
Содержание:
- Что такое интроверсия и экстраверсия
- Как ведут себя дети-экстраверты и что им нужно
- Как проявляются особенности поведения детей-интровертов и какие потребности у них не удовлетворяются
- Как работать с детьми-экстравертами
- Как работать с детьми-интровертами
- Арт-терапия представляет собой универсальный инструмент, который находит применение в различных ситуациях. Рассмотрим конкретные примеры и способы адаптации арт-терапевтических методик в зависимости от типа темперамента
- При взаимодействии с детьми разного темперамента психологу важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимо проявлять гибкость в подходах, адаптируя методы работы к темпераменту конкретного ребенка. Для сангвиников, отличающихся общительностью и энергичностью, подойдут активные и стимулирующие занятия, в то время как для флегматиков, характеризующихся спокойствием и неторопливостью, предпочтительнее более размеренные и структурированные формы работы. Холерики, отличающиеся импульсивностью и эмоциональностью, нуждаются в помощи в развитии самоконтроля и управлении эмоциями, а меланхолики – в поддержке и создании безопасной среды для раскрытия их потенциала. Важно помнить, что темперамент – это лишь одна из характеристик личности ребенка, и необходимо учитывать и другие факторы, такие как воспитание, социальное окружение и индивидуальный опыт
Иногда один ребенок способен часами играть самостоятельно, в то время как другому сразу после школы необходимо общение с друзьями. Первый склонен к выслушиванию, второй – проявляет инициативу в разговоре. Специалисту необходимо обращать внимание на такие индивидуальные черты, поскольку они влияют на комфорт ребенка в группе, организацию работы на сеансе и форму поддержки, которую можно предоставить родителям.
В данной статье мы расскажем о том, как находить общий язык с интровертами и экстравертами.
Что такое интроверсия и экстраверсия
Интроверсия и экстраверсия – это фундаментальные характеристики темперамента, определяющие то, как человек взаимодействует с окружающим миром, реагирует на события и восполняет энергию.
Интроверты, как правило, больше сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Они уделяют больше внимания своим внутренним переживаниям, мыслям и ощущениям. Для них необходимо побыть в тишине, чтобы проанализировать произошедшее и восстановить силы. Это может проявляться в сдержанности, молчаливости или желании оставаться в одиночестве.
Люди, относящиеся к типу экстравертов, проявляют большую активность во взаимодействии с окружающим миром. Общение и новые впечатления наполняют их энергией. Экстраверты легче начинают разговор, действуют импульсивнее, свободно выражают свои чувства и им реже требуются перерывы.
Интроверсию и экстраверсию условно можно рассматривать как два противоположных полюса, между которыми располагаются все люди. Обычно люди обладают чертами обоих типов, но один из них проявляется более ярко. Кто-то легко заводит знакомства, но при этом нуждается в уединении после активного дня. Другой же предпочитает одиночество, однако способен проявлять активность и инициативность в комфортной обстановке. Такое сочетание характеристик называют амбивертностью.
Понимание темперамента позволяет психологу определить наиболее эффективные способы взаимодействия с человеком, учитывать его индивидуальные особенности восприятия и объяснять причины его эмоциональных реакций. Это особенно важно при создании безопасной среды для терапии и поиске подходящего подхода.
Как ведут себя дети-экстраверты и что им нужно
Ребенок-экстраверт постоянно находится в активности. Он быстро устанавливает контакты, охотно рассказывает о происходящем и любит быть в центре внимания. В группе он сразу привлекает внимание: первым тянется к ответу, высказывает свое мнение, задает вопросы и подходит к другим детям. Это те дети, которых обычно характеризуют как энергичных и инициативных.
За кажущейся непринужденностью может стоять потребность в постоянном стимулировании. Это подразумевает, что в отсутствие общения, зрителей или участников экстраверт может начать отвлекаться, проявлять беспокойство или утратить интерес. Детям такого типа необходимо общение с другими людьми, чтобы иметь возможность делиться переживаниями и впечатлениями.
Вот как это обычно проявляется:
Особенности поведения |
Как это выглядит у ребенка |
Легко вступает в контакт |
Он первым начинает приветствие, подходит к другим детям и с готовностью начинает разговор |
Получает энергию через взаимодействие |
Стремится к общению, предпочитает находиться в компании взрослых или ровесников |
Быстро переключается |
Способен одновременно выполнять несколько задач, таких как игра, разговор и прослушивание, и склонен к частой смене деятельности |
Любит быть в центре внимания |
Ценит одобрение, ожидает отклика на свои поступки, желает показать себя |
Показывает эмоции |
Откликается на происходящее смехом, высказывает свои эмоции, будь то радость или недовольство, открыто и спонтанно |
Склонен к спонтанности |
Склонен к импульсивным действиям, не всегда учитывает возможные последствия |
Сложно оставаться одному |
Может проявлять скуку или тревогу при недостатке активности |
Как работать с детьми-экстравертами
Взаимодействие с ребенком-экстравертом обычно проходит в оживленной и энергичной обстановке: он быстро устанавливает контакт и активно участвует в деятельности. Однако могут возникнуть и определенные сложности: таким детям бывает трудно сохранять концентрацию, они быстро утрачивают интерес и требуют постоянного подтверждения. Цель специалиста — направить эту активность и оказать поддержку. Предлагаем пять рекомендаций, которые облегчат работу.
- Предоставьте возможность для перемещения и изменения деятельности. Экстравертам бывает трудно долго оставаться неподвижными. Для поддержания концентрации внимания рекомендуется чередовать различные виды деятельности на занятии: например, сбор конструкций, рисование или физические упражнения. Обсуждение эмоций, например, можно проводить в форме игры или через действия, а не в формате вопросов и ответов. Наглядность и физическая активность помогают ребенку легче удерживать внимание.
- Будьте внимательным собеседником. Экстравертам свойственно озвучивать свои мысли, для них важно, чтобы их слушали. Даже если речь идет о незначительных деталях, необходимо предоставить время для завершения высказывания. В таких рассказах часто можно заметить неосознанные ребенком моменты, поэтому не стоит перебивать или торопить его. Просто внимательно слушайте.
- Помогайте замечать и осмыслять события. Экстравертам бывает трудно замедлиться из-за их активного образа жизни, поэтому важно предусмотреть короткие перерывы, чтобы они могли осознавать происходящее. В заключение занятия можно предложить вспомнить одно позитивное событие, произошедшее за день, или выбрать карточку с изображением эмоции. Это поможет им замечать собственные чувства и запоминать значимые моменты, что способствует развитию саморефлексии.
- Отмечайте конкретные действия. Для экстравертов признание играет важную роль. Вместо общих похвал, таких как «Молодец», стоит отмечать конкретные действия. Например, можно сказать: «Ты отлично придумал, как решить эту задачу» или «Твоё внимательное слушание помогло нам добиться прогресса».
- Если ребенок стал замкнутым, это может проявляться в снижении его активности, уменьшении общения с окружающими и нежелании делиться своими мыслями и чувствами. Если экстраверт демонстрирует сдержанность или отстраненность, это может быть поводом для беспокойства. Возможно, он испытывает усталость, пережил конфликт или ощущает недостаток социальных контактов. Рекомендуется деликатно выяснить, какие условия сейчас наиболее удобны для него, а какие — нет.
Дети-интроверты: особенности поведения и базовые потребности
Интровертные дети часто воспринимают мир иначе, чем их более экстравертные сверстники. Они склонны к глубоким размышлениям и предпочитают спокойные занятия, требующие концентрации. В отличие от детей, которые ищут активного общения и внимания, интроверты черпают энергию из уединения и самоанализа.
Им может не хватать возможностей для развития навыков социального взаимодействия в привычной среде. Часто в образовательных учреждениях и на детских площадках акцент делается на групповые игры и командную работу, что может быть сложным для интровертных детей. Они могут чувствовать себя неловко в шумных компаниях и испытывать потребность в перерывах от общения
Интровертные дети, как правило, предпочитают держаться в стороне. Они не стремятся к тому, чтобы быть в центре внимания, внимательно наблюдают за происходящим, прежде чем начать действовать, и могут отказаться от участия, если обстановка слишком шумная или незнакомая. Это не говорит о том, что они испытывают стеснение или отстраненность; скорее, они более сдержанно воспринимают окружающий мир.
Для интровертов необходимо наличие как физического, так и эмоционального пространства. Они быстрее испытывают усталость от взаимодействия с другими людьми и нуждаются во времени для осмысления полученного опыта. Детям с таким типом личности часто не хватает размеренного темпа и возможности побыть в одиночестве, что может приводить к их дезориентации в коллективе, особенно если их личное пространство не соблюдается.
Вот как это проявляется:
Особенности поведения |
Как это выглядит у ребенка |
Предпочитает наблюдать |
Сначала он наблюдает за происходящим, а затем уже присоединяется к игре |
Бережно относится к личному пространству |
Предпочитает, чтобы к нему прикасались только после предварительного уведомления, и склонен избегать близкого физического контакта |
Тихий и сдержанный в общении |
Он немногословен, особенно при знакомстве с новыми людьми, и ему требуется время, чтобы освоиться |
Глубоко обрабатывает информацию |
Зачастую обдумывает свои слова и действия |
Чувствителен к громким звукам и большим скоплениям людей |
Возможно, он захочет вернуться домой с торжества и станет нетерпеливым в оживленной компании |
Лучше работает в одиночку или в паре |
Предпочитает самостоятельную работу, нежели работу в составе крупных коллективов |
Сложно делиться переживаниями сразу |
В случае расстройства она предпочитает молчать и замыкается в себе |
Как работать с детьми-интровертами
Интровертные дети нередко выглядят тихими и сдержанными, они не сразу готовы к активному участию. На уроках они могут избегать ответов на вопросы, уклоняться от зрительного контакта и говорить немногосложно. Чтобы чувствовать себя комфортно, им требуется больше времени и личного пространства. Ниже представлены рекомендации, которые помогут установить контакт.
- Давайте время привыкнуть. Интровертам требуется больше времени на адаптацию. Не стоит ожидать быстрых реакций или активного участия с самого начала. Иногда ребенку необходимо просто посидеть рядом, понаблюдать и осмотреться. Это может быть первым шагом к включению, даже если он пока не говорит.
- Не давите. Спешка в ответах или настойчивые вопросы могут привести к тому, что ребенок еще больше отгородится от общения. Рекомендуется использовать косвенные способы взаимодействия: предложить выбрать карточку с настроением, дополнить рисунок или придумать историю по картинкам. Вместо прямого вопроса «Почему ты злишься?» лучше предложить выбрать цвет, отражающий его текущее состояние. Так ребенку легче выразить то, что он не может или не готов сформулировать словами.
- Уважайте личное пространство. Люди, относящиеся к интровертам, могут проявлять повышенную чувствительность к физическому контакту, громким звукам или внезапным движениям. Необходимо поддерживать удобное расстояние и избегать навязывания близости, особенно на начальном этапе сотрудничества.
- Отмечайте даже малые проявления. Даже если интроверт обладает идеями, он может воздерживаться от их публичного выражения. Он склонен к тихим и сдержанным действиям, поэтому необходимо обращать внимание на его небольшие успехи, чтобы ребенок почувствовал признание и поддержку. К примеру: «Ты очень внимательно изучал рисунок. Что привлекло твое внимание?», «Ты выбрал необычный цвет для дракона, расскажи, почему именно этот?».
- Давайте возможность быть одному. Когда ребенок чувствует усталость или проявляет раздражительность, рекомендуется предложить ему небольшой перерыв: почитать книгу, вырезать фигурки, собрать пазл, порисовать в спокойной обстановке или просто отдохнуть. Это поможет интроверту быстрее восстановить силы и вернуться к активным занятиям.
Арт-терапия представляет собой универсальный метод, демонстрирующий примеры и возможности адаптации к различным типам темперамента
Арт-терапия позволяет ребенку выразить чувства и переживания, которые сложно передать словами. Это особенно важно, когда ребенок испытывает стеснение, напряжение или еще не полностью доверяет специалисту. Арт-терапевтические методики отличаются своей адаптивностью и подходят как для энергичных детей, так и для тех, кто предпочитает наблюдать со стороны. С помощью творческих заданий можно установить контакт, уменьшить тревожность и предоставить возможность для самовыражения.
Как работать с экстравертами. Им будет полезен арт-терапевтический подход, позволяющий выражать себя ярко, активно и сюжетно. Какие упражнения подойдут экстравертам:
- рисовать на больших листах — стоя или сидя на полу;
- создавать комиксы про вымышленных героев;
- лепить фигурки с историей;
- оформлять плакаты с заголовками и подписями.
Не менее важно уметь делиться своими мыслями и опытом. Экстравертам необходимо, чтобы их слушали, поэтому стоит задавать вопросы, например: «Какие чувства испытывает этот персонаж?», «Что привело его сюда?».
Как работать с интровертами. Интровертам важно ощущать отсутствие спешки. Рекомендуется выбирать неторопливые форматы, позволяющие сконцентрироваться и работать в собственном темпе. Что им подходит:
- рисовать в тишине;
- оформить коллаж из вырезок или бумаги;
- работать с сухими материалами: пастель, карандаши, аппликация;
- давать задания, где не нужно сразу объяснять смысл, например, предложить выбрать три предмета из коробки с мелочами: пуговицы, камушки, ленты — те, что похожи на него.
Если ребенок не готов делиться информацией о своей работе, это не является чем-то необычным. Он может продемонстрировать результат, либо воздержаться от обсуждения, если это ему неприятно. Арт-терапевтические сессии могут быть эффективными даже без вербального общения.
Пример универсального упражнения: «Солнце моих достоинств». Ребенок рисует солнце на листе бумаги. В центре – его имя, а на лучах – то, что он ценит в себе или что у него хорошо получается. У маленьких детей это могут быть фразы вроде: «Я умею кататься на самокате», «Я помогаю маме», «Я хорошо считаю». Подростки выражают свои мысли более развернуто: «Я умею поддерживать друзей», «Я не сдаюсь, когда сталкиваюсь с трудностями». Это упражнение помогает ребенку осознать свою значимость, не прибегая к сравнению и оценке.
Сказки — это еще один доступный и комфортный способ помочь ребенку выразить свои чувства. Благодаря образам, персонажам и понятным сюжетам, ребенок может безопасно пережить страх, грусть или тревогу. Такие истории особенно ценны в семейной арт-терапии, где сказка становится частью общего опыта.
Подробнее
Арт-терапия не предполагает наличие художественных навыков. Даже выбор ребенком определенных цветов или разрывание бумаги – это уже взаимодействие с его внутренним миром. Если после этого он готов поделиться своими чувствами, это свидетельствует о том, что специалист вызывает у него доверие.
При взаимодействии с детьми различного темперамента психологу необходимо учитывать ряд важных аспектов. Важно помнить, что темперамент определяет базовые поведенческие характеристики ребенка, влияя на его эмоциональность, активность и реакцию на окружающую среду. Поэтому, подход к каждому ребенку должен быть индивидуализированным, с учетом его темпераментальных особенностей. Необходимо проявлять гибкость и адаптировать методы работы, чтобы обеспечить наиболее эффективную поддержку и развитие
Особенности темперамента влияют на то, как дети взаимодействуют с окружающим миром и устанавливают контакты. Для эффективной работы необходимо учитывать эти индивидуальные характеристики с самого начала.
- Если ребенок не спешит с речью или выполнением задания, не оказывайте на него давление. Проявите поддержку и понимание, предложите, например: «Сначала посиди и понаблюдай, а если захочешь — присоединяйся».
- Действия, такие как расстановка фигурок, придумывание сценария и выбор цветов, будут полезны для активного ребенка, поскольку они помогают ему лучше концентрироваться.
- Детям, склонным к быстрой утомляемости от общения, можно заранее установить простой сигнал: «Если тебе потребуется перерыв, просто подними руку». Это позволит предотвратить эмоциональное истощение.
- Для интровертов предпочтительна четкая организация занятия, обеспечивающая ощущение стабильности. Например, можно заранее сообщить: «Мы неизменно начинаем с приветственного круга» или «После выполнения рисунка предусмотрен пятиминутный перерыв».
- Для экстравертов крайне важна обратная связь, поэтому рекомендуется регулярно комментировать их действия и задавать вопросы, например: «Какие дальнейшие шаги?» или «Кто придет на помощь главному герою?».
Специалист может адаптировать темп, форму и манеру общения. Правильно подобранный подход поможет избежать необходимости защиты у ребенка и ускорит установление контакта с психологом.