
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Деструктивные лидеры — это ученики, пользующиеся авторитетом у одноклассников, но применяющие свои качества в разрушительных целях. Расскажите, как выявлять деструктивных лидеров и не позволить им захватить власть.
Причины превращения детей в деструктивных руководителей.
По мнению Елена Сухомлинова, педагог-психолог, указывает на следующие основные причины, по которым ребенок может стать деструктивным лидером.
- Проблемы в семье.
Нестабильная обстановка в семье, например, развод, домашнее насилие, серьезное заболевание или смерть близкого человека, может привести ребенка к стрессу и попытках его снять. Это часто проявляется в пассивной агрессии по отношению к ровесникам, нежелании выполнять просьбы взрослых и даже желании отомстить.
- Однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь.
У школьника нет занятий по интересам, ему нечем занять свободное время. Потому деструкция становится для него развлечением. Подростку нравиться видеть результат своих манипуляций.
- Низкая самооценка.
Чаще всего буллинг происходит со стороны членов семьи. Такие дети пытаются компенсировать эту проблему, зарабатывая авторитет в группе, нарушая правила и провоцируя сверстников на непослушание и неуважение к старшим, которых воспринимают как угрозу или врагов.
Типы деструктивных лидеров
Деструктивных лидеров различают по характеру лидерства:
- Неформальный.
Стремится утвердиться путём прямого конфликта с учителями, нарушением порядка и поощрением подобного поведения у других учеников.
- Затаенный.
Подталкивает к разрушительным поступкам, но сам уходит от ответственности. Зачастую становится зачинщиком преследования кого-либо.
- Невольный.
Вступает в неприемлемые дебаты с преподавателем, перебивая его и предлагая по его мнению значимые дополнения.
И по направленности их действий:
- «Болтун».
Коммуникабельность ребенка привлекает одноклассников, но в то же время заставляет их отвлекаться от учёбы и бросать дела ради общения. Например, во время объяснения новой темы пересказывает соседу по парте фантастический фильм.
- «Дезинформатор».
Ученик искажает смысл слов педагогов и подталкивает к аморальным поступкам. Например, если учитель уходит и поручает классу самостоятельную работу на время отсутствия, «распространитель ложной информации» убедит ребят, что задание можно выполнить и дома, и организует массовый прогул.
- «Провокатор».
Ученик нарушает дисциплину и учебный процесс, разжигая конфликты между сверстниками. При спорах между одноклассниками провоцирует их на продолжение разногласий, привлекая к ссоре всё больше ребят для сорвав урока.
- «Хулиган».
Популярность личности может подталкивать школьников к асоциальному поведению: употреблению алкоголя, курению, мелким хулиганствам и даже кражам. Считаться подобным этой персоной, то есть иметь вредные привычки и нарушать правила, воспринимается сверстниками как что-то положительное.
Как учителю бороться с деструктивными лидерами
Две основные ошибкиПедагоги, стремясь устранить деструктивного лидера, допускают .
- Внезапно отнимают у него положение главаря, стремятся опорочить.
Это лишь усугубляет конфликт и делает положение хуже. Полезнее поэтапно вовлекать руководителей в несложные виды общественной работы.
- выполнению мелких поручений,
- проектной деятельности,
- управлению группой.
- Деструктивный лидер переводится в другой класс постоянно.
Если группа уже имеет установленные нормы поведения, такое вмешательство с малой вероятностью приведёт к восстановлению порядка. Новому коллективу же оно обязательно навредит.
Педагог-психолог Елена Сухомлинова считаетДля эффективной борьбы с деструктивным лидером целесообразнее предпринять следующие… шаги:
- Включить в состав группы старшеклассников, занимающихся внеурочными занятиями.
Деструктивный лидер получит возможность руководствоваться примером и изменять своё поведение.
- Включить деструктивного лидера в коллективную деятельность, поэтапно повышая её сложность и организуя условия для достижения успехов.
При сильной внешней мотивации участие в групповых проектах может сделать лидера деструктивным эффективным.
- Способствовать обучению дополнительному материалу, воодушевлять жажду знаний и хвалить за малые успехи.
Уважение и доброжелательность могут повлиять даже на деструктивных руководителей, так как многие из них испытывают недостаток в доброте.