
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Дети с СДВГ могут быть непослушными, трудными для обучения, неусидчивыми или наоборот слишком медлительными. Рассмотрим причины и особенности поведения таких учеников, а также трудности, которые может испытывать учитель при работе с ними в классе.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — набор поведения, проявляющийся при несовершенной работе нервной системы.
Причин у него несколько:
- генетика;
- осложнения в беременности и родах;
- Вредные привычки и стресс беременной женщины.
- низкий вес при рождении (менее 2,5 кг);
- Болезни и повреждения первого года жизни.
Нейровизуализационные исследования доказывают, Многие отделы коры головного мозга у детей с СДВГ имеют меньший объем, чем у сверстников без этого синдрома. лобных долей. А это та часть мозга, которая отвечает за:
- Смена видов деятельности.
- управление импульсивными реакциями;
- соблюдение инструкций разной сложности;
- формирование собственных инструкций;
- планирование деятельности и самоконтроль.
Симптомы СДВГ ярко выражаются в начальной школе, во время активного формирования произвольного поведения.
- сложность с удерживанием активного внимания;
- Нежелание трудиться над скучной деятельностью и совершать однообразные действия.
- повышенная отвлекаемость на внешние стимулы;
- быстрая утомляемость нервной системы;
- Беспокойство перед ожиданием.
- частая смена настроения;
- неряшливость.
«Моторчики» и «мечтатели»
Симптомы СДВГ проявляются у детей по-разному.
- С повышенной энергией и склонностью действовать без раздумий — «бесстрастным», с навязчивой концентрацией внимания (в основном у мальчиков).
- С отклонением внимания — «витать в облаках», «считать ворон» (чаще у девочек).
Дети-«моторчики»:
- Реактивны и способны горячо спорить с педагогом или сверстниками в процессе занятия.
- Многие высказываются, даже при отсутствии запроса.
- Если задают вопрос, отвечают, не дослушав до конца.
- Прерывают говорящих и с нетерпением ждут, когда им будет слово.
- Вмешательства в чужие игры и занятие, а также присвоение чужих вещей без разрешения.
- Непрерывно двигаются, не способны сохранять прямостоячее положение за столом.
- Демонстрируют непредсказуемое движение: внезапно встают, убегают и пытаются забраться на что-либо.
- Во время перемены нельзя спокойно играть или отдыхать — требуется постоянное движение.
Дети-«мечтатели»:
- Предпочитают наблюдать за деревом у окна или рисунком на шторах, а не читать задание в учебнике.
- Затрудняются следовать инструкциям: педагогу часто кажется, будто его вообще не слышат, независимо от того, насколько обстоятельно и ясно
. - Стараются лечь на парту или подпереть голову рукой, так как быстро устают. При необходимости стоять некоторое время, стараются опереться о стену.
- Не способны управлять своими действиями — требуется взрослое руководство на каждом шагу.
- Не способны выполнить домашнее задание и собрать портфель самостоятельно.
- Характеризуются малой емкостью рабочей памяти.
- стеснительны и тревожны.
И те, и другие:
- Небрежно выполняют работу, пропуская существенные моменты, совершают простые оплошности.
- Люди часто теряют вещи и с трудом соблюдают порядок на рабочем месте и в тетрадях.
- Сложно справляются с заданиями, которые нуждаются в длительной концентрации внимания, например, слушанием лекции, беседой по одной теме или чтением длинного рассказа.
- С началом задачи проявляют усердие, но спустя короткий промежуток времени пропадает интерес, и задача остается незавершенной.
- Не умея распорядиться временем, ученики зачастую опоздают на урок и не успевают выполнить задания во время перемены. На занятиях это приводит к тому, что их знания оказываются отстающими от уровня остальных.
С какими трудностями сталкивается учитель?
Особенности некоторых детей требуют от учителя, имеющего в классе хотя бы одного такого ребенка, особой готовности к возникшим трудностям.
Нарушение дисциплины.
Дети с СДВГ могут стремиться к неблагоприятным компаниям или подражать неправильному поведению.
Это может казаться им проще, чем прикладывать волю для добросовестного поведения, поэтому педагогу такого ребенка предстоит часто бывать в кабинете школьной администрации.
Агрессия к учителю.
Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто проявляет агрессию и ведет себя вызывающе даже при доброжелательном отношении педагога.
Агрессия к одноклассникам.
Конфликты часто вспыхивают из-за того, что ребёнку кажется, что его осмеивают или хотят навредить. В классном коллективе появляется напряжённая атмосфера, учителю труднее налаживать взаимопонимание между учениками.
Проблемы с успеваемостью.
Ребятам с СДВГ приходится прилагать много усилий для контроля своего поведения, что расходует ресурсы нервной системы. Из-за этого им сложнее справляться с более сложными задачами, например, запоминанием новой информации.
Ребенок сталкивается с трудностями в учебе из-за отсутствия энергии для полноценного усвоения информации, что негативно сказывается на самооценке и снижает мотивацию к обучению. Такой ученик привыкает считаться неуспевающим и с течением времени теряет интерес к дальнейшему образованию.
Потеря педагогической уверенности.
Если педагогу не удаётся достичь желаемых поведенческих или академических результатов от ребёнка с СДВГ, это может подорвать уверенность в профессионализме учителя. Однако у ученика нет задачи расстроить преподавателя, нарушить учебный процесс или заработать репутацию хулигана и двоечника — ему просто не под силу эффективно управлять собой.
Проблемы школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности усугубляются, когда…
- Нет поддержки в обществе: мало друзей или конфликты с одноклассниками.
- Преподаватель не разбирается в их физиологии и проявляет враждебность по отношению к ним.
- есть внутрисемейные конфликты.
Работа с учащимся со СДВГ требует больших эмоциональных и энергетических затрат. Но если найти к нему правильный подход, зная особенности его мозга, можно снизить общую напряженность, сократить число непредвиденных ситуаций и максимально интегрировать ученика в работу на уроке.
В будущих публикациях мы предоставим подробную информацию о том, как это осуществить.