Фото: img.freepik.com

Изображения: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Психолог Ульяна Попова делится Поделится опытом работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также даст советы взрослым о том, как помочь детям лучше понимать свои особенности и учиться эффективно.

Чаще всего родители узнают о СДВГ у ребенка при поступлении в начальную школу. В этот период возникают задачи, с которыми ребенок не справляется, и правила, которым он не следует. Учителя обращаются к родителям с просьбой решить проблему, поскольку ребенок не может спокойно сидеть за партой, не слушает и вредит одноклассникам. Довольно часто присоединяются ещё дислексия и дисграфия.

Нервная система у детей с СДВГ функционирует иначе: уровень дофамина недостаточен. Дети понимают, что нужно выполнить действие, но совершить его не могут так же, как другие.

СДВГ — это не только гиперактивность и эмоциональность. Это трудность с выполнением задачи и возвращением к ней. Поэтому дети могут слушать, но не воспринимать информацию, хотят выполнить просьбы, но их внимание устремляется в другое направление. Например, ребенок идет чистить зубы, но останавливается между спальней и ванной и отвлекается на игры. Или одевается, но забывает надеть вторую штанину.

В обычной школе им очень тяжело: чувствуют себя белыми воронами, потому что не получается делать то же самое и вести себя как остальные. Трудно высидеть 45 минут за партой, молча слушать учителя и выполнять все требования. Проще воспринимать информацию, когда двигаются и вокализируют, но это мешает остальным в классе.

Ульяна Попова:

Школа не создана для всех, поэтому наилучший, но не всегда доступный вариант — обучение в семье, когда ребенок изучает материал в собственном темпе. Желательно, чтобы ребёнок посещал школу только три дня в неделю, а два дня занимался дома.

Как договориться с ребенком с СДВГ

Внимательнее изучите особенности синдрома и примените к нему свой подход.

Родители часто приводят детей к разным специалистам: нанимают репетиторов, тьюторов, психологов, арт-терапевтов, сказкотерапевтов. Считая, что сами справиться не могут, просят специалистов «починить» ребёнка.

Ульяна Попова:

Я общаюсь со взрослыми людьми с СДВГ. Рассказывают, что в детстве им не хватало родительской поддержки их особенностей. Постоянно пытались переделать, заставить жить по правилам, быть, как все. Сам синдром – недостаток знаний о причинах отличий и способах справляться с ними.

Взрослые осуждают таких детей за проделки, нерадивость, разговорчивость, а сверстники отказываются играть. Если ребёнку разъяснили происходящее, то ему легче понять общество, которому он часто неудобен, и обсудить своё поведение с родителями. Например, объяснить, что бросил чашку из-за импульсивности – сначала действует, а потом думает.

Ульяна Попова:

С семи лет важно начинать говорить ребёнку о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Можно использовать сказку о супергерое с быстрым автомобилем, у которого плохие тормоза. Чтобы не причинить вреда себе и окружающим, герою нужно учиться останавливаться.

2. Заключите с ребенком поведенческий договор

В соглашении фиксируют то, с чем ребёнок уже может справиться самостоятельно, а не желаемое родителями. Выполнение пунктов перечня даёт ему ощущение большей компетентности.

В договоре прописывают обязанности родителей. Например, каждый вечер помочь заправить постель, сварить какао или оказать помощь с уроками при возникновении трудностей. Ребенок осознает, что взрослые делают для него много дел, и сам старается выполнять свою часть договора.

Ульяна Попова:

В моей практике встречались случаи, когда родители составляли такой договор и включали много задач для ребенка, которые он еще не умеет выполнять. Возможно, они полагают, что если записать это в договоре, то все произойдет само собой. Кстати, всегда последовательно выполняют свои обязанности, например, готовят на завтрак не то, что попросил ребенок, а то, что считают полезным.

Договор помогает ребёнку осознать свои возможности, но порой ребёнок отвлекается и не использует их.

Ульяна Попова:

Когда у подростка обостряется кризис, я советую взрослым прописывать для себя больше пунктов, чем для него. Например, один мальчик из моей практики хотел, чтобы родители с ним ужинали, ходили в кинотеатр, не отбирали телефон, вместе смотрели фильмы, не заходили в его комнату без стука и… не заставляли возвращаться домой в 9 вечера и ложиться спать в 10. Мальчику было 14,5 лет, он поздно приходил домой, что сильно беспокоило маму. Оказалось, что он не чувствует время и увлекается сильно. Для детей с СДВГ характерна гиперфиксация: если им что-то интересно, забывают про телефон, время и обещания. В этом случае стоит вместе с ребенком набросать варианты выхода из ситуации: ставить напоминания на телефоне, что надо дать о себе знать родителям; или ставить будильник на время, когда пора домой.

3. Используйте жетонную систему

Мотивация через вознаграждение. Ребенок не всегда понимает смысл выполнения заданий. Интереснее заниматься делом, зная о будущей награде. Жетоны — это «деньги», которые ребенок получает за выполненное действие. Это могут быть звезды, облака, монеты, камешки — всё накопимое. Можно использовать и настоящие деньги, если ребёнок умеет с ними обращаться.

Из-за того, что ребёнок с СДВГ быстро увлекается чем-то новым, вознаграждение следует давать сразу же после выполнения задания. Набранные жетоны можно обменять на желаемое: поход в кино, новую игрушку или сладости.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывает трудности с планированием, предпочитая мгновенную gratification.

Что происходит с СДВГ с возрастом

По достижении старших классов эти дети ведут себя более уравновешенно, что облегчает процесс сбора необходимых для экзамена документов, и выпускные квалификационные испытания сдаются ими так же, как и остальными учащимися.

Ульяна Попова:

Учу детей разбивать большое дело на маленькие части. Экзамен длится более трех часов, поэтому стоит разбить задания и давать себе возможность отдохнуть. Еще советую не перепроверять написанное — для ребят со СДВГ это особенно актуально, потому что иначе могут долго этим заниматься.

Синдром сохраняется всю жизнь, но появляется больше осознанности и самоконтроля. Отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, гиперактивность всегда присутствуют. Объединяясь и поддерживая друг друга, вместе ищут способы быть менее импульсивными. Став взрослыми, становятся творческими и неординарными личностями.


Материалы по теме:

  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в учебном процессе.
  • В классу появился ученик с расстройством внимания и гиперкинетикой: 6 рекомендаций педагогам.