Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

В XXI веке популярно фотографироваться на пленку, а музыку — на виниле. Диафильмы тоже возвращаются: забытое развлечение из советской эпохи вновь востребовано. Совет педагогов провел беседу с детским психологом. Дарьей Дугенцовой и автором проекта по переизданию диафильмов Натальей Шолоховой О популярности мультфильмов с медленным темпом.

Что такое диафильмы

Диапроекторы с наборами пленок были почти в каждой советской семье. Это доступное видеооборудование позволяло смотреть любимые мультфильмы без ожидания показа по телевизору. Для этого требовалась только белая стена и затемнённая комната.

Диафильм представляет собой ряд кадров на пленке 35 мм, расположенных в определённом порядке и сопровождаемых титрами, что создаёт иллюстрированный рассказ. Обычно таким образом демонстрировали сказки, реже — учебные материалы. Иногда выпускали диафильмы с дополнительной звуковой дорожкой на грампластинке или магнитофонной катушке.

Московская студия занималась производством и тиражированием диафильмов с 1930 года. Для создания пленок использовали фотографии и репродукции рисунков, выполненные известными советскими художниками: Кукрыниксами, Евгением Евганом, Владимиром Сутеевым, Константином Ротовым и др. В качестве авторов и консультантов студии работали такие писатели, как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Алексей Толстой.

Чем диафильмы лучше современного контента

Вместе с прогрессом техники диапроекторы стали редкостью, место их заняли видеомагнитофоны, DVD-плееры, а затем интернет. Видеоуроки и программы стали прощедоступными, более разнообразными, но… труднее переваримыми для детского сознания.

Детский психолог Дарья Дугенцова:

Новые мультфильмы отличаются яркостью и громкостью, вследствие чего дети после просмотра могут становиться беспокойными, проявлять капризы и неусидчивость. Диафильмов не обладают подобным воздействием на психику.

Специалисты снова обращают внимание на пользу диафильмов для развития детей. Современные мультики показывают малышам законченные истории с разными эффектами, не давая места для собственных представлений.

Воображение ребенка, особенно в младших классах школы, должно развиваться хорошо. Диафильмы способствуют этому: ребенок, глядя на фрагмент мультфильма, додумывает, что произойдет потом. Скорость покадрового воспроизведения пленки позволяет это сделать. Дарья Дугенцова.

Когда малыш смотрит диафильм с мамой или папой, этот досуг напоминает волшебство: нужно погасить свет или закрыть шторы, настроить технику. Родители читают подписи к картинкам и медленно прокручивают пленку. Минуты семейного единения проходят с поучительными и красивыми историями, формирующими особую визуальную культуру.

Диафильмы сегодня

Сначала о возврате диафильмов узнали сотрудники галереи графики. Литкабинет» в Москве. Руководитель проекта по их переизданию Наталья Шолохова Считает, что этому во многом способствуют кадры диафильмов как настоящие произведения искусства.

Вначале в галерее хранили плёнки студии «Диафильм», вышедшие ещё в СССР. Потом появились издания 1991 года, ни разу не использовавшиеся и потому хорошо сохранившиеся. Из-за внезапного всплеска интереса родилась идея переиздать диафильмы на современных пленках.

«Это не только ностальгия — это запрос времени,— говорит Наталья Шолохова. — Молодые родители, бабушки и дедушки понимают, что нужно детей переводить на более экологичную картинку, отдалять их от той медиакультуры, которая существует сейчас. Это замечательный способ уложить ребёнка спать, побыть с ним, пообщаться. Просмотр с диапроектора — вопрос здоровья: восприятие отражённого света не так вредит глазам, как светящийся экран».

Проект развивается, диафильмы изготавливают по согласованию с Госфильмофондом. Новые издания на пленке не содержат известных начальных сцен с цветной матрицей и эмблемой студии «Диафильм».

Наталья Шолохова говорит, что утратили актуальность.

На интернет-площадках можно найти старые советские диапроекторы или современные аналоги с диодным светом вместо ламп накаливания. Такой свет не нагревается и не повреждает плёнку. Также можно модернизировать старый проектор, заменив лампы на светодиоды.

5 «зимних» диафильмов для просмотра с ребёнком

  1. «Щелкунчик».

Диафильм 1969 года по мотивам известной рождественской сказки Э. Т. А. Гофмана, отреставрированный и переизданный в 2018-2020 годах.

Художник — Лидия Гладнева.

  1. «Морозко».

Диафильм 1981 года рассказывает историю русской народной сказки о девушке, которая своей добротой и усердием покорила сердца господина холода.

Художник — Ирина Большакова.

  1. «12 месяцев».

Диафильм 1988 года по сказке Самуила Маршака «Братья-месяцы». В нём повествуется о девушке, которая знакомится с каждым братом-месяцем сразу.

Художник — Ремир Столяров.

  1. «По щучьему велению».

Сюжет сказки о неудачном Емеле, который поймал волшебную щуку во время рыбалки. Кинолента 1981 года.

Художник — Анатолий Елисеев.

  1. «Ну, погоди!» (7-й выпуск).

Диафильм, созданный в 1984 году, основан на известной рождественской серии мультфильмов.

Художник — Вячеслав Котеночкин.