Фото: img.freepik.com

В каком возрасте малыши обычно усваивают звуки К, Г, Д, Т?

Звуки К, Г, Д и Т – одни из первых согласных в речи ребенка. Примерно в возрасте 1-1,5 года малыш пытается произносить простые звуки, такие как Т, Д, К и Г. Но это только первые шаги: речь еще формируется, и ребенок может путать звуки или переставлять их местами. Так, вместо «кот» говорит «тот», вместо «гусь» – «дусь», вместо «когда» – «када» и так далее.

К двум годам звуки в речи ребенка более отчетливо выражены. К этому сроку появляются новые фонемы: Й, В, Ф, Х. Звуки З и С обычно усваиваются позднее – ближе к трем или четырем годам.

Этот процесс развивает умение правильно произносить звуки речи. Полное овладение этим навыком может занять время до 4-5 лет.

Ребенку старше пяти лет, который не может произносить звуки правильно, нужно заниматься с логопедом и/или дефектологом. Продолжительность постановки звуков зависит от возраста, физических особенностей ребенка, частоты занятий и обычно составляет 1-3 месяца.

О развитии правильного произношения у детей и походах к специалистам.

Почему дошкольники старше пяти лет заменяют звуки К, Г, Д, Т местами?

  1. Дислалия — трудности с произношением при нормальном слухе. Часто встречается у детей, которые заменяют одни звуки другими из-за незрелости речевого аппарата. Это значит, что мышцы языка и губ недостаточно развиты для точного произношения некоторых звуков.
  2. Строение языка, губ или мягкого нёба может влиять на правильную артикуляцию звуков. К этому могут привести укороченная уздечка языка, изменение его формы, недостаточная подвижность губ и языка (снижение тонуса мышц артикуляции).
  3. Потеря слуха, даже незначительная, может препятствовать правильному формированию речи и способности различать звуки. Ребенок плохо воспринимает звуки и вследствие этого перепутывает их в словах.
  4. Дизартрия. Недостаточность речи из-за неврологических проблем. Менее распространена, но также может вызывать трудности с речью. Возникает из-за повреждений нервной системы. Характеризуется затруднением произношения, искажением слов или отдельных звуков. Может сопровождаться затруднениями дыхания или изменением голоса во время речи, сложностями в движении языка и губ. Коррекция проводится специалистами.

Дислалия чаще всего проходит самостоятельно или успешно корректируется после занятий с логопедом или дефектологом. В остальных ситуациях необходима консультация специалиста, например, педиатра, хирурга, оториноларинголога, невролога или стоматолога.

Неточности в развитии речи.

Каждый ребенок проходит этап «речевых экспериментов». Звуки К и Г — заднеязычные, а Т и Д — переднеязычные. Малыши часто путают их из-за схожести артикуляции. Например, малыш может говорить «тутля» вместо «кукла» или «дай» вместо «гайка». Это связано с тем, что для произношения К и Г нужно поднимать заднюю часть языка к нёбу, а для Т и Д — касаться кончиком языка верхних зубов. Мышцы рта еще не окрепли, а мозг только учится управлять ими.

Отличия замены звуков от искажения.

Замена звуков — это когда одно звучание заменяется другим. Пример: «том» вместо «ком». Это обычный процесс развития речи, который обычно проходит сам по себе к четырем или пяти годам.

Искажения — звуки произносятся необычно для русского языка. Примеры: хриплое «Р» или звук «С», произносимый между зубами. Такие погрешности самостоятельно не исправляются и нуждаются в помощи логопеда.

Когда ребёнок произносит «тётя» вместо «кегля», это замена. Если вместо «К» раздаётся хриплый горловой звук, это искажение.

Работая с логопедом или дефектологом, можно самым лёгким способом научить ребёнка произносить звуки. Самостоятельно это возможно с помощью игр-упражнений. Тренировки должны быть регулярными, проводятся 2-3 раза в неделю.

Как поставить звуки К и Т

К и Т стремятся воспитать у ребёнка умение владеть языком.

Игра «Дождик-поезд»

Ребёнок говорит [К] (кап-кап) при слове «дождик», а на слово «поезд» — [Т] (тук-тук).

Упражнение «Толкаем язычок»

На кончике языка ребёнка поместите чистый палец или шпатель и слегка приподнимите среднюю часть. Скажите ребёнку, чтобы сказал «тыыы» — постепенно получится «кыыы».

Карточки для тренировки

Посмотрите на эти картинки: каша, кот, туфли, танк. Что изображено на них? Назовите каждый предмет, обращая внимание на первый звук в его названии.

Как поставить звуки Г и Д

Гласные Г и Д — это звонкие согласные, которые образуют пары с глухими согласными К и Т. Для произношения этих звуков нужно придать голосу вибрацию.

Игра «Гуси»

Повторяйте «га-га-га», выделяя звук [Г], как смех гусей. Для [Д] можно попробовать повторение звука стучащего дятла – «д-д-д».

Упражнение «Звонкий мячик»

Расположите ладонь ребёнка на шее – при правильном звучании Г и Д ребенок ощутит вибрацию. Проверьте это же с согласными К и Т – там вибраций не будет.

Карточки для тренировки

Как и раньше, воспользуйтесь картинками на карточках. Поощряйте ребёнка называть изображённые на них вещи: «гриб», «год», «дом», «дуб».

Совет. Зеркало позволяет визуально следить за процессом: как открывается рот, двигается язык, работают щеки и так далее. Как правило, на занятиях малыши с удовольствием наблюдают за своим отражением, что может дополнительно увлечь и создать мотивацию.

Как закрепить постановку звуков К, Г, Д, Т

Когда ребенок научился ясно произносить звуки, нужно закрепить результат. Иначе умение говорить правильно может исчезнуть с течением времени.

Игра «Поймай букву»

Ребенок хлопает в ладоши при произнесении буквы «К» и топает ногой при произнесении буквы «Т». Игра способствует развитию слухового восприятия. В дальнейшем игру можно усложнить, называя слова на буквы «К» и «Т».

Игра «Найди букву»

Разложите перед малышом карточки с картинками предметов, начинающимися на «Т» и «Д». Попросите его выбрать картинки с нужным звуком. В случае трудностей окажите помощь.

Подключайте творческие занятия: лепите буквы из пластилина, рисуйте их на песке. Это тренирует зрительно-моторную связь. Вместе с ребёнком читайте и выделяйте необходимые буквы.

Когда пора к специалистам?

Вовремя обратившись к логопеду, можно решить большую часть проблем. Обращайтесь к специалистам, если:

  • Ребенку больше 5 лет, а замены сохраняются;
  • Возникли искажения речи, например, гортанное звучание.
  • В обычных словах тоже бывает непонимание.
  • Возникают дополнительные сложности, например, искажение звуков в словах и затруднения с чтением или письмом.

Выводы

  1. В детстве путаница звуков обычное явление. Речь полностью формируется к четырем или пяти годам.
  2. Путаница звуков может быть вызвана дислалией, особенностями строения речевого аппарата, снижением слуха или дизартрией.
  3. Для произношения звуков К и Т применяют игру «Дождик-поезд», упражнение «Толкаем язычок» и карточки со картинками.
  4. Для постановки звуков Г и Д можно применять игру «Гуси», упражнение «Звонкий мячик» и карточки.
  5. Чтобы закрепить произношение звуков, применяйте игры-упражнения «Поймай букву» и «Найди букву».
  6. При постоянной путанице звуков после пяти лет, искажении речи или возникновении сопутствующих проблем обратитесь к специалистам.