
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В этом тексте даются советы по интеграции нового ученика в класс и сближению учащихся, а также предлагаются способы улучшения атмосферы и коллективного духа. Аллы Лисициной.
Игры-знакомства
Игры предназначены для групп от 20 до 40 человек. Их применяют для работы с детьми, которые ещё не знакомы друг другу: помогают снять напряжение, создать атмосферу доверия и комфортную для занятий обстановку. Цель игры-знакомства — настроить детей на дружескую волну, помочь запомнить как можно больше участников.
«Займи своё место»
Участники игры отгадывают первую букву имени друг друга по подсказкам, например: «Мое имя начинается на ту же букву, что и имя героини сказки, где она просит своего брата не пить водицу из копытца». Затем пытаются угадать и само имя. После этого дети «прячут» свою букву в ладошки и театральным жестом «выпускают на волю», громко и четко проговаривая ее и свое имя.
«Передай своё имя»
Ребенок произносит собственное имя и хлопая, передаёт слово следующему участнику, обращая взгляд друг на друга. Следующий ребёнок повторяет услышанное имя и хлопком передает слово дальше. Передачу хода можно осуществлять по-разному: по кругу, против круга, через круг.
«Я тебя не знаю»
В игре, которая проходит среди знакомых участников, каждый выбирает того, чье имя ещё не знает, и ловит его взгляд. После этого участники меняются местами, называя при встрече друг другу имена.
«Мы с тобой одной крови»
Участников делят на группы по интересам: например, хозяева собак, владельцы кошек, желающие завести питомца и т. д. Каждый группа знакомится, а затем хором представляется: «Мы одной крови – Юля, Игорь, Костя, Таня, Вова, – любим (хотим/не хотим) собак (кошек, птиц, животных)!». После этого все участники собираются в общий круг, не перемешиваясь, и по очереди стараются назвать имена участников игры.
«Прилипалы»
В помещении игроки свободно передвигаются. По сигналу «Стоп» останавливаются. По сигналу «Указательный палец (локоть, голова, спина, колено и т. д.)» участники соединяются с рядом стоящим человеком указанным участком тела и называют друг другу имена. Чем чаще игроки соединяются, тем больше имен запоминают.
Игры на формирование команд
Занятия проходят группами до тридцати человек. Цель состоит в разделении большого коллектива на меньшие подгруппы для последующей работы. Практика демонстрирует, что формирование команд во время игры привлекает детей больше и существенно влияет на сплоченность группы.
«Молекулы»
В помещении участники игры перемещаются произвольно. При команде «Молекула шесть» объединяются группами по шесть человек. Число участников группы может быть измененно. Ведущий задает параметры движения: «идем под дождем», «идем в часы пик в метро», «идем, как цапли в болоте», «идем, как (какой-то герой сказки, книги, спектакля)».
«Букет»
Участники игры распределяются по командам, используя цветы: василек, ромашка, колокольчик, лютик и мак (количество цветов зависит от количества команд). Пока не прозвучит сигнал «Собрать букет васильков» или «Собрать букет маков», участники свободно передвигаются. В итоге создается нужное количество групп.
«Автомобили»
Выбирается несколько участников, которые изображают «гаражи» и расставляются в разных местах помещения. Остальные игроки становятся «автомобилями» и передвигаются с заданной скоростью (например, «Первая скорость – медленное движение, как будто автомобиль только тронулся»). По команде «Стоп, машины!» все останавливаются. По команде «По четыре (три, пять) машин — в каждый гараж!» игроки должны «припарковаться» в «гаражах».
«Встань по пальцам!»
Игра предназначена для ситуаций с группами разного размера. Ведущий закрывает глаза, отворачивается и поднимает указанное количество пальцев. Участники объединяются в группы, соответствующие количеству поднятых пальцев. Затем ведущий снова демонстрирует другую комбинацию пальцев, и незадействованные участники формируют новую группу. Продолжается игра до тех пор, пока не будут сформированы все нужные по численности команды. Кроме того, игра учит сотрудничать и следовать общим правилам.
«Ну, и до свидания!»
Эта игра подходит для разделения группы на две равные части. Игроки сначала создают пары по своему усмотрению. Затем пары строятся как для игры «Ручеек» и повернувшись друг к другу, произносят «Ну, и до свидания!», машут на прощание руками и расходятся в разные стороны. Игра также полезна для раздельного размещения очень близких пар игроков.
Материалы по теме:
- Раз thaем холод между собой, или «Айсбрейкеры» в педагогике. ;
- 15 упражнений для развития памяти, логики и воображения от специалиста по театральному искусству. ;
- Десять упражнений для развития внимания и координации деятельности полушарий головного мозга.