
Портрет Владимира Ивановича Даля, написанный Виктором Григорьевичем Перовым в 1872 году. Рисунки: Юлия Замжицкая.
22 ноября в России отмечается День словарей и энциклопедий. Этот день совпадает с днём рождения Владимира Ивановича Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь праздника собрали 10 словарей современного русского языка, которые будут полезны школьникам и учителям-словесникам.
Для младших классов
1. «Морфемно-словообразовательный словарь» И. В. Гуркова
- Обучает правильному выделению частей слов и подбору проверок.
- Развивает умение анализировать слова при помощи красочных заданий и вопросов по различным темам — о животных, растениях, изобретениях и прочее.
2. «Словарь ударений» Т. А. Байкова
- Помните правильное ударение, используя рисунки-ассоциации и примеры из стихотворений.
- Есть игры и тренировочные упражнения.
3. «Универсальный словарь» С. В. Зотова
- Каждый термин подвергается глубокому анализу: указываются его значение, морфологические и морфемные особенности, иллюстрируются примером использования, приводятся синонимы.
- Для ускоренного запоминания слов использованы различные цвета, представлены ребусы, загадки и кроссворды.
4. «Фразеологический словарь» Н. В. Баско
- Раскрывает смысл постоянных метафорических конструкций. бить баклуши, не поминай лихоми повествует о происхождении отдельных предметов.
- Объясняет правильное употребление слов в речи с примерами из книг для детей.
Для средней и старшей школы
Словарь русского языка орфографии И.К. Сазонова
- Показывает правильное написание слова (слитно, раздельно или с дефисом), объясняет причины частых опечаток, помогает видеть слово как часть группы однотипных слов и избежать повторения ошибок в словах этой группы.
- Чтобы понять, как правильно писать слова, нужно изучить много grammaticalных правил: склонение существительных, спряжение глаголов, разряды слов, род, число и так далее.
«Словарь грамматических трудностей русского языка» Гольберга и Иванова.
- Четко и понятно описывает трудности написания и произношения слов различных частей речи.
Например, слово «туфли», чаще употребляемое во множественном числе, в единственном имеет ударение на первом слоге, поэтому правильно «одна тУфля», а не «туфлЯ». Глагол «высохнуть» в прошедшем времени — «высох», а не «высохнул», «воспрять» — «воспрянул», а не «воспрял».
«Морфемно-словообразовательный словарь русского языка» Зайковой Е.С., Поповой Т.В.
- Этот инструмент помогает проводить анализ слов, выявляя их грамматические признаки, лексическое значение, морфологические особенности, употребление в контексте, а также результаты словообразовательного и морфемного разбора.
«Орфоэпический словарь русского языка» Е.С. Скачедубовой.
- Обучает правильному произношению слов согласно современным правилам языка. Например, «нормализовать», а не «нормировать», «брюнет», а не «брюнет».
- Показывает действующие языковые изменения: старую норму, которая постепенно исчезает, и новую, её замещающую.
«Фразеологический словарь русского языка», составленный Н.В. Баско и В.И. Зиминым.
- Предлагает не только разъяснение и происхождение фразеологизмов, но и области их применения, правильное употребление в высказываниях и возможности изменять составляющие словарейных единиц. не робкого десятка, и не из робкого десятка; не разлей вода и не разлей водой.
- В качестве примеров рассматриваются тексты из классической литературы XIX — начала XXI веков, а также статьи из печати и современная разговорная речь.
«Этимологический словарь русского языка» Березович, Галинова.
- Рассказывает о происхождении и взаимосвязи различных с первого взгляда несхожих слов, например, «портфель» и «фольга» являются далекими родственниками, а «здоровье» связано со словом «дерево».
Материалы по теме:
- Паразитические слова в учительской речи: как преодолеть данную проблему.
- Как избежать стилистических ошибок при написании сочинений.