
Если ученик затрудняется чтением с искажениями и медленной скоростью, а также делает ошибки при написании текста небрежно и с нарушениями правил орфографии, возможно, присутствуют дисграфия или дислексия. Эксперт поведала о методах диагностики этих нарушений у детей и путях их коррекции. АкадемСити Оксана Минеева.
Что такое дисграфия и дислексия
Дисграфия и дислексия — специфические речевые расстройства, возникающие из-за недостаточного развития высших психических функций у ребенка при сохранном слухе и интеллекте: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи. Эти расстройства имеют общие признаки, так как относятся к нарушениям письменной речи.
Дисграфия — это когда ребёнок многократно совершает ошибки при письме.
Дислексия Ребенок затрудняется чтением и пониманием текстов из-за неумения освоить буквы, слагаемые в слова и слова в предложения. Например, неправильно произносит прочитанные звуки, пропускает их, неверно читает окончания слов, опускает предлоги, не дочитывает, а додумывает слова, что искажает смысл предложения.
Если школьник совершает такие ошибки время от времени, а не без исключений, то утверждать о наличии у него дисграфии или дислексии невозможно. Главное отличие данных нарушений речи — их постоянство.
Нельзя судить о нарушении чтения и письма у дошкольников. До второго класса ребенок изучает чтение и письмо, допускать ошибки естественно.
Если ошибки сохраняются после второго класса постоянно, возможно, у ребенка дисграфия или дислексия. Нарушения письма и чтения могут быть самостоятельными, но часто встречаются вместе. В таком случае ребенок испытывает трудности с пониманием прочитанного и выражением своих мыслей на письме.
Симптомы дислексии и дисграфии
Для того чтобы утверждать о нарушении процессов чтения и письма у ребёнка, ему нужно постоянно допускать одни и те же ошибки.
При дислексии ребенок:
- Не соединяет звуки с письменными знаками.
- путает буквы по оптическому сходству: д–у, а–о, б–д; п–т; е–з.
- Изводит неправильное произношение слов и слогов.
- Ошибочно соединяет буквы в слоги, а вместо этого перечисляет их по отдельности.
- пропускает буквы и слоги в словах;
- Формирует предположения на основе первых букв, пытаясь угадать смысл всего слова, вместо того чтобы просто его прочесть.
- Не может создавать или понимать грамматических построений в текстах. Сбивается с падежей и предлогов, неправильно применяет формы слов, к примеру: «мама купил», «погода хороший».
Ученик с подобным расстройством нередко не улавливает смысл прочитанного, не способен пересказать текст, не усваивает письменные инструкции. Вследствие этого страдает успеваемость во всех предметах, поскольку везде требуется разобраться в тексте: для понимания условий задач по математике, описаний природных явлений на уроках окружающего мира, содержания стихотворений на уроках литературного чтения.
При дисграфии ребенок:
- Манит буквицы, перепутывая их по внешнему виду.
- Опускает часть букв и слогов в словах, не до конца пишет их.
- Не умеет показывать мягкость звуков букв при написании, допустим, пишет «учьить» вместо «учить».
- не ставит знаки препинания;
- Может совершать грамматические ошибки, несмотря на знание правил русского языка.
- Застрянув на одной букве, человек повторяет её при написании последующих слов.
- Предлоги пишутся вместе с последующим словом, а приставки — отдельно.
- пишет медленно и неаккуратно.
Из-за таких ошибок ребёнку трудно выполнять любые письменные задания, интерес к учёбе угасает.
Каковы причины дислексии и дисграфии
Эти нарушения речи делят на две группы по причинам их возникновения.
Эти причины вызывают проблемы с психическим, двигательным и речевым развитием.
- Ребенок проявляет медлительность и рассеянность. Быстро устаёт, испытывает сильное напряжение при чтении или письме, не способен сосредоточиться на выполнении задания.
- Развиваются проблемы с произношением слов, затрудняется дыхание при речи, голос искажается, работа мышц для артикуляции становится нарушенной.
- Мальчик или девочка не умеют разделить разговор на слова и слоги, звуки различить не могут, по-неправильному их слышат и произносят.
- Его мышление затруднено, ему сложно постичь значение слов и предложений, выделить ключевое.
Эти проблемы не изолированы, каждое нарушение речи сопровождается несколькими проявлениями. В связи с этим исправление дисграфии или дислексии требует комплексного и продолжительного сотрудничества со специалистом.
Как понять, есть ли проблемы с речью и письмом у ребёнка?
Ошибки в чтении и письме могут насторожить педагогов и родителей, но подтвердить или снять их опасения может только логопед — специалист, занимающийся нарушениями речи. Логопед анализирует письменные работы ребенка и проверяет навык чтения. Диагностика включает в себя разнообразные тесты и пробы.
Для установления стойкости нарушения требуется проверка в разнообразных ситуациях.
- Как ребёнок воспринимает и воспроизводит звуки, объединяет их в слова и предложения, верно применяет грамматические формы, богат ли его словарный запас, соответствуют ли его речевые навыки возрасту.
- Ребенок копирует тексты, пишет диктанты, изложения и сочинения.
- Чтобы узнать, какие ошибки постоянно встречаются в его письмах, следует просмотреть его школьные тетради.
- Каковы черты почерка ребенка: пишет ли ему легко или приходится прилагать силу, как он удерживает ручку, насколько развита его мелкая моторика.
- На каком этапе овладел ребенком навык чтения: как объединяет буквы в слоги, слога в слова, каков темп чтения, как связывает слова в предложениях, а также как осмысливает и пересказывает прочитанное.
Логопед дополнительно просит заключения невролога и психиатра, а также обследования у офтальмолога и оториноларинголога для выявления неврологических или психических нарушений, а также проблем со слухом и зрением у ребенка.
Логопед выносит заключение о наличии у ребёнка дисграфии и/или дислексии только после полного обследования.
Какие последствия дисграфии и дислексии
Последствия могут быть разными: некоторые дети теряют уверенность в себе и самооценка снижается. Такое происходит из-за падения школьной успеваемости и трудностей с общением с учителями и одноклассниками. Вследствие этого у учащихся с нарушениями письменной речи могут возникнуть эмоциональные проблемы: капризность, агрессия, перепады настроения, замкнутость.
Ученик теряет интерес к учёбе из-за трудностей с выполнением заданий, даже при сильных стараниях. Успеваемость снижается во всех предметах из-за необходимости понимания прочитанного и умения выражать свои мысли письменно.
Нарушения не всегда ведут к негативным последствиям. Дислексики и дисграфики — творческие люди, которые успешно реализуются в искусстве. Среди известных людей с этими нарушениями Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Джон Леннон, Уолт Дисней.
Рекомендации по повышению успеваемости детей с дисле ksiей и дис графией.
Логопед исправляет дисграфию и дислексию. Специалист выявляет причину нарушения и разрабатывает индивидуальный план занятий. Также специалист дает советы родителям и учителям, как научить правильно читать и грамотно писать детей с дислексией и дисграфией.
В работе с ребёнком могут принимать участие ещё и другие специалисты.
- Психолог помогает ребенку преодолеть эмоциональные трудности, неуверенность, агрессию и проблемы в общении.
- Если у ребёнка ограничены возможности здоровья, например, есть нарушения слуха или зрения, то ему может понадобиться помощь дефектолога.
К коррекционной работе привлекают и родителей, которые следят за регулярными посещениями ребенка у логопеда и выполнением им домашних заданий.
Для коррекции дисграфии или дислексии требуется не менее трёх до шести месяцев. Ребенок вместе с логопедом проходит все стадии развития речи заново, после чего создается основа для чтения и письма.
Логопед может посоветовать методики работы педагогическим сотрудникам, занимающимся обучением детей с дислексией и дисграфией.
- Не следует наказывать ребенка за промахи, а также давать ему дополнительные упражнения по русскому языку и чтению. Это может вызвать отрицательные эмоции и усилить напряжение в нервной системе.
- Предоставлять возможность выполнить задачи с некоторым запасом времени. Твёрдые сроки приводят к стрессу.
- Сосредоточиться на дидактическом материале, сократив количество письменных заданий. Вместо некоторых письменных работ использовать устные ответы.
- Вместо того чтобы полагаться на общепринятые стандарты, во время проверки навыков чтения сравнивайте результаты ребенка с его предыдущими достижениями.
- Представление учебного материала в виде схем и чек-листов.
- Подчёркивая даже малые достижения, учитель повышает стремление ребёнка к обучению.
Какие игры полезны для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста?
Необходимо профилактировать дисграфию и дислексию в дошкольном возрасте, чтобы к началу обучения в первом классе у ребёнка не было речевых нарушений.
Для этого можно поиграть в следующие игры:
- Игры с использованием разных предметов и фигур, доступные для просмотра.
- Для развития пространственного мышления подойдут: препядствия из доступных предметов, постройка конструкций, головоломки.
- Для развития моторики рук подойдут игры-лабиринты, раскраски, рисование двумя руками и сенсорные игры.
- Для развития речевого слуха полезны игры с музыкальными инструментами, логопедические сказки-шумелки и игры-потешки.
- Чтобы развивать память, можно учить стихи и рассказывать сказки.
- Для развития речи полезно разучивать чистоговорки и скороговорки с сложными звуками.
В этих играх могут принимать участие педагоги, родители с детьми.
- Нейропсихологические упражнения в помощь учителю-словеснику
- Тренировка ума: 5 заданий для развития детей дошкольного возраста и взрослых
- С пользой играем: кинетический песок для развития детей.
- 10 упражнений для улучшения концентрации и взаимодействия полушарий головного мозга.
У ребенка раннего возраста могут проявляться признаки дислексии и дисграфии, устранить которые поможет консультация логопеда.
Ребенок с нарушениями устной речи, идя в первый класс, может перенести эти нарушения и на письменную речь. Профилактика в этом случае уже не поможет, потребуется коррекция.
Обращение за диагностикой к логопеду возможно уже в возрасте 2-2,5 лет, особенно если у ребенка к этому времени не сформировалась фразовая речь. В случае отсутствия явных проблем с речью и звукопроизношением консультация логопеда рекомендуется в 3 года и повторно перед школой (в 5-6 лет).