
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В XXI веке популярно фотографироваться на пленку, а музыку — на виниле. Диафильмы тоже возвращаются: забытое развлечение из советской эпохи вновь востребовано. Совет педагогов провел беседу с детским психологом. Дарьей Дугенцовой и автором проекта по переизданию диафильмов Натальей Шолоховой О популярности мультфильмов с медленным темпом.
Что такое диафильмы
Диапроекторы с наборами пленок были почти в каждой советской семье. Это доступное видеооборудование позволяло смотреть любимые мультфильмы без ожидания показа по телевизору. Для этого требовалась только белая стена и затемнённая комната.
Диафильм представляет собой ряд кадров на пленке 35 мм, расположенных в определённом порядке и сопровождаемых титрами, что создаёт иллюстрированный рассказ. Обычно таким образом демонстрировали сказки, реже — учебные материалы. Иногда выпускали диафильмы с дополнительной звуковой дорожкой на грампластинке или магнитофонной катушке.
Московская студия занималась производством и тиражированием диафильмов с 1930 года. Для создания пленок использовали фотографии и репродукции рисунков, выполненные известными советскими художниками: Кукрыниксами, Евгением Евганом, Владимиром Сутеевым, Константином Ротовым и др. В качестве авторов и консультантов студии работали такие писатели, как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Алексей Толстой.
Чем диафильмы лучше современного контента
Вместе с прогрессом техники диапроекторы стали редкостью, место их заняли видеомагнитофоны, DVD-плееры, а затем интернет. Видеоуроки и программы стали прощедоступными, более разнообразными, но… труднее переваримыми для детского сознания.
Детский психолог Дарья Дугенцова:
Новые мультфильмы отличаются яркостью и громкостью, вследствие чего дети после просмотра могут становиться беспокойными, проявлять капризы и неусидчивость. Диафильмов не обладают подобным воздействием на психику.
Специалисты снова обращают внимание на пользу диафильмов для развития детей. Современные мультики показывают малышам законченные истории с разными эффектами, не давая места для собственных представлений.
Воображение ребенка, особенно в младших классах школы, должно развиваться хорошо. Диафильмы способствуют этому: ребенок, глядя на фрагмент мультфильма, додумывает, что произойдет потом. Скорость покадрового воспроизведения пленки позволяет это сделать. Дарья Дугенцова.
Когда малыш смотрит диафильм с мамой или папой, этот досуг напоминает волшебство: нужно погасить свет или закрыть шторы, настроить технику. Родители читают подписи к картинкам и медленно прокручивают пленку. Минуты семейного единения проходят с поучительными и красивыми историями, формирующими особую визуальную культуру.
Диафильмы сегодня
Сначала о возврате диафильмов узнали сотрудники галереи графики. Литкабинет» в Москве. Руководитель проекта по их переизданию Наталья Шолохова Считает, что этому во многом способствуют кадры диафильмов как настоящие произведения искусства.
Вначале в галерее хранили плёнки студии «Диафильм», вышедшие ещё в СССР. Потом появились издания 1991 года, ни разу не использовавшиеся и потому хорошо сохранившиеся. Из-за внезапного всплеска интереса родилась идея переиздать диафильмы на современных пленках.
«Это не только ностальгия — это запрос времени,— говорит Наталья Шолохова. — Молодые родители, бабушки и дедушки понимают, что нужно детей переводить на более экологичную картинку, отдалять их от той медиакультуры, которая существует сейчас. Это замечательный способ уложить ребёнка спать, побыть с ним, пообщаться. Просмотр с диапроектора — вопрос здоровья: восприятие отражённого света не так вредит глазам, как светящийся экран».
Проект развивается, диафильмы изготавливают по согласованию с Госфильмофондом. Новые издания на пленке не содержат известных начальных сцен с цветной матрицей и эмблемой студии «Диафильм».
Наталья Шолохова говорит, что утратили актуальность.
На интернет-площадках можно найти старые советские диапроекторы или современные аналоги с диодным светом вместо ламп накаливания. Такой свет не нагревается и не повреждает плёнку. Также можно модернизировать старый проектор, заменив лампы на светодиоды.
5 «зимних» диафильмов для просмотра с ребёнком
-
«Щелкунчик».
Диафильм 1969 года по мотивам известной рождественской сказки Э. Т. А. Гофмана, отреставрированный и переизданный в 2018-2020 годах.
Художник — Лидия Гладнева.
-
«Морозко».
Диафильм 1981 года рассказывает историю русской народной сказки о девушке, которая своей добротой и усердием покорила сердца господина холода.
Художник — Ирина Большакова.
-
«12 месяцев».
Диафильм 1988 года по сказке Самуила Маршака «Братья-месяцы». В нём повествуется о девушке, которая знакомится с каждым братом-месяцем сразу.
Художник — Ремир Столяров.
-
«По щучьему велению».
Сюжет сказки о неудачном Емеле, который поймал волшебную щуку во время рыбалки. Кинолента 1981 года.
Художник — Анатолий Елисеев.
-
«Ну, погоди!» (7-й выпуск).
Диафильм, созданный в 1984 году, основан на известной рождественской серии мультфильмов.
Художник — Вячеслав Котеночкин.