
Эта статья пригодится матерям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Более половины учеников начальной школы пропускают буквы при написании слов, хотя знают правильное написание. Рекомендации по частотному письму и тренировке навыка оказываются неэффективными: ребенок не справляется с ошибками, допускает их все чаще. В итоге занятия письмом становятся для него неприятными.
Если пропуски букв носят систематический характер (повторяющиеся, регулярные; при этом ребенок осознает свою ошибку), возможно наличие у ребенка дисграфии. Ошибки такого ребенка специфичны и не связаны с орфографическими правилами. Например, ребенок с обычным незнанием орфографии напишет слово «доска» как «даска». Ребенок с дисграфией может написать «дска».
Дисграфия — это нарушение письма, которое не связано с интеллектом. Выражается в трудностях освоения письменной речи. Другими словами — расстройство письма. Это не является признаком умственной отсталости и может быть исправлено занятиями с логопедом совместно с домашними упражнениями.
Факторы риска. Что важно знать с юных лет.
Дети, испытывающие трудности с письмом, часто сталкиваются с проблемами в развитии речи.
- Ребенок испытывает трудности с речью, не разговаривая или говоря плохо в возрасте до 4-5 лет.
- Ребенок искажает звуки, меняя местами или опускаю букв во время речи.
Такое происходит из-за недостаточного развития в мозге ребёнка связей нейронов, ответственных за восприятие и передачу информации, а также за тонкую моторику.
Многие известные личности имели дисграфию, среди которых В. Маяковский, М. Монро и А. Эйнштейн.
Для профилактики дисграфии полезны занятия лепкой, рисованием, играми в лабиринты, совместным чтением, решением логических задач, изготовлением поделок и физическими упражнениями под музыку.
Признаки дисграфии
- Мальчик опускает некоторые буквы, например, вместо «красивый» пишет «крсвый».
- Делает ошибки в написании ударных гласных звуков, например, пишет «кровОть» вместо «кровАть».
- Мешает распознавать слова, заменяя местами звуки в них, как, например, «тегела» вместо «телега».
- Сочетает одинаковые буквы, например, «марафоМ» взамен «марафон».
- Пишет не полностью слово, к примеру, «сарафа» вместо «сарафан».
- Обращает буквы наоборот.
Дети с дисграфией старательно подходят к написанию, но пишется медленно, неопрятно и некрасиво: строки могут скатываться вниз, буквы выходят за края поля страницы. Перенос слов даётся ребёнку с трудом, а слова в предложениях пишутся слитно. При письме можно заметить необычную позу (скованность, зажатость), неудобный хват ручки и чрезмерную усталость от процесса письма.
Без занятий до 1-2 класса у ребёнка могут возникнуть трудности со склонением и согласованием слов в предложении. Например, вместо «ударить по столу» будет «ударить по стол», а вместо «цветочный» — «цветочковый».
Что делать, если ребенок опускает буквы?
Некоторым детям требуется 6-8 занятий для коррекции дисграфии, другим — больше времени. Родителям необходимо знать два момента в этом вопросе.
- Не стоит бояться: дисграфия — логопедическое нарушение, которое можно исправить. Хотя его иногда считают отклонением, дети с таким диагнозом отлично развиваются и достигают успеха.
- Логопед занимается коррекцией дисграфии. Выбор квалифицированного специалиста с опытом работы в этой сфере очень важен. Специалист проведет диагностику и при необходимости порекомендует обращение к педиатру, лору, неврологу или другим узким специалистам.
Главным способом исправления дисграфии считают ликвидацию недостатков в звукопроизношении, увеличение объема словаря, упражнения по развитию мелкой моторики и совершенствование связных речевых конструкций.
При наличии у ребенка органических нарушений врачи-специалисты назначают лечение медикаментами совместно с массажем, лечебной физкультурой и физиотерапией.
Проблему решить без специалиста не получится: не стоит ждать, что ребёнок «перерастёт» её и начнёт вдруг писать правильно. По статистике, дети с дисграфией увеличивают количество ошибок в письме к старшим классам. Педагоги считают их невнимательными и ленивыми, но проблема глубже.
Как решить проблему дисграфии
Коррекцию дисграфии должен проводить квалифицированный логопед.
Лучший результат достигается при участии родителей в домашних заданиях и занятиях с ребёнком.
Методы и стратегии обучения:
- Чтобы ребёнок не уставал от письма, важно следить за его посадкой и хватом ручки или карандаша.
- Используйте обширные поверхности для письма. Например, крупные листы ватмана на мольберте или доски с маркерами. Опытные педагоги утверждают, что именно крупные, неровные буквы являются начальной ступенью в решении этой задачи. Четкость и красота появятся позже.
- Развивайте у ребенка речь, беседуя с ним, задавая вопросы, поощряя диалоги, а также ежедневно читайте вслух и рассказывайте о качествах предметов и явлений окружающего мира.
- Развивайте тонкую моторику руками с помощью занятий с крупами, кинетическим песком, лепки, бисероплетения, игр с конструктором и мозаикой.
Упражнения для работы дома
«Почувствуй букву»
Специалисты утверждают: отсутствие тактильного опыта может усугубить трудности. Поэтому советуют заниматься, направляющими внимание на ощущения, а не на правильность написания буквы. Например, попросите ребёнка закрыть глаза, а затем проведите пальцем букву по животику или спинке малыша. Предложите ему повторить букву на вашей спине или на бумаге.
«Найди звук»
Пусть ребёнок выберет звук, например «а». Называйте различные слова, а ребёнок хлопайте или топать, услышав выбранный звук.
«Найди предмет»
Предложите ребенку отыскать предметы, имена которых начинаются с определенного звука. К примеру, «К»: ковер, кровать, каталка.
«Барабанщик»
Возьмите простое предложение, например, «папа сделал машину». Перед написанием попросите ребенка простучать слоги: па-па сде-лал ма-ши-ну. Это поможет уловить ритм предложения. Затем ребенок должен написать его в виде пунктирной линии, заменяя слоги точками.
«Разбери слово»
Пусть ребёнок выберет слово, например, «окно». Затем установите тему: фрукты, овощи, растения, животные, предметы быта и т. д. Ребенку нужно найти по одному слову из выбранной темы на каждую букву.
«Слепи букву»
Совместно с малышом слепите буквы из пластилина, моделирующего материала или глины.
«Зачеркни букву»
Возьмите книгу с большим шрифтом. Задачей ребёнка в течение 4-5 минут будет зачеркивание заданных букв. Начать лучше с той буквы, которую ребёнок пропускает чаще всего. Самые проблемные обычно буквы У и Ю, Г и Д, М и Л.
«Лабиринт»
Работа с лабиринтами способствует решению проблемы дисграфии. Подходят любые виды лабиринтов: игровые и нарисованные на бумаге. Можно купить каркасные лабиринты из ткани или построить тоннели из стульев и покрывал. Также применяются специальные пособия и картинки, скачанные в интернете.
Выводы
- Частые пропуски букв у ребенка могут указывать на дисграфию — нарушение письма из области логопедии.
- Дисграфия не свидетельствует о недостатках в умственном развитии и не коррелирует с уровнем интеллекта.
- Дети с трудностями в развитии речи относятся к группе риска.
- Дисграфия проявляется пропусками букв, смешиванием и перестановкой слогов, а также дублированием, неполным написанием и зеркальным отражением букв.
- Дисграфия — это логопедический дефект, который исправляет логопед.
- Лучше всего справиться с проблемой дисграфии у ребёнка получится, если родители будут выполнять домашние задания логопеда и заниматься с ребёнком дома.