
Чувствительность к звукам, страх прикосновений, неуклюжесть — возможные признаки нарушения сенсорной интеграции. Например, ребенок избегает одежды из-за болезненных ощущений от прикосновения ткани или паникует при звуке пылесоса. Родители и педагоги могут не знать об этой проблеме, которая оказывает существенное влияние на развитие и поведение ребенка.
Эксперт Академсити Оксана Минеева рассказала о сенсорной интеграции и представила упражнения для детей с сенсорными особенностями.
Что такое сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — это способ работы нервной системы, которая получает информацию от органов чувств и обрабатывает её для реакции на мир или выполнения действий, например, речи. Начало этому процессу даётся ещё во время внутриутробного развития, а интенсивный рост приходится на дошкольный возраст.
Нервная система непрерывно получает множество сигналов от различных анализаторов, таких как зрительный или слуховой. В норме мозг обрабатывает и объединяет эти сигналы, обеспечивая адекватное восприятие мира и взаимодействие с ним. При расстройстве обработки сенсорной информации этот процесс нарушается.
Сенсорные нарушения проявляются по-разному у каждого ребенка. Некоторые дети могут быть гиперчувствительны к определенным стимулам, воспринимая обычные сигналы как чрезмерно сильные. Например, тихая музыка может казаться им очень громкой. Другие дети, наоборот, гипочувствительны и ощущают стимулы как слишком слабые, например, не чувствуют боли при сильном ударе.
Нарушения сенсорной обработки у ребенка Могут воздействовать на одну или несколько систем анализа.
Десять упражнений при дизрегуляции сенсорной интеграции: рекомендации специалистам
Сенсорная интеграция помогает детям лучше понимать мир и учит навыкам саморегуляции для жизни.
Сенсорно-интеграционная коррекция стимулирует работу тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, зрительной, слуховой и других анализаторных систем. Упражнения помогают ребенку лучше понимать свое тело и справляться с сенсорными перегрузками.
В многочисленных учебных заведениях функционируют сенсорные комнаты, способствующие развитию всех анализаторов.
- сухие бассейны с шариками;
- мягкие кресла-мешки, гамаки;
- световые и звуковые приборы;
- Запахи от ароматических ламп и книг, а также коробки с разноцветными ароматами.
- тактильные панели, бизиборды;
- мягкие игровые модули.
Эффективные занятия для коррекции сенсорных нарушений возможно организовать даже без специального оборудования.
- «На носочках» — развивает чувство ритма.
Инвентарь: бубен или барабан.
В игре стучите по инструменту с разной силой. Ребята передвигаются соответственно: при тихом звуке ходят на носках, при более громком — широким шагом, при очень громком — бегут. Чем чаще меняется ритм, тем интереснее игра.
- «Полоса препятствий» тренирует координацию и моторику.
В комплекте: стулья, столы, подушки, мягкие элементы.
Проложите маршрут из предметов, которые нужно обходить, перешагивать и перелезать. Поддерживайте ребенка при необходимости. Убедитесь в безопасности. Возможно пройти маршрут в обратном направлении, изменить элементы полосы или способ прохождения: ползком, на коленях, вприпрыжку.
- «Парашют» — учит работать в команде.
Снаряжение: большая многогранная ткань лёгкого материала.
Пусть дети схватятся за парашют обеими руками. Затем попросите их разбежаться по сторонам, чтобы он растянулся. Объясните, что нужно поднимать и опускать руки, не отпуская его. Можно положить в центр мячи или шары, чтобы сбрасывать их.
- «Чудесный мешочек» способствует развитию тактильного восприятия и внимания.
В комплекте: непрозрачный мешок с игрушками, геометрическими фигурками, пластиковыми буквами и цифрами разного размера.
Предложите ребенку задание: найти нужный предмет в мешочке, ощупывая его руками. Игра может быть усложнена заданием найти пары предметов с одним отличием, например, большую и меньшую пуговицу или широкую и узкую линейку. В другом варианте разложите на столе геометрические фигуры, идентичные тем, что находятся в мешочке. Затем покажите одну из фигур и попросите ребенка достать такую же из мешочка.
- «Найди ящичек» — улучшает тактильную чувствительность.
Инструменты: упаковки от спичек, облицованные различными материалами, такими как вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага и линолеум.
В ходе игры ребенок должен соединить ящики с подходящими для них коробками.
- Упражнение «Определи, что слышится» развивает умение воспринимать звуки.
Инвентарь: предметы, производящие разнообразные звуки, или аудиозаписи. К примеру, переливание воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой и плотной, разрезание бумаги ножницами, падение ключа на стол, свисток, звонок будильника, мурлыканье кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь.
- «Коробочки с запахами» — развивает обоняние.
Для игры необходимо два комплекта по восемь контейнеров от Kinder Surprise с небольшими дырочками, заполненные сильно пахнущими ингредиентами: кофе, гвоздика, корица, ваниль, цедра и чеснок.
В игре нужно отыскать контейнеры с одинаковыми ароматами. Чтобы сделать ее сложнее, можно закрыть глаза.
- «Качание» — тренирует вестибулярный аппарат.
Для занятия потребуется: вешалка для одежды, качалка, а также гамак или подвесные сидения в виде мешка.
Игра: попросите ребенка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Содействуйте, если ему трудно выполнять упражнение самостоятельно.
- «Ухо и нос» — улучшает концентрацию и координацию.
Ведущий просит детей захватить левой рукой кончик носа, а правой — мочку левого уха. По сигналу ведущего дети меняют положение рук: левая рука касается кончика носа, правая — мочки левого уха. Сначала паузы между сигналами длинные, постепенно ведущий сокращает их.
- Игра «Хоп-хлоп» тренирует внимание и чувство ритма.
Инвентарь: ладони или палочки.
Задаете ребенку ритмичную последовательность хлопков и просите его повторить.
Домашние упражнения для сенсорной интеграции.
В домашних условиях можно выполнять много эффективных занятий по сенсорной интеграции.
Дефектологи и логопеды советуют родителям заниматься с детьми дома и использовать обычные предметы для этого. Такая стимуляция задействует сенсорика и не требует специальной подготовки.
Родителям рекомендуется добавлять в будни элементы сенсорной интеграции: попросить ребёнка помочь замесить тесто или разделить белье по цвету. Важно, чтобы занятие было похожим на игру – это сохранит интерес к нему.
Игра с крупами – простой способ тренировать сенсорные системы ребенка. Его можно пересыпать, трогать и угадывать на ощупь, создавать узоры или рисунки.
Причины сенсорных проблем у детей
Сенсорный дефицит у детей имеет разные причины, которые можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.
Биологические факторы:
- генетическая предрасположенность;
- патологии беременности;
- недоношенность;
- сложные роды.
Главными причинами такого состояния часто выступают нарушения в развитии мозга, произошедшие во время беременности или родов.
Социальные факторы:
- Ребенок не испытывал эмоциональной близости с матерью, которая относилась к нему безразлично.
- В некоторых семьях не принято показывать чувства.
- Социальная депривация – это ограничение ребенка в общении с другими детьми и взрослыми.
- Гиперопека проявляется в чрезмерной защите маленьких детей от разных чувственных воздействий, например, запрещая им играть с песком, водой или ограничивая прикосновения.
- Продолжительное отсутствие матери, например, во время продолжительного лечения ребенка в больнице.
- Живущий с человеком, имеющим психические расстройства, ребенок может усвоить необычные способы поведения и реагировать на внешние раздражители иначе.
Часто дети с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с проблемами сенсорной интеграции. Лечение этих расстройств входит в состав комплексной терапии.
Рекомендации при проведении занятий
При взаимодействии с детьми, испытывающими трудности с сенсорной интеграцией, необходимо придерживаться рекомендаций для организации продуктивных и безопасных занятий.
- Двигайтесь постепенно и поступательно. Медленно двигайтесь вперед, избегая стремления к быстрой победе. Начните с простых задач и по мере развития сложности повышайте их уровень. Необходимо быть предельно осторожными, чтобы не утомить ребенка, и внимательно наблюдать за его реакциями.
- Проводите предварительную диагностику. Перед началом тренировок важно выяснить, какие именно сенсорные системы требуют коррекции. Родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который выявит индивидуальные характеристики ребёнка и разработает соответствующий план занятий.
- Будьте осторожны и внимательны. Каждый ребёнок особенный. Что нравится одному, может не понравиться другому. Например, детям с повышенной чувствительностью к тактильным ощущениям могут не понравится внезапные прикосновения, поэтому сообщайте о предстоящем действии.
- Создайте доверительные отношения. Эмоциональный контакт с ребёнком очень важен. Постарайтесь соответствовать его настроению, работать в темпе, который ему удобен, и не заставлять его, если он не хочет заниматься. Создайте такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и безопасно.
- Будьте терпеливы и последовательны. Коррекция нарушений сенсорной интеграции — это долгий путь.
При взаимодействии с детьми, имеющими нарушения сенсорной интеграции, главное правило — «не навреди».
Внимательно наблюдайте за ответом ребёнка и будьте готовы изменить тактику.
Материалы по теме:
- ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
- Пять логопедических трудностей учеников, которые важны для учителя начальной школы.
- Дисграфия и дислексия: как улучшить успеваемость школьника.
- Заикание у детей: помощь специалистов.