Иллюстрация: Юлия Замжицкая

У всех преподавателей случаются форс-мажоры. Самыми сложными считаются ситуации, когда у учеников происходят травмы и проблемы со здоровьем. К ушибам и ссадинам, возникающим во время перемены, педагоги и медперсонал готовы. Но перед невротическими или психическими расстройствами взрослые часто бессильны. В этом материале — как помочь ребенку при панической атаке.

Что представляет собой паническая атака и каковы причины её возникновения?

Внезапно возникает сильная тревога, провоцирующая чувство страха без видимой причины.

Нервная система подростков подвержена воздействию из-за особенностей этого возраста.

  • гормональная перестройка;
  • зависимость от мнения коллектива;
  • потребность в самоопределении;
  • сепарация от родителей.

Такая ситуация делает детей уязвимыми при эмоциональном напряжении. Школьники много пишут контрольных и ВПР, переживают из-за экзаменов, пытаются соответствовать высоким ожиданиям родителей. Это погружает их в ситуацию дистресса — негативный вариант стресса, который не помогает адаптироваться к ситуации, а разрушает нервную систему и не дает справиться с трудностями.

Проблемы усиливают беспокойство и вызывают отдельные случаи или частые приступы паники.

Что ещё может провоцировать приступы паники?

Часто причиной панических атак становятся чрезмерные требования со стороны взрослых и волнение по поводу экзаменов. Под угрозой оказаться в зоне риска находятся высокомотивированные ученики с неустойчивым мнением о себе, которые стремятся к безупречности во всем.

Важно учителю поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в классе. Страх учеников перед ОГЭ или ЕГЭ не следует использовать как стимул к обучению. Вместо этого дети сосредоточатся и активизируют свои возможности, только если чувствуют уверенность и контролируют ситуацию.



Симптомы панической атаки у подростков

При возникновении панической атаки у ребенка педагогу следует незамедлительно отреагировать.

  • Необузданный страх, не имеющий оправдания.
  • потеря контроля над собственным телом;
  • тремор в руках и/или в ногах;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • жар или озноб;
  • удушье из-за спазма;
  • головокружение, головная боль;
  • тошнота или рвота;
  • временное снижение слуха или зрения;
  • потеря голоса.

Проявления подобного рода обычно кратковременны и кажутся более значительными, чем есть на самом деле. Само по себе отсутствие угрозы для здоровья не исключает возможности ухудшения состояния при наличии других болезней.
Детям с сопутствующими заболеваниями стоит обращать особое внимание на эти проявления.

  • бронхиальная астма;
  • эпилепсия;
  • детский церебральный паралич;
  • расстройство аутистического спектра;
  • нарушения зрения.

В стрессовых ситуациях, особенно в 9-м и 11-м классах, паническая атака может быть единичным событием. Если подобные приступы тревоги повторяются, скорее всего, есть психические расстройства, например тревожное расстройство или депрессия. В этом случае необходимо обратиться к врачу для медикаментозного лечения.

Как поступить педагогу, когда у обучающегося случился приступ паники?

Главная цель учителя в подобной ситуации — оставаться спокойным и готовым к действию.
Вот шаги, которые помогут оказать первую медицинскую помощь ученику:

  • Обсудите с ребенком что-то хорошее и важное для него — это отвлечет его. Важно, чтобы ребенок участвовал в разговоре, поэтому покажите ему, что вам интересно.
  • Внутрение ощущения отвлекут ребенка и активизируют его мыслительный процесс. Поможет в этом упражнение «Что я сейчас вижу, что я сейчас слышу, что я сейчас нюхаю, что я сейчас трогаю, что я сейчас пробую на вкус». Оно охватывает пять основных чувств и помогает быстрее вернуться к настоящему моменту.

    Если ребёнок растерян, скажите ему о местонахождении, текущем уроке и присутствующих рядом людях. Говорите равномерно, спокойно и уверено, передавая заботу. Страх или агрессия от вас или окружающих ухудшат положение.

  • Посмотрите, чтобы малыш сидел крепко на стуле, а ножки касались пола. Если ему стало плохо, потерял равновесие или голова закружилась, помогите сесть на пол, чтобы избежать падения и ушибов.
  • Чтобы ребенок успокоился поскорее, откройте окно для притока свежего воздуха.
  • Предложи ученику умыться прохладной водой. Если у него не появится ощущение кома в горле, пусть выпьет.
  • Необходимо вызвать скорую помощь, если ребёнок относится к группе риска по здоровью, или во время приступа резко упал, повысилась температура, или начало затруднено дыхание.

В случае происшествия доложите родителям и психологической службе школы об эпизоде панической атаки. Уточните состояние ребенка перед этим и его продолжительность. Такая информация поможет в будущем отслеживать уровень тревоги и устранять факторы, вызывающие ее, для предупреждения подобных ситуаций.

Если ученик сильно беспокоится, сообщите об этом классной руководительнице и школьному психологу, которые проверят обстановку более подробно. Для того чтобы ребёнку стало лучше, важное значение имеет поддержка семьи и учителей.