Фото: img.freepik.com

Документ, определяющий стратегию «Цифровая трансформация образования», разработан Министерством просвещения. опубликовало В конце июня в сети разгорелся спор, вновь подняв актуальные для школ вопросы: где грань между цифровизацией и профанацией? Чему и как обучать педагогов? Какие уроки извлечь из опыта дистанта? Обсудили это с Антоном Федоровым, заместителем директора по IT в «Новой школе» (Екатеринбург) и участником программы. «Директорская».

Работа на опережение

С 2007 года работаю в «Новой школе». У меня на ведении вся ИТ-инфраструктура: поддержка и развитие сетей, серверов, рабочих мест сотрудников и учеников. Техническая сторона — наипростейшая часть работы, но ей занимаюсь все реже. Гораздо интереснее внедрять инструменты и сервисы, повышающие эффективность обучения, учебы и управления.

Компьютеризация «Новой школы» активно развивалась с 2009 года. До того, как эта тема стала популярной, ввели электронные дневники и журналы. Это был переломный год во многих аспектах: от обучения учителей до оснащения кабинетов.

«Новая школа» стала первым в Свердловской области образовательным учреждением, запустившим сервис Дневник.ру. Совместная работа с разработчиками привела к воплощению множества предложений по совершенствованию продукта. Вес отметки «н/а», равный нулю, — это наша идея, которая теперь используется тысячами образовательных учреждений по всей стране. Тогда меня пригласили в комиссию по развитию информационного общества при президенте РФ для обсуждения вопросов внедрения электронных журналов.

В 2009 году проректор ЧГПУ по информационным технологиям Дмитрий Матрос привел аналогии между школой и аэропортом во время выступления.

— Что произойдет с аэропортом, если отключат все компьютеры? Что случится в школе, если выйдут из строя все компьютеры?

Вместе учителя, завучи и директора университета ответили, что всё в порядке.

Через двенадцать лет я уверен: ответ был бы разным. Даже редкие сбои интернета в школе моментально бросаются в глаза. Учебный процесс продолжается, но учителю приходится менять план занятия, поскольку информационные технологии стали неотъемлемой частью школьной жизни.

Цифровизация или профанация?

В школах цифровая трансформация часто носит формальный характер. Достаточно сказать о поставке технических средств в рамках государственных программ.

Школе необходимы простые решения: компьютер на каждого учителя. Вместо интерактивной панели по проекту, можно оснастить десять учебных классов компьютерами, или пять классов компьютерами и проекторами.

Компьютерный класс «Новой школы»

Интерактивная панель – хороший инструмент, однако результат от неё в одном классе будет слабее, чем от десяти классов с новым оборудованием.

Больше всего грустно, когда на фотографии в пресс-релизе об установке оборудования у входа в школу изображена интерактивная панель, а на её экране — новогодняя ёлка со шарами и гирляндами.

Стыдно, что такое дорогостоящее оборудование радует лишь посетителей холла, а не детей во время занятий. Вероятно, каждая классная комната в этой школе уже оснащена подобной панелью, и ей просто не место. Надеюсь на обратное.

Хорошо, что хоть иногда происходят поставки оборудования, ведь инвестиции в уже имеющиеся IT-системы школ практически не делаются. Часто сами учебные заведения справляются с этой задачей.

Оборудование — лишь основа цифровых изменений. Эпоха расширения подошла к концу, пора пересмотреть принципы обучения.

Педагогическая перезагрузка

В последние годы компьютеры, интерактивные доски и документ-камеры перестали сами по себе мотивировать детей. Ученики к ним привыкли, а у большинства в кармане есть устройства, способные делать большее, чем учитель с интерактивной доской. Сейчас задача педагога — создавать новые уроки. Самая большая опасность — повторять традиционный урок в цифровой форме.

Цифровую трансформацию школ иногда маскируют под предлагаемые сервисы, которые якобы всё решат сами. Вероятно, такого не получится, поскольку сила кроется в многообразии.

В школе должны быть базовые экосистемные сервисы, которые выполняют большую часть функций, но при этом допускают подключение практически любых сторонних сервисов. Например, для нас подходящим стало сочетание Office 365 и Дневник.ру.

Применение технологий педагогами — процесс, требующий осмысления и добровольности, а не принуждения. В образовательном проекте «Новая школа» для преподавателей организуется постоянное обучение по актуальным методикам в различных форматах.

  • Краткое описание новинок, доступных на операционных системах.
  • Срещаются для обсуждения отдельных аспектов использования информационных технологий.
  • В рамках методических объединений проводятся занятия по тематике, адаптированные к особенностям конкретных предметов.
  • занятия с внешними тренерами.

Преподаватели, принявшие участие в Microsoft Showcase Schools.

Большинство занятий проходят онлайн, записи этих встреч доступны всем коллегам. Сертифицированные педагоги-эксперты (MS MIE Expert) ведут уроки и делятся опытом с учителями по всей стране. Благодаря такой работе все преподаватели готовы работать в цифровой среде.

Два года за два месяца

Использование уже готовых инструментов и программ, понятных как педагогам, так и ученикам, позволило безболезненно перейти на дистанционное обучение во время пандемии. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла в мае 2020 года отметил: «За два месяца мы наблюдаем результаты цифровой трансформации, для достижения которых ранее требовалось два года». Такой же динамичный процесс произошел и в «Новой школе».

У каждой технологии свое время. В течение двух лет внедряя Office 365 в школе, я осознавал, что массового спроса на него нет, но двигались в верном направлении. Сначала сервис решал задачи локально, на уровне класса и/или учителя. Однако пришло время, и в 2020 году благодаря ему мы запустили удаленное обучение от дошкольных групп до подготовки к ЕГЭ.

После сложной весны 2020 года следующий учебный год прошел гораздо спокойнее: с легкостью сочетались очные и дистанционные занятия. Работа в школе не прерывалась ни на день, коллектив прилагал все усилия, чтобы при постоянной неопределенности сохранить качество обучения.

Цифра усиливает всё: как положительные, так и отрицательные тенденции. Данные дистанционной весны 2020 года показали: те ученики, которые уже хорошо учились, стали прогрессировать ещё больше, а дети, которые в очном режиме демонстрировали скромные результаты, дистанционно стали показывать их ещё слабее. Но справедливости ради стоит отметить, что в обеих группах были и яркие исключения.

Этот принцип применим и к педагогам. Успешным учителям ИТ помогают добиваться ещё лучших результатов, в то время как менее опытные преподаватели в цифровых классах часто оказываются в ещё более затруднительном положении.

В программе переподготовки для руководителей образовательных организаций освещаются вопросы построения эффективной команды, управления ею, сохранения личных ресурсов руководителя, а также привлечения дополнительного финансирования в СПО, школу, центр допобразования или новый проект. «Директорская».

Обучение доступно везде и всегда.

По моему мнению, цифровая школа — это не ребенок, который проводит все уроки за компьютером. Это грамотное, продуманное использование цифровых технологий в тех областях, где оно может помочь ребенку, учителю и отказаться от использования технологий только ради себя.

Изменения происходят постоянно, весь прошлый учебный год прошел в режиме неопределенности. Учителя заболевали, классы уходили на карантин, дистанционное обучение объявлялось и отменялось, каникулы продлевались. Этот год нас закалил. Мы готовы к тому, что утром узнаем о болезни учителя или карантине класса, и тут же перестроимся с очного урока в онлайн и наоборот. Это создает дополнительную нагрузку на учителей, но мы научились относиться к этому проще.

Сегодняшний тренд — работа и учеба где угодно, когда угодно. Мы больше не ограничены школой, планировать мероприятия проще. Онлайн консультации, срочные совещания, родительские собрания, защита проектов, мозговые штурмы — все это теперь происходит более гибко.

В поисках вдохновения

В программе «Директорская» планирую систематизировать и представить опыт «Новой школы» в обучении учителей информационным технологиям.

В «Директорской» я осваиваю проектирование под руководством наставника. Такой опыт иначе получить нельзя. Мой наставник, Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng, человек исключительного масштаба. Ему достаточно сказать одно предложение или задать один важный вопрос, чтобы картина проекта серьёзно трансформировалась. Мы регулярно встречаемся как лично, так и онлайн.

Команда Александра Ларьяновского

В рамках «Директорской» из-за малого количества участников каждый мог высказаться, задать вопрос или обсудить интересующую тему. На очном этапе больше всего запомнился момент выбора команд наставниками.

Не являлся участником проекта «Голос», но чувствую схожий эмоциональный подъём. Сидя в ожидании, пытаешься предугадать: выберут ли меня, кто же выберет? Это волнительные ощущения!

На следующем этапе программы рассчитываю найти вдохновение, так как впереди сложный и новый учебный год.

Какой вы руководитель?

Слышащий. Часто это мешает.

Идеальный управленец — какой он?

Мягкий по отношению к людям, строгий к заданиям.

Что самое сложное в вашей работе?

Уметь ставить задачи по важности и сохранять спокойствие после получения письма с темой «СРОЧНО!!!»

Если бы я раньше знал, то сейчас бы …

Выбрав английский вместо немецкого и французского в пятом классе, сейчас моим было бы намного проще. Но что если… .

Быть руководителем — это профессия или призвание?

Руководство – скорее призвание, чем то, чему можно научиться в школе.

Что посоветуете коллегам?

Идите домой из школы по расписанию! Вас ждут.

Другие ответы: Надежда Еговцева, директор Сургутского нефтяного техникума, Светлана Палкина, директор школы №137 (Шабровский), Алексей Голубицкий, Руководитель образовательного комплекса «Школа будущего» (Калининградская область). Татьяна Зверева, директор школы «Феникс»(Москва), Ольга МихайловаРуководитель Новой Черноголовской школы из Москвы. Дарья Тимощук, основатель SmartFox.

Партнерский материал