Фото: img.freepik.com

Письмо от Е., пользователя сайта, послужило толчком к написанию данной статьи. В сообщении сказано: «В методических разработках к учебным комплексам Разумовской предлагается переписывать диктанты, написанные на 2. Правильно ли это? Еще, я практикую перед диктантом проработку трудных орфограмм (даю словарный диктант, 30 % слов из будущего диктанта). Но на методическом объединении коллеги раскритиковали эту методику».

Логика подсказывает: на уроке полезно всё делать, что приносит результаты (при условии моральной приемлемости и физической осуществимости).

Я предлагаю следующий подход: сначала многократно демонстрировать правильные варианты, а затем проверять. Диктанты разделяю на тренировочные и контрольные. Перед тренировочным диктантом текст читается по орфографии, либо детям предоставляется список самых сложных слов, либо им даются несколько текстов на дом, один из которых будет продиктован. К тренировочным диктантам отношу предупредительные диктанты и комментированное письмо. Такая организация работы заставляет учеников обращать внимание на трудности слов.

По завершении изучения темы или группы слов можно провести контрольный диктант без каких-либо подсказок.

Контрольный диктант — вершина айсберга, под водой остаётся незаметная вам работа. Основной целью большинства диктантов является тренировка грамотности, а не проверка знаний. Важно это чётко указывать в конспектах уроков и отчётах.

В связи с обсуждением диктантов и их типов рассмотрим каждый вид по отдельности.

Виды диктантов

Виды диктантов по целям работы:

  • тренировочный диктант (цель — научить),
  • Диктант для выявления пробелов в знаниях перед контрольной работой.
  • Тестирование навыков и знаний с целью оценки.

Виды диктантов по материалу:

  • словарный,
  • диктант из предложений,
  • текстовый.

Виды диктантов по формам работы:

  • списывание (самодиктант),
  • зрительный диктант,
  • диктант с предъявлением слов,
  • диктант с орфографическим чтением,
  • объяснительный диктант,
  • творческий диктант,
  • Диктант по итогам самостоятельного изучения ряда текстов.
  • Проверка знаний по орфографии и пунктуации после урока с учителем.
  • диктант с дополнительным заданием,
  • классический диктант.

Остановимся на некоторых видах диктантов.

Как организовать тренировочный диктант с использованием трудных слов?

Работа построена на пословице «Пока гром с неба не грянет, русский мужик не перекрестится». Учащиеся в большинстве случаев не начинают изучать материал до последнего момента. Вместо этого прямо перед контрольной работой, а тем более во время неё, они усваивают информацию, как губка. Мы не можем повлиять на этот процесс, но можем его возглавить и организовать, например, проведя контрольную работу с подсказками. Цель такого диктанта – привлечь внимание учащихся к написанию определённых слов. Например, слов на одну тему. Пока текст диктанта читается первый раз, дети видят самые сложные слова из него. Хочешь получить лёгкую пятёрку – запомни эти слова. Конечно же, такой диктант должен быть насыщен опасными местами. Лучше всего составить его специально.

Диктант как шансовая работа

Ученикам можно дать ещё один шанс исправить отметку по русскому языку с помощью диктанта после домашней подготовки. Такой метод постоянно использует и рекомендует к применению автор методики «тренинг грамотности» Рита Кошкина, которая называет такую работу «Шанс + 5». Дети получают дома пять сложных текстов по орфографии и пунктуации. Один из них будет продиктован на следующий день для оценки. Можно сравнить это с игрой в поддавки, но результат от такой работы ощутим. Слабые ученики получат задание в зоне ближайшего развития, не проигнорируют его «потому что все равно ничего не смогут выучить», а будут готовиться и запомнят хотя бы что-нибудь. Возможно, даже выучат пять текстов и получат пятёрки. Даже если вызубрили эти тексты без понимания причин написания, запомнится множество слов. Возможна ситуация, когда кто-то вникнет и в объяснение.

Диктант с орфографическим чтением

Для тренингов грамотности применяем подобные диктанты, но организовать такую работу можно и во время обычных уроков русского языка. Важно давать задания регулярно, не только иногда для разнообразия, а минимум раз в неделю. Можно работать модулями: например, в течение одной четверти встраивать в урок блоки с орфографическим чтением и диктовкой для проработки 10-12 текстов, затем сделать перерыв на несколько месяцев.

Комментированное письмо (или объяснительный диктант)

Этот вид диктанта хорошо известен. Впрочем, краткое описание приведём для полноты картины.

Комментированное письмо помогает закрепить правила. Родители замечают, что ребенок запоминает правила, но совершает ошибки. Это связано с отсутствием объяснительных диктантов. Знания без практики не превращаются в навык. Необходимо длительное письмо с устным объяснением выбора букв и знаков препинания.

Когда изучаем орфографию, целесообразно начать с словарных диктантов. Знание правила позволяет учащимся без труда писать отдельные слова по этому правилу. Если ученики комментируют написанное по очереди, слабые неоднократно услышат объяснение сильных и постепенно все поймут. Важно организовать работу так, чтобы каждый объяснил правописание слов хотя бы два раза.

Если дети чётко пишут и объясняют отдельные слова и словосочетания из 2-3 слов, можно перейти к диктовке фраз и предложений не более восьми слов. Такая работа значительно усложняет задачу. В ходе работы придётся выделить слова по изучаемому правилу из текста, так как могут встретиться слова и на другие правила. Из-за этого ошибок станет больше.

Когда группа перестанет допускать ошибки на этом этапе, диктуйте длинные предложения. Только после этого переходите к текстовым диктантам. При работе с текстом предлагайте учащимся по очереди комментировать каждое предложение, затем читайте следующее. Если во время объяснения много ошибок, продиктованный текст полезно прочесть ещё раз целиком.

Пояснение можно давать по упрощённой схеме: морфема, её роль в предложении, написание и причина такого написания.

Некоторые не видят пользы в таких диктантах. Приверженцы развивающего обучения могут считать, что комментированное письмо не подходит их системе.

Организация контрольного диктанта

Контрольный диктант даст реальную оценку усвоения материала. Такой диктант целесообразно провести лишь после того, как правила или группа правил полностью усвоены. Не стоит назначать контрольные мероприятия просто потому, что завершилась четверть или в журнале мало отметок. Если вы уверены, что большинство группы уже освоило пройденный материал, проведите контрольный диктант, чтобы удостовериться в этом.

Прежде чем писать контрольный диктант, полезно провести генеральную репетицию – предупредительный диктант.
По организации такой же диктант, как контрольный (и того же уровня сложности), только отметка не заносится в журнал.

Перед контрольной работой над текстом не предоставляют тексты или слова для подготовки дома. Во время написания текста не дают объяснений и подсказок. Лучше всего рассадить учеников по отдельности и изъять мобильные телефоны.

Другие виды диктантов можно провести за 15-20 минут, а контрольный диктант занимает отдельный урок по всем правилам: сначала читается текст целиком, затем диктуется каждое предложение дважды (сначала для ознакомления, потом для написания), после диктанта текст снова читается целиком для проверки, 10 минут уделяется самостоятельной проверке. При наличии грамматических заданий требуется время и на их выполнение.

Срез фактической грамотности — это разновидность контрольного диктанта, представляющий собой словарный диктант с терминами по всем орфограммам. По срезам фактической грамотности удобно наблюдать за продвижением в изучении русского языка. Регулярно выполняя однотипные задания несколько раз в год, дети замечают, что благодаря урокам русский язык пишут грамотнее.