Кандидат технических наук, изобретатель, он придумал множество полезных механизмов. Сейчас учит инженерному творчеству старшеклассников. Под его руководством уже создан аппарат для сатурации легких, экипировка для водителей электросамокатов и водяная ракета. Откуда у талантливого педагога страсть к изобретательству и как передаёт её детям — рассказываем в этом материале.
От секретных изобретений до работы в школе
Виталий увлекся техникой с детства. Говорит, повезло с педагогами, которые стали первыми наставниками в конструировании. Поэтому после окончания школы никаких сомнений, куда поступать, не было — вторым домом стала Бауманка. Там Виталий сначала отучился, а потом стал преподавать и работал с ракетными двигателями. Проектов было много, в том числе, космических. Тогда-то он и почувствовал себя инженером-конструктором, испытателем новой техники. И начал изобретать.
Разработки Лифара порой засекречены, но о некоторых можно с гордостью рассказать. Например, ученый-инженер разработал новую систему пожаротушения – мелкодисперсное распыление воды (до 20 микрон) центробежными форсунками стало настоящим прорывом. Еще одним изобретением стала система контроля герметичности емкостей большого объема – ее широко применяют для резервуаров и подводных лодок.
В 2016 году в школу № 2065 пришел преподаватель Бауманки, кандидат технических наук Виталий Лифар. Директор Наталия Файдюк предложила ему обучать детей. Ученикам доступны самые современные технологии на уникальном IT-полигоне, где они начинают изобретать и создавать проекты вузовского уровня со школьной скамьи.
В какой-либо школе такого полигона я не встречал. Есть оборудование для исследований, конструирования, изготовления деталей на 3D-принтерах, испытаний, которого зачастую нет даже в университетах. Здесь изучают языки программирования и преподают отличные педагоги, как правило сами из НИИ и КБ. Поэтому, когда Наталия Станиславовна предложила мне поработать со школьниками, я не сомневался ни минуты, — рассказывает Виталий Лифар.
Проекты учеников
Под руководством Виталия Лифара в школе № 2065 старшеклассники увлеклись изобретательством. Ребята создают полезные и высокотехнологичные устройства, участвуя в научных конференциях. На IT-полигоне се занимаются робототехникой, программированием и прототипированием.
Виталий помог ученикам одиннадцатого класса разработать прибор для контроля дыхания дома, которого нет в России. Назвали его «Ш-2065» в честь родной школы. В продаже есть похожие устройства для измерения пульса, содержания кислорода в крови и параметров дыхания, но они дорогие и громоздкие. Школьники создали легкий, компактный прибор, простой в использовании, который дает точные показания и стоит около 5 тысяч рублей.
Виталий Лифар оказал помощь ученикам в заполнении документов для Патентного ведомства. Экспертиза прибора «Ш-2065» завершена, далее специалисты сравнят его с прототипами, чтобы подтвердить его оригинальность. После этого школа получит патент.
Ученики Лифара разработали спасательный жилет для водителей электросамокатов, аналогичный мотоциклетным. Внутри него — баллоны, которые надуваются за несколько секунд при срабатывании датчика, анализирующего положение тела. Таких систем защиты для водителей электросамокатов пока нет, поэтому изобретение десятиклассников может стать популярным. Экспертиза компании, занимающейся системами безопасности и сотрудничающей с МЧС, подтвердила это.
Педагогические принципы
По мнению Лифара, работа со школьниками схожа с работой со студентами. На занятия приходят мотивированные старшеклассники с широким кругозором, которые знают свои цели. Необходимо лишь их направить. В этом случае помогает Антон Макаренко.
Я давно принял принципы Макаренко. Самый важный из них — воспитание и обучение труду. Важно не тем, чем трудиться — руками или головой. Творческий труд по школьным проектам требует усилий как физических, так и умственных. Нужны знания программирования, электроники, микроконтроллерной техники, 3D-прототипирования. Всё это развивает ребенка, воспитывает тягу к науке, даёт навыки исследований и инженерного проектирования.
Виталий Лифар считает необходимым, чтобы старшеклассник проникся идеей проекта, осознал, на каких научных и инженерных принципах его основание.
Идея создания прибора для контроля дыхания возникла во время изучения детьми закона Менделеева-Клайперона и газовых законов на практическом занятии.
Главное: всякое новшество рождается из мысли, которая должна найти применение. Такой простой способ рождения новых технологий есть в институтах и конструкторских бюро. Виталий Иванович об этом постоянно рассказывает молодым специалистам.
За семь лет работы в школе Виталий Лифар подготовил нескольких коллег-инженеров, которые продолжили обучение в технических вузах. Студенты, поступающие в МГТУ имени Баумана, посещают лекции своего наставника.
У Виталия Лифара много учеников, ставших победителями и призерами всероссийских конкурсов. Их проекты впечатляют экспертов. Ведь по словам Лифарова, если решился выставлять проект на конференции, то стремись к наивысшему результату. «Главная цель — не участие, а победа», — эту фразу юные инженеры неоднократно слышали от учителя.
Таким образом я провожу с ребятами эксперименты, которые подтверждают гипотезы. В конце проекта они видят реальный итог и начинают чувствовать себя настоящими разработчиками. Так рождаются будущие инженеры-исследователи.
Материалы по теме:
- Братство Сешан и мировой успех в хобби.
- Образование в области STEM и STEAM: от детского сада до университета.
- Как преподавать робототехнику на уроках технологии