Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Дети с СДВГ могут быть непослушными, трудными для обучения, неусидчивыми или наоборот слишком медлительными. Рассмотрим причины и особенности поведения таких учеников, а также трудности, которые может испытывать учитель при работе с ними в классе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — набор поведения, проявляющийся при несовершенной работе нервной системы.

Причин у него несколько:

  • генетика;
  • осложнения в беременности и родах;
  • Вредные привычки и стресс беременной женщины.
  • низкий вес при рождении (менее 2,5 кг);
  • Болезни и повреждения первого года жизни.

Нейровизуализационные исследования доказывают, Многие отделы коры головного мозга у детей с СДВГ имеют меньший объем, чем у сверстников без этого синдрома. лобных долей. А это та часть мозга, которая отвечает за:

  • Смена видов деятельности.
  • управление импульсивными реакциями;
  • соблюдение инструкций разной сложности;
  • формирование собственных инструкций;
  • планирование деятельности и самоконтроль.

Симптомы СДВГ ярко выражаются в начальной школе, во время активного формирования произвольного поведения.

  • сложность с удерживанием активного внимания;
  • Нежелание трудиться над скучной деятельностью и совершать однообразные действия.
  • повышенная отвлекаемость на внешние стимулы;
  • быстрая утомляемость нервной системы;
  • Беспокойство перед ожиданием.
  • частая смена настроения;
  • неряшливость.

«Моторчики» и «мечтатели»

Симптомы СДВГ проявляются у детей по-разному.

  • С повышенной энергией и склонностью действовать без раздумий — «бесстрастным», с навязчивой концентрацией внимания (в основном у мальчиков).
  • С отклонением внимания — «витать в облаках», «считать ворон» (чаще у девочек).

Дети-«моторчики»:

  • Реактивны и способны горячо спорить с педагогом или сверстниками в процессе занятия.
  • Многие высказываются, даже при отсутствии запроса.
  • Если задают вопрос, отвечают, не дослушав до конца.
  • Прерывают говорящих и с нетерпением ждут, когда им будет слово.
  • Вмешательства в чужие игры и занятие, а также присвоение чужих вещей без разрешения.
  • Непрерывно двигаются, не способны сохранять прямостоячее положение за столом.
  • Демонстрируют непредсказуемое движение: внезапно встают, убегают и пытаются забраться на что-либо.
  • Во время перемены нельзя спокойно играть или отдыхать — требуется постоянное движение.

Дети-«мечтатели»:

  • Предпочитают наблюдать за деревом у окна или рисунком на шторах, а не читать задание в учебнике.
  • Затрудняются следовать инструкциям: педагогу часто кажется, будто его вообще не слышат, независимо от того, насколько обстоятельно и ясно
    .
  • Стараются лечь на парту или подпереть голову рукой, так как быстро устают. При необходимости стоять некоторое время, стараются опереться о стену.
  • Не способны управлять своими действиями — требуется взрослое руководство на каждом шагу.
  • Не способны выполнить домашнее задание и собрать портфель самостоятельно.
  • Характеризуются малой емкостью рабочей памяти.
  • стеснительны и тревожны.

И те, и другие:

  • Небрежно выполняют работу, пропуская существенные моменты, совершают простые оплошности.
  • Люди часто теряют вещи и с трудом соблюдают порядок на рабочем месте и в тетрадях.
  • Сложно справляются с заданиями, которые нуждаются в длительной концентрации внимания, например, слушанием лекции, беседой по одной теме или чтением длинного рассказа.
  • С началом задачи проявляют усердие, но спустя короткий промежуток времени пропадает интерес, и задача остается незавершенной.
  • Не умея распорядиться временем, ученики зачастую опоздают на урок и не успевают выполнить задания во время перемены. На занятиях это приводит к тому, что их знания оказываются отстающими от уровня остальных.

С какими трудностями сталкивается учитель?

Особенности некоторых детей требуют от учителя, имеющего в классе хотя бы одного такого ребенка, особой готовности к возникшим трудностям.

Нарушение дисциплины.

Дети с СДВГ могут стремиться к неблагоприятным компаниям или подражать неправильному поведению.
Это может казаться им проще, чем прикладывать волю для добросовестного поведения, поэтому педагогу такого ребенка предстоит часто бывать в кабинете школьной администрации.

Агрессия к учителю.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто проявляет агрессию и ведет себя вызывающе даже при доброжелательном отношении педагога.

Агрессия к одноклассникам.

Конфликты часто вспыхивают из-за того, что ребёнку кажется, что его осмеивают или хотят навредить. В классном коллективе появляется напряжённая атмосфера, учителю труднее налаживать взаимопонимание между учениками.

Проблемы с успеваемостью.

Ребятам с СДВГ приходится прилагать много усилий для контроля своего поведения, что расходует ресурсы нервной системы. Из-за этого им сложнее справляться с более сложными задачами, например, запоминанием новой информации.

Ребенок сталкивается с трудностями в учебе из-за отсутствия энергии для полноценного усвоения информации, что негативно сказывается на самооценке и снижает мотивацию к обучению. Такой ученик привыкает считаться неуспевающим и с течением времени теряет интерес к дальнейшему образованию.

Потеря педагогической уверенности.

Если педагогу не удаётся достичь желаемых поведенческих или академических результатов от ребёнка с СДВГ, это может подорвать уверенность в профессионализме учителя. Однако у ученика нет задачи расстроить преподавателя, нарушить учебный процесс или заработать репутацию хулигана и двоечника — ему просто не под силу эффективно управлять собой.

Проблемы школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности усугубляются, когда…

  • Нет поддержки в обществе: мало друзей или конфликты с одноклассниками.
  • Преподаватель не разбирается в их физиологии и проявляет враждебность по отношению к ним.
  • есть внутрисемейные конфликты.

Работа с учащимся со СДВГ требует больших эмоциональных и энергетических затрат. Но если найти к нему правильный подход, зная особенности его мозга, можно снизить общую напряженность, сократить число непредвиденных ситуаций и максимально интегрировать ученика в работу на уроке.

В будущих публикациях мы предоставим подробную информацию о том, как это осуществить.