
Дефектолог трудится с детьми с особенностями развития, для чего ему необходимы знания педагогики, психологии, физиологии и биологии. В своей работе педагог-дефектолог соединяет искренний интерес к детям и рациональность, чтобы помочь ученикам приблизиться к норме. О своем профессиональном пути и нынешней профессии рассказал эксперт. АкадемСити, бывший педагог-дефектолог Сергей Баранов.
О выборе профессии дефектолога и образовании
В школе думал поступить на психологию. Не получилось из-за недостатка баллов на ЕГЭ. Предложили дефектологию, так как там похожие дисциплины. Согласился.
На этом факультете давали много знаний разной направленности. Возможно, в психологическом направлении знания были более узкоспециализированными — именно по психологии. Изучали физиологию, биологические науки и психологию. Получались не узконаправленные психологи, а специалисты широкого профиля.
Обучение длилось четыре года. Первый курс был базовый, вводный. На остальных курсах изучались специальные дисциплины. Много часов было посвящено методикам преподавания из-за того, что профессия предполагает работу в школе. Например, занятиям с детьми с интеллектуальными нарушениями. Изучали, как обучать их ручному труду, математике и русскому языку.
Больше всего привлекала меня психология и всё, что связано с биологией, деятельностью мозга: как он работает, что вызывает нарушения интеллекта, задержки развития, речевые дефекты.
Дефектолог Сергей Баранов
О первых впечатлениях от взаимодействия с ребятами с особенностями развития.
В коррекционной школе мы проходили практику на старших курсах. Конечно, сначала волновались, как нас встретят дети. Каждый педагог, наверное, переживает подобное. Ученики очень разные, несмотря на похожие особенности. Самое приятное – эмоции у них ярче, чем у других школьников. Когда ребенок рад вам или восхищается вами, это чувствуешь на все сто процентов. Такая отдача мотивирует работать.
Окончив вуз, я вернулся в коррекционную школу, где проходил практику. Коллектив был знаком, а атмосфера — комфортной. Дети там учились с различными нарушениями развития, преимущественно с нарушениями интеллектуального характера.
Вход в коррекционную школу
В практике были ученики с педагогической запущенностью без серьезных дефектов развития. Я вел уроки одному мальчику на домашнем обучении. Ему нужно было учиться в 9 классе, а мы проходили программу за 5 класс. Ребенок всё понимал, но жил в неблагополучной семье и многое пропустил.
Об общении с родителями
Работая с ребятами, которым по медицинским показаниям необходимо было обучаться дома, я предоставлял им поддержку в формате онлайн-консультаций, отвечал на их вопросы и давал комментарии к учебным материалам.
В школах для родителей разрабатывали и выдавали информационные материалы с рекомендациями по развитию детей.
Мать ребенка с аутизмом изучала новые подходы к общению с сыном. Ей было хорошо знакомо множество методик в этой сфере. Дети с аутизмом часто бывают замкнуты и не стремятся к контакту, особенно речевому. Мы рекомендовали ей попробовать карточки PECS, которые могут заменить речь. Это коммуникативная система, где для общения используют карточки с изображениями.
Об обязанностях дефектолога
Подготовка к урокам занимала много времени у всех учителей, как и в любой школе. Нужно было спланировать занятие, его задачи, сценарий и подобрать наглядные материалы. После каждого урока я проводил самоанализ, иногда письменно. Стремился понять, что удалось реализовать, а что следует улучшить, какие методы были успешны, а какие нужно доработать.
Работа дефектолога напоминает обязанности школьного учителя, но с особым акцентом. Внеклассные мероприятия, например, подготовка концертов и развлечений, как и во всех школах, организовывались, но я в силу работы по совместительству не участвовал, довольствуясь ролью зрителя.
Эти дети очень любят участвовать в творческих мероприятиях, готовить номера для выступлений. Даже на перемене в коридоре под музыку включали музыку, и ученики танцевали.
В день выпуска из девятого класса я наблюдал за презентацией, подготовленной учащимися. На слайдах демонстрировались их фотографии с первого по девятый класс. В начале показа от снимков исходила ностальгия, а по завершению учебы на фотографиях были обычные подростки или близкие к ним.
Больше не занимаюсь преподаванием в школе. После работы в коррекционной школе перешел в университет. Опыт дефектолога был полезен при обучении студентов: у меня имелся профессиональный опыт и примеры из практики. Позже пробовал себя в других областях, так как получил экономическое образование и обладаю знаниями физиологии. Сейчас работаю в другой сфере, хотя она все равно связана с медициной.
О самом важном в работе с учениками
В школе я учился у наставника — заместителя директора. Его слова из медицины «Не навреди» запомнились. Учитель, не обдумав поступки, может испортить состояние ребёнка.
В дефектологии нельзя делать послабления и предлагать слишком простые задания из жалости к ребенку. Несоответствующие уровень развития упражнения могут привести к обратным результатам. Всё должно быть разумно и поэтапно.
Я прилагал усилия для достижения поставленной педагогической цели, или хотя бы стремления к ней. Возможно, с виду ребенку кажется трудно и он страдает, но постоянное упрощение обучения приведет к снижению качества его знаний.
Вначале сложно принять, что не всегда удается воспитать ребенка в соответствии со стандартами или близко к ним.
О запомнившихся учениках
В пятом классе учился мальчик с аутизмом, которого перевели на дистанционное обучение. В классе ему было сложно: постоянные отвлечения, проблемы с речью ухудшали ситуацию. Дома ребенку было комфортно. Интеллект мальчику был сохранен, а математические способности очень развиты.
Разбирали задачи по математике, и я приготовил такие, что сразу не решить – требуется считать столбиком, подумать. Спрашиваю один и тот же пример, а он улыбается. Уже в уме решил и готов ответить. А я сам еще сижу, считаю. Чувство напоминало фильм «Человек дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом.
Другой ученик часто приходил ко мне с учебником по биологии и расспрашивал о птицах на иллюстрациях. Я же преподавал географию. Называл ему тех, кого узнавал, а он запоминал их. Учитель биологии рассказывала, что он очень любит этих птиц и постоянно о них спрашивает.
Я стремился замечать всё необычное и смешное, а не уделять внимание неприятному.
О том, что важно учитывать будущим дефектологам
Первое — избавиться от страха учиться и общаться с детьми с особенностями развития. Второе — открыть в себе подлинный интерес к детям, к их восприятию мира.
Дефектологу необходимо быть рациональным и объективным, контролировать эмоциональные реакции. Важно сохранять ясность и беспристрастность. Сравнение с хирургом уместно: если руки дрожат по любой причине, не стоит работать с ребенком.
Быстрый результат ждать не стоит, его не будет. Исправление дефектов – это долгий процесс. Возможно также отложенный эффект: улучшение придёт через длительное время после занятий. Так учитель может долго работать с учеником и не наблюдать глобальных перемен. А потом вдруг наступает огромный скачок.
Некоторые дефектологи не замечают этого прогресса, из-за чего разочаровываются и бросают профессию. Многие выгорают, трудная работа с ощущением бессилия перед закрытой дверью. Однако нельзя унывать, а тот, кто четко, настойчиво и осмысленно стремится к цели, достигнет ее.