Фото: img.freepik.com

Если ученик затрудняется чтением с искажениями и медленной скоростью, а также делает ошибки при написании текста небрежно и с нарушениями правил орфографии, возможно, присутствуют дисграфия или дислексия. Эксперт поведала о методах диагностики этих нарушений у детей и путях их коррекции. АкадемСити Оксана Минеева.

Что такое дисграфия и дислексия

Дисграфия и дислексия — специфические речевые расстройства, возникающие из-за недостаточного развития высших психических функций у ребенка при сохранном слухе и интеллекте: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи. Эти расстройства имеют общие признаки, так как относятся к нарушениям письменной речи.

Дисграфия — это когда ребёнок многократно совершает ошибки при письме.

Дислексия Ребенок затрудняется чтением и пониманием текстов из-за неумения освоить буквы, слагаемые в слова и слова в предложения. Например, неправильно произносит прочитанные звуки, пропускает их, неверно читает окончания слов, опускает предлоги, не дочитывает, а додумывает слова, что искажает смысл предложения.

Если школьник совершает такие ошибки время от времени, а не без исключений, то утверждать о наличии у него дисграфии или дислексии невозможно. Главное отличие данных нарушений речи — их постоянство.

Нельзя судить о нарушении чтения и письма у дошкольников. До второго класса ребенок изучает чтение и письмо, допускать ошибки естественно.

Если ошибки сохраняются после второго класса постоянно, возможно, у ребенка дисграфия или дислексия. Нарушения письма и чтения могут быть самостоятельными, но часто встречаются вместе. В таком случае ребенок испытывает трудности с пониманием прочитанного и выражением своих мыслей на письме.

Симптомы дислексии и дисграфии

Для того чтобы утверждать о нарушении процессов чтения и письма у ребёнка, ему нужно постоянно допускать одни и те же ошибки.

При дислексии ребенок:

  • Не соединяет звуки с письменными знаками.
  • путает буквы по оптическому сходству: д–у, а–о, б–д; п–т; е–з.
  • Изводит неправильное произношение слов и слогов.
  • Ошибочно соединяет буквы в слоги, а вместо этого перечисляет их по отдельности.
  • пропускает буквы и слоги в словах;
  • Формирует предположения на основе первых букв, пытаясь угадать смысл всего слова, вместо того чтобы просто его прочесть.
  • Не может создавать или понимать грамматических построений в текстах. Сбивается с падежей и предлогов, неправильно применяет формы слов, к примеру: «мама купил», «погода хороший».

Ученик с подобным расстройством нередко не улавливает смысл прочитанного, не способен пересказать текст, не усваивает письменные инструкции. Вследствие этого страдает успеваемость во всех предметах, поскольку везде требуется разобраться в тексте: для понимания условий задач по математике, описаний природных явлений на уроках окружающего мира, содержания стихотворений на уроках литературного чтения.

При дисграфии ребенок:

  • Манит буквицы, перепутывая их по внешнему виду.
  • Опускает часть букв и слогов в словах, не до конца пишет их.
  • Не умеет показывать мягкость звуков букв при написании, допустим, пишет «учьить» вместо «учить».
  • не ставит знаки препинания;
  • Может совершать грамматические ошибки, несмотря на знание правил русского языка.
  • Застрянув на одной букве, человек повторяет её при написании последующих слов.
  • Предлоги пишутся вместе с последующим словом, а приставки — отдельно.
  • пишет медленно и неаккуратно.

Из-за таких ошибок ребёнку трудно выполнять любые письменные задания, интерес к учёбе угасает.

Каковы причины дислексии и дисграфии

Эти нарушения речи делят на две группы по причинам их возникновения.

Эти причины вызывают проблемы с психическим, двигательным и речевым развитием.

  • Ребенок проявляет медлительность и рассеянность. Быстро устаёт, испытывает сильное напряжение при чтении или письме, не способен сосредоточиться на выполнении задания.
  • Развиваются проблемы с произношением слов, затрудняется дыхание при речи, голос искажается, работа мышц для артикуляции становится нарушенной.
  • Мальчик или девочка не умеют разделить разговор на слова и слоги, звуки различить не могут, по-неправильному их слышат и произносят.
  • Его мышление затруднено, ему сложно постичь значение слов и предложений, выделить ключевое.

Эти проблемы не изолированы, каждое нарушение речи сопровождается несколькими проявлениями. В связи с этим исправление дисграфии или дислексии требует комплексного и продолжительного сотрудничества со специалистом.

Как понять, есть ли проблемы с речью и письмом у ребёнка?

Ошибки в чтении и письме могут насторожить педагогов и родителей, но подтвердить или снять их опасения может только логопед — специалист, занимающийся нарушениями речи. Логопед анализирует письменные работы ребенка и проверяет навык чтения. Диагностика включает в себя разнообразные тесты и пробы.

Для установления стойкости нарушения требуется проверка в разнообразных ситуациях.

  • Как ребёнок воспринимает и воспроизводит звуки, объединяет их в слова и предложения, верно применяет грамматические формы, богат ли его словарный запас, соответствуют ли его речевые навыки возрасту.
  • Ребенок копирует тексты, пишет диктанты, изложения и сочинения.
  • Чтобы узнать, какие ошибки постоянно встречаются в его письмах, следует просмотреть его школьные тетради.
  • Каковы черты почерка ребенка: пишет ли ему легко или приходится прилагать силу, как он удерживает ручку, насколько развита его мелкая моторика.
  • На каком этапе овладел ребенком навык чтения: как объединяет буквы в слоги, слога в слова, каков темп чтения, как связывает слова в предложениях, а также как осмысливает и пересказывает прочитанное.

Логопед дополнительно просит заключения невролога и психиатра, а также обследования у офтальмолога и оториноларинголога для выявления неврологических или психических нарушений, а также проблем со слухом и зрением у ребенка.

Логопед выносит заключение о наличии у ребёнка дисграфии и/или дислексии только после полного обследования.

При постановке диагноза у левшей необходимо проявлять осторожность, так как они часто зеркалят буквы при письме. Из-за неопытности можно ошибочно поставить диагноз нарушения, которого на самом деле нет. Дети-левши находятся в зоне риска по дисграфии, но это не означает, что каждый левша страдает от этого нарушения.

Оксана Минеева

Какие последствия дисграфии и дислексии

Последствия могут быть разными: некоторые дети теряют уверенность в себе и самооценка снижается. Такое происходит из-за падения школьной успеваемости и трудностей с общением с учителями и одноклассниками. Вследствие этого у учащихся с нарушениями письменной речи могут возникнуть эмоциональные проблемы: капризность, агрессия, перепады настроения, замкнутость.

Ученик теряет интерес к учёбе из-за трудностей с выполнением заданий, даже при сильных стараниях. Успеваемость снижается во всех предметах из-за необходимости понимания прочитанного и умения выражать свои мысли письменно.

Нарушения не всегда ведут к негативным последствиям. Дислексики и дисграфики — творческие люди, которые успешно реализуются в искусстве. Среди известных людей с этими нарушениями Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Джон Леннон, Уолт Дисней.

Рекомендации по повышению успеваемости детей с дисле ksiей и дис графией.

Логопед исправляет дисграфию и дислексию. Специалист выявляет причину нарушения и разрабатывает индивидуальный план занятий. Также специалист дает советы родителям и учителям, как научить правильно читать и грамотно писать детей с дислексией и дисграфией.

В работе с ребёнком могут принимать участие ещё и другие специалисты.

  • Психолог помогает ребенку преодолеть эмоциональные трудности, неуверенность, агрессию и проблемы в общении.
  • Если у ребёнка ограничены возможности здоровья, например, есть нарушения слуха или зрения, то ему может понадобиться помощь дефектолога.

К коррекционной работе привлекают и родителей, которые следят за регулярными посещениями ребенка у логопеда и выполнением им домашних заданий.

Для коррекции дисграфии или дислексии требуется не менее трёх до шести месяцев. Ребенок вместе с логопедом проходит все стадии развития речи заново, после чего создается основа для чтения и письма.

Логопед может посоветовать методики работы педагогическим сотрудникам, занимающимся обучением детей с дислексией и дисграфией.

  1. Не следует наказывать ребенка за промахи, а также давать ему дополнительные упражнения по русскому языку и чтению. Это может вызвать отрицательные эмоции и усилить напряжение в нервной системе.
  2. Предоставлять возможность выполнить задачи с некоторым запасом времени. Твёрдые сроки приводят к стрессу.
  3. Сосредоточиться на дидактическом материале, сократив количество письменных заданий. Вместо некоторых письменных работ использовать устные ответы.
  4. Вместо того чтобы полагаться на общепринятые стандарты, во время проверки навыков чтения сравнивайте результаты ребенка с его предыдущими достижениями.
  5. Представление учебного материала в виде схем и чек-листов.
  6. Подчёркивая даже малые достижения, учитель повышает стремление ребёнка к обучению.
Хорошо бы каждому учителю начальных классов иметь базовые знания логопедии. Тогда сможет вовремя замечать специфические нарушения письма, отличать их от обычного неведения правил русского языка, понимать причины трудностей у ребёнка и правильно на них отвечать.

Оксана Минеева

Какие игры полезны для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста?

Необходимо профилактировать дисграфию и дислексию в дошкольном возрасте, чтобы к началу обучения в первом классе у ребёнка не было речевых нарушений.

Для этого можно поиграть в следующие игры:

  • Игры с использованием разных предметов и фигур, доступные для просмотра.
  • Для развития пространственного мышления подойдут: препядствия из доступных предметов, постройка конструкций, головоломки.
  • Для развития моторики рук подойдут игры-лабиринты, раскраски, рисование двумя руками и сенсорные игры.
  • Для развития речевого слуха полезны игры с музыкальными инструментами, логопедические сказки-шумелки и игры-потешки.
  • Чтобы развивать память, можно учить стихи и рассказывать сказки.
  • Для развития речи полезно разучивать чистоговорки и скороговорки с сложными звуками.

В этих играх могут принимать участие педагоги, родители с детьми.


  1. Нейропсихологические упражнения в помощь учителю-словеснику
  2. Тренировка ума: 5 заданий для развития детей дошкольного возраста и взрослых
  3. С пользой играем: кинетический песок для развития детей.
  4. 10 упражнений для улучшения концентрации и взаимодействия полушарий головного мозга.

У ребенка раннего возраста могут проявляться признаки дислексии и дисграфии, устранить которые поможет консультация логопеда.

Ребенок с нарушениями устной речи, идя в первый класс, может перенести эти нарушения и на письменную речь. Профилактика в этом случае уже не поможет, потребуется коррекция.

Обращение за диагностикой к логопеду возможно уже в возрасте 2-2,5 лет, особенно если у ребенка к этому времени не сформировалась фразовая речь. В случае отсутствия явных проблем с речью и звукопроизношением консультация логопеда рекомендуется в 3 года и повторно перед школой (в 5-6 лет).