Фото: img.freepik.com

У всех педагогов случаются форс-мажоры. Самыми сложными считаются ситуации, когда у учеников возникают травмы и проблемы со здоровьем. Педагоги и медицинский персонал привыкли к ушибам и ссадинам, которые появляются во время перемен. Но перед невротическими или психическими нарушениями взрослые часто оказываются беззащитными. Как помочь ребенку при панической атаке — об этом в этой статье.

Что представляет собой паническая атака и какие её причины?

Внезапное резкое увеличение тревоги вызывает чувство страха без видимой причины.

Нервная система подростков неустойчива из-за возрастных специфик.

  • гормональная перестройка;
  • зависимость от мнения коллектива;
  • потребность в самоопределении;
  • сепарация от родителей.

Дети становятся уязвимы в условиях эмоционального напряжения из-за написания контрольных работ, ВПР, переживаний по поводу экзаменов и стремления соответствовать высоким ожиданиям родителей. Такое положение дел погружает их в дистресс — вид стресса, который мешает адаптации к ситуации и разрушает нервную систему, не давая справиться с трудностями.


Переживания усиливают тревожность и приводят к отдельным или частым приступам панической атаки.


Какие ещё факторы провоцируют приступы паники?


Частыми причинами панических атак являются завышенные ожидания окружающих и страх перед экзаменами. В группе риска – первоклассники-перфекционисты с нестабильной самооценкой, для которых важна безупречность во всем.

Важно учителю поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в классе. Страх неудачи на экзаменах не рекомендуется использовать для побуждения к учебе. Вместо этого дети сосредотачиваются, проявляют способности, только ощущая уверенность и контроль над ситуацией.


Симптомы панической атаки у подростков

В случае возникновения у ребенка панической атаки педагогу следует незамедлительно принять меры. К основным признакам панической атаки относятся:

  • Иррациональный ужас, не обоснованный ситуацией и окружением.
  • потеря контроля над собственным телом;
  • тремор в руках и/или в ногах;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • жар или озноб;
  • удушье из-за спазма;
  • головокружение, головная боль;
  • тошнота или рвота;
  • временное снижение слуха или зрения;
  • потеря голоса.

Эти проявления обычно кратковременны и часто воспринимаются как реальные проблемы. По отдельности не представляют угрозы здоровью, однако при наличии других болезней могут существенно ухудшить самочувствие. Особую тревогу вызывают случаи у детей, у которых:

  • бронхиальная астма;
  • эпилепсия;
  • детский церебральный паралич;
  • расстройство аутистического спектра;
  • нарушения зрения.

В стрессовых ситуациях, особенно в 9 и 11 классах, паническая атака может появиться как единичный случай. Если подобные приступы тревоги повторяются, возможно наличие психических нарушений, например, тревожного расстройства или депрессии. В таком случае необходимо обратиться к врачу для медикаментозного лечения.


Как поступить педагогу при возникновении панической атаки у обучающегося?

Задача учителя в подобной ситуации — оставаться спокойным и готовым к действиям.
Вот шаги, помогающие оказать первоначальную помощь ученику:

  • Обсудите с ребёнком что-то положительное и важное для него – это поможет отвлечь его. Важно, чтобы малыш погрузился в беседу, поэтому покажите искренний интерес к его словам.
  • Обратите внимание ребенка и активизируйте его мышление с помощью упражнения «Что я сейчас могу увидеть, что я сейчас могу услышать, что я сейчас могу понюхать, что я сейчас могу потрогать, что я сейчас могу попробовать на вкус». Оно включает пять основных чувств и помогает быстрее вернуться в реальность.


    Если ребенок не ориентируется, скажите ему, в каком месте он находится, какой урок идет, кто рядом с ним. Говорите спокойным, ровным, уверенным голосом, показывая заботу. Страх или агрессия от вас или окружающих ухудшат ситуацию.

  • Поставьте ребенка так, чтобы его ноги плотно опирались о пол, и тело было устойчиво. При потере равновесия или головокружении посадите его на пол.
  • Чтобы ребенок быстрее успокоился, откройте окно для потока свежего воздуха.
  • Предложи учащемуся вымыть лицо холодной водой. При отсутствии чувства кома в горле ему можно предложить немного воды.
  • Если ребёнок из группы риска по здоровью или во время приступа резко упал, повысилась температура или началось удушье, вызовите скорую помощь.

В случае подобного инцидента оповестите родителей и психологов школы о случившемся. Узнайте состояние ребенка перед приступом и его продолжительность. Это поможет в дальнейшем контролировать уровень тревожности и устранить провоцирующие факторы, чтобы предотвратить повторение ситуации.


Если ученик чрезмерно тревожится, сообщите об этом классному руководителю и школьному психологу, которые дополнительно проконтролируют ситуацию. Помочь ребенку обрести эмоциональное благополучие легче при поддержке семьи и учителей.