Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Деструктивные лидеры — это ученики, пользующиеся авторитетом у одноклассников, но применяющие свои качества в разрушительных целях. Расскажите, как выявлять деструктивных лидеров и не позволить им захватить власть.

Причины превращения детей в деструктивных руководителей.

По мнению Елена Сухомлинова, педагог-психолог, указывает на следующие основные причины, по которым ребенок может стать деструктивным лидером.

  • Проблемы в семье.

Нестабильная обстановка в семье, например, развод, домашнее насилие, серьезное заболевание или смерть близкого человека, может привести ребенка к стрессу и попытках его снять. Это часто проявляется в пассивной агрессии по отношению к ровесникам, нежелании выполнять просьбы взрослых и даже желании отомстить.

  • Однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь.

У школьника нет занятий по интересам, ему нечем занять свободное время. Потому деструкция становится для него развлечением. Подростку нравиться видеть результат своих манипуляций.

  • Низкая самооценка.

Чаще всего буллинг происходит со стороны членов семьи. Такие дети пытаются компенсировать эту проблему, зарабатывая авторитет в группе, нарушая правила и провоцируя сверстников на непослушание и неуважение к старшим, которых воспринимают как угрозу или врагов.

Типы деструктивных лидеров

Деструктивных лидеров различают по характеру лидерства:

  • Неформальный.

Стремится утвердиться путём прямого конфликта с учителями, нарушением порядка и поощрением подобного поведения у других учеников.

  • Затаенный.

Подталкивает к разрушительным поступкам, но сам уходит от ответственности. Зачастую становится зачинщиком преследования кого-либо.

  • Невольный.

Вступает в неприемлемые дебаты с преподавателем, перебивая его и предлагая по его мнению значимые дополнения.

И по направленности их действий:

  1. «Болтун».

Коммуникабельность ребенка привлекает одноклассников, но в то же время заставляет их отвлекаться от учёбы и бросать дела ради общения. Например, во время объяснения новой темы пересказывает соседу по парте фантастический фильм.

  1. «Дезинформатор».

Ученик искажает смысл слов педагогов и подталкивает к аморальным поступкам. Например, если учитель уходит и поручает классу самостоятельную работу на время отсутствия, «распространитель ложной информации» убедит ребят, что задание можно выполнить и дома, и организует массовый прогул.

  1. «Провокатор».

Ученик нарушает дисциплину и учебный процесс, разжигая конфликты между сверстниками. При спорах между одноклассниками провоцирует их на продолжение разногласий, привлекая к ссоре всё больше ребят для сорвав урока.

  1. «Хулиган».

Популярность личности может подталкивать школьников к асоциальному поведению: употреблению алкоголя, курению, мелким хулиганствам и даже кражам. Считаться подобным этой персоной, то есть иметь вредные привычки и нарушать правила, воспринимается сверстниками как что-то положительное.

Как учителю бороться с деструктивными лидерами

Две основные ошибкиПедагоги, стремясь устранить деструктивного лидера, допускают .

  1. Внезапно отнимают у него положение главаря, стремятся опорочить.

Это лишь усугубляет конфликт и делает положение хуже. Полезнее поэтапно вовлекать руководителей в несложные виды общественной работы.

  • выполнению мелких поручений,
  • проектной деятельности,
  • управлению группой.
  1. Деструктивный лидер переводится в другой класс постоянно.

Если группа уже имеет установленные нормы поведения, такое вмешательство с малой вероятностью приведёт к восстановлению порядка. Новому коллективу же оно обязательно навредит.

Педагог-психолог Елена Сухомлинова считаетДля эффективной борьбы с деструктивным лидером целесообразнее предпринять следующие… шаги:

  • Включить в состав группы старшеклассников, занимающихся внеурочными занятиями.

Деструктивный лидер получит возможность руководствоваться примером и изменять своё поведение.

  • Включить деструктивного лидера в коллективную деятельность, поэтапно повышая её сложность и организуя условия для достижения успехов.

При сильной внешней мотивации участие в групповых проектах может сделать лидера деструктивным эффективным.

  • Способствовать обучению дополнительному материалу, воодушевлять жажду знаний и хвалить за малые успехи.

Уважение и доброжелательность могут повлиять даже на деструктивных руководителей, так как многие из них испытывают недостаток в доброте.