Фото: img.freepik.com

Чувствительность к звукам, страх прикосновений, неуклюжесть — возможные признаки нарушения сенсорной интеграции. Например, ребенок избегает одежды из-за болезненных ощущений от прикосновения ткани или паникует при звуке пылесоса. Родители и педагоги могут не знать об этой проблеме, которая оказывает существенное влияние на развитие и поведение ребенка.

Эксперт Академсити Оксана Минеева рассказала о сенсорной интеграции и представила упражнения для детей с сенсорными особенностями.

Что такое сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — это способ работы нервной системы, которая получает информацию от органов чувств и обрабатывает её для реакции на мир или выполнения действий, например, речи. Начало этому процессу даётся ещё во время внутриутробного развития, а интенсивный рост приходится на дошкольный возраст.

Нервная система непрерывно получает множество сигналов от различных анализаторов, таких как зрительный или слуховой. В норме мозг обрабатывает и объединяет эти сигналы, обеспечивая адекватное восприятие мира и взаимодействие с ним. При расстройстве обработки сенсорной информации этот процесс нарушается.

Сенсорная интеграция – основа сенсомоторного и психомоторного развития ребёнка.

Оксана Минеева

Сенсорные нарушения проявляются по-разному у каждого ребенка. Некоторые дети могут быть гиперчувствительны к определенным стимулам, воспринимая обычные сигналы как чрезмерно сильные. Например, тихая музыка может казаться им очень громкой. Другие дети, наоборот, гипочувствительны и ощущают стимулы как слишком слабые, например, не чувствуют боли при сильном ударе.

Специалист создаёт условия на занятиях, помогая ребёнку с сенсорной недостаточностью воспринимать раздражители максимально близко к норме. Главное для педагога — сгладить сильные реакции на стимулы, чтобы человеку было легче общаться с окружающим миром.

Оксана Минеева

Нарушения сенсорной обработки у ребенка Могут воздействовать на одну или несколько систем анализа.

Десять упражнений при дизрегуляции сенсорной интеграции: рекомендации специалистам

Сенсорная интеграция помогает детям лучше понимать мир и учит навыкам саморегуляции для жизни.

Сенсорно-интеграционная коррекция стимулирует работу тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, зрительной, слуховой и других анализаторных систем. Упражнения помогают ребенку лучше понимать свое тело и справляться с сенсорными перегрузками.

В многочисленных учебных заведениях функционируют сенсорные комнаты, способствующие развитию всех анализаторов.

  • сухие бассейны с шариками;
  • мягкие кресла-мешки, гамаки;
  • световые и звуковые приборы;
  • Запахи от ароматических ламп и книг, а также коробки с разноцветными ароматами.
  • тактильные панели, бизиборды;
  • мягкие игровые модули.

Эффективные занятия для коррекции сенсорных нарушений возможно организовать даже без специального оборудования.

  1. «На носочках» — развивает чувство ритма.

Инвентарь: бубен или барабан.

В игре стучите по инструменту с разной силой. Ребята передвигаются соответственно: при тихом звуке ходят на носках, при более громком — широким шагом, при очень громком — бегут. Чем чаще меняется ритм, тем интереснее игра.

  1. «Полоса препятствий» тренирует координацию и моторику.

В комплекте: стулья, столы, подушки, мягкие элементы.

Проложите маршрут из предметов, которые нужно обходить, перешагивать и перелезать. Поддерживайте ребенка при необходимости. Убедитесь в безопасности. Возможно пройти маршрут в обратном направлении, изменить элементы полосы или способ прохождения: ползком, на коленях, вприпрыжку.

  1. «Парашют» — учит работать в команде.

Снаряжение: большая многогранная ткань лёгкого материала.

Пусть дети схватятся за парашют обеими руками. Затем попросите их разбежаться по сторонам, чтобы он растянулся. Объясните, что нужно поднимать и опускать руки, не отпуская его. Можно положить в центр мячи или шары, чтобы сбрасывать их.

  1. «Чудесный мешочек» способствует развитию тактильного восприятия и внимания.

В комплекте: непрозрачный мешок с игрушками, геометрическими фигурками, пластиковыми буквами и цифрами разного размера.

Предложите ребенку задание: найти нужный предмет в мешочке, ощупывая его руками. Игра может быть усложнена заданием найти пары предметов с одним отличием, например, большую и меньшую пуговицу или широкую и узкую линейку. В другом варианте разложите на столе геометрические фигуры, идентичные тем, что находятся в мешочке. Затем покажите одну из фигур и попросите ребенка достать такую же из мешочка.

  1. «Найди ящичек» — улучшает тактильную чувствительность.

Инструменты: упаковки от спичек, облицованные различными материалами, такими как вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага и линолеум.

В ходе игры ребенок должен соединить ящики с подходящими для них коробками.

  1. Упражнение «Определи, что слышится» развивает умение воспринимать звуки.

Инвентарь: предметы, производящие разнообразные звуки, или аудиозаписи. К примеру, переливание воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой и плотной, разрезание бумаги ножницами, падение ключа на стол, свисток, звонок будильника, мурлыканье кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь.

  1. «Коробочки с запахами» — развивает обоняние.

Для игры необходимо два комплекта по восемь контейнеров от Kinder Surprise с небольшими дырочками, заполненные сильно пахнущими ингредиентами: кофе, гвоздика, корица, ваниль, цедра и чеснок.

В игре нужно отыскать контейнеры с одинаковыми ароматами. Чтобы сделать ее сложнее, можно закрыть глаза.

  1. «Качание» — тренирует вестибулярный аппарат.

Для занятия потребуется: вешалка для одежды, качалка, а также гамак или подвесные сидения в виде мешка.

Игра: попросите ребенка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Содействуйте, если ему трудно выполнять упражнение самостоятельно.

  1. «Ухо и нос» — улучшает концентрацию и координацию.

Ведущий просит детей захватить левой рукой кончик носа, а правой — мочку левого уха. По сигналу ведущего дети меняют положение рук: левая рука касается кончика носа, правая — мочки левого уха. Сначала паузы между сигналами длинные, постепенно ведущий сокращает их.

  1. Игра «Хоп-хлоп» тренирует внимание и чувство ритма.

Инвентарь: ладони или палочки.

Задаете ребенку ритмичную последовательность хлопков и просите его повторить.

Домашние упражнения для сенсорной интеграции.

В домашних условиях можно выполнять много эффективных занятий по сенсорной интеграции.
Дефектологи и логопеды советуют родителям заниматься с детьми дома и использовать обычные предметы для этого. Такая стимуляция задействует сенсорика и не требует специальной подготовки.

Родителям рекомендуется добавлять в будни элементы сенсорной интеграции: попросить ребёнка помочь замесить тесто или разделить белье по цвету. Важно, чтобы занятие было похожим на игру – это сохранит интерес к нему.

Игра с крупами – простой способ тренировать сенсорные системы ребенка. Его можно пересыпать, трогать и угадывать на ощупь, создавать узоры или рисунки.

Причины сенсорных проблем у детей

Сенсорный дефицит у детей имеет разные причины, которые можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

Биологические факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологии беременности;
  • недоношенность;
  • сложные роды.

Главными причинами такого состояния часто выступают нарушения в развитии мозга, произошедшие во время беременности или родов.

Социальные факторы:

  1. Ребенок не испытывал эмоциональной близости с матерью, которая относилась к нему безразлично.
  2. В некоторых семьях не принято показывать чувства.
  3. Социальная депривация – это ограничение ребенка в общении с другими детьми и взрослыми.
  4. Гиперопека проявляется в чрезмерной защите маленьких детей от разных чувственных воздействий, например, запрещая им играть с песком, водой или ограничивая прикосновения.
  5. Продолжительное отсутствие матери, например, во время продолжительного лечения ребенка в больнице.
  6. Живущий с человеком, имеющим психические расстройства, ребенок может усвоить необычные способы поведения и реагировать на внешние раздражители иначе.

Часто дети с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с проблемами сенсорной интеграции. Лечение этих расстройств входит в состав комплексной терапии.

Рекомендации при проведении занятий

При взаимодействии с детьми, испытывающими трудности с сенсорной интеграцией, необходимо придерживаться рекомендаций для организации продуктивных и безопасных занятий.

  1. Двигайтесь постепенно и поступательно. Медленно двигайтесь вперед, избегая стремления к быстрой победе. Начните с простых задач и по мере развития сложности повышайте их уровень. Необходимо быть предельно осторожными, чтобы не утомить ребенка, и внимательно наблюдать за его реакциями.
  2. Проводите предварительную диагностику. Перед началом тренировок важно выяснить, какие именно сенсорные системы требуют коррекции. Родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который выявит индивидуальные характеристики ребёнка и разработает соответствующий план занятий.
  3. Будьте осторожны и внимательны. Каждый ребёнок особенный. Что нравится одному, может не понравиться другому. Например, детям с повышенной чувствительностью к тактильным ощущениям могут не понравится внезапные прикосновения, поэтому сообщайте о предстоящем действии.
  4. Создайте доверительные отношения. Эмоциональный контакт с ребёнком очень важен. Постарайтесь соответствовать его настроению, работать в темпе, который ему удобен, и не заставлять его, если он не хочет заниматься. Создайте такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и безопасно.
  5. Будьте терпеливы и последовательны. Коррекция нарушений сенсорной интеграции — это долгий путь.

При взаимодействии с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, главное правило — «не навреди».
Внимательно наблюдайте за ответом ребёнка и будьте готовы изменить тактику.


Материалы по теме:

  • ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
  • Пять логопедических трудностей учеников, которые важны для учителя начальной школы.
  • Дисграфия и дислексия: как улучшить успеваемость школьника.
  • Заикание у детей: помощь специалистов.