Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Дефектолог Алена Хромова делится информацией о признаках дисграфии, её причинах и способах коррекции.

Дисграфия – это расстройство письма, проявляющееся в постоянных и повторяющихся ошибках. Например, ребенок может путать или не дописывать буквы, пропускать слова в предложении, добавлять лишние знаки препинания. По статистике, дисграфия встречается у более чем 50 процентов младшеклассников и приблизительно у 30 процентов учеников средней школы. Сопутствующим явлением является дислексия – трудность с чтением текста.

Причины

Все причины дисграфии можно условно разделить на две группы.

  • органические Среди причин могут быть недоразвитие или поражение головного мозга, осложнения при беременности и родах, а также воспалительные, инфекционные и соматические заболевания.
  • социально-психологические К причинам дисграфии относятся: билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, недостаток речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Часто с дисграфией сталкиваются дети, обучающиеся письму на языке, который не является родным для них. Нарушения письма могут возникать у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последнее время такая практика встречается редко.

Симптомы

Диагностировать дисграфию непросто обычным людям. Ее легко принять за разборчивый почерк или отсутствие навыков русского языка. Если ребенок пишет неграмотно, это ещё не значит, что у него диагноз. Но постоянные и повторяющиеся ошибки должны привлечь внимание педагога. У ребёнка с дисграфией проблемы с письмом проявляются довольно типично.

  • Меняет буквы на похожие.

    Некоторые буквы внешне или по звучанию напоминают друг друга, например «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М».
  • Добавляет излишние детали в форму букв или пропускает важные элементы.

    В его воображении «и» может стать «ш», а «л» — «а». Ребенок создаёт совершенно новые знаки, которых нет в русском языке.
  • Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.

    В тетради ребенка с дисграфией встречаются, к примеру, «потомучто», «кошка».
  • Отзеркаливает буквы.

    То есть записывает их в обратном порядке. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э».
  • Слово переделывает неправильно и придумывает по-новому.

    Например, пишет «облаковидный» вместо «облачный».
  • Меняет местами или опускает буквы, слоги и слова в предложениях.
    Например, «погса» вместо «сапог».
  • Пишет неразборчиво.

    Наиболее противоречивым симптомом является неразборчивость письма, которая может свидетельствовать о проблемах с письмом, неудобной ручке или неправильном хвате. Основываясь только на этом факте, делать выводы о причинах трудно. Использовать этот аргумент следует лишь как дополнительное звено в комплексной диагностике.

Диагностика

Диагностикой дисграфии занимается логопедЧтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, врач выполняет серию процедур. исследований:

  • Оценивает детские тексты на предмет частых и устоявшихся описок.
  • изучает общее речевое развитие;
  • Изучает устройство артикуляционного аппарата и двигательную активность, устанавливает доминантную руку.
  • Проверяет, как правильно ребёнок артикулирует звуки, слышит ли он различия между ними, умеет ли разделять слова на слоги.
  • Определяет массив слов и правильность построения предложений.
  • Занимается постановкой задач по переписыванию текста, письму под диктовку, составлению описаний к изображениям и развитием навыков чтения.

Все показатели оцениваются комплексно. Ребенок может допускать ошибки при письме, но обладать хорошо сформированной речью, легко составлять короткие описания и общаться с логопедом. Для уточнения диагноза направляют к специалистам: неврологу, офтальмологу, психиатру или сурдологу. Причина ошибок может быть неожиданной, поэтому обследование будет полезным.

Коррекция

Дисграфию, подобно любому нарушению, может исправить только специалист. Не стоит ждать, что «само наладится», и не предпринимать никаких действий. Чем раньше обнаружить нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем легче будет забыть о проблеме навсегда.

При лёгкой форме дисграфии достаточно нескольких занятий с логопедом. При тяжёлой может понадобиться многолетняя работа.

Иногда у ребенка выявляется аграфия Полная неспособность к письму делает коррекцию нарушения невозможной. Однако адаптация к жизни и полное ее проживание вполне реальны, с помощью логопеда это возможно.

Внедрение коррекций помогает справиться с нарушением у ребенка или нескольких учеников в классе. специальные игрыПримеры, которые можно использовать на занятиях или приводить в качестве домашних заданий. В этом списке лишь несколько вариантов:

  • Графический диктант по клеточкам

Преподаватель указывает ребенку последовательность шагов, приводящих к определенному рисунку: «Одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вниз». В результате получается, например, заяц. Эта игра развивает у детей навыки, важные для подготовки руки к письму, тренирует мелкую моторику и координацию движений, формирует основы пространственного мышления.

  • Лабиринты

Игра в лабиринты напоминает предыдущую по назначению: нужно провести героя из точки А в точку Б. Можно начинать с простых лабиринтов, где лишь одна дорожка, и постепенно переходить к более сложным, с несколькими переплетенными путями. Лабиринты помогают детям развивать логическое мышление и концентрацию.

  • Хлопушка

Ребенку необходимо услышать загаданный звук в слове и хлопнуть. Например, звук «а» в словах: «слон», «курица», «петух», «единорог», «олень», «лиса», «собака», «орёл». Упражнение развивает фонематический слух и внимание.

  • Сыщики

В игре нужно обнаружить буквы или предметы, в которых слышен определенный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок выделит машину, такси, синицу, здания, качели. Эта игра, как и предыдущая, развивает фонематический слух.

  • Сюжетные картинки

Цель игры — сочинить рассказ с началом, серединой и концом. Например: «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал». Нужно понять, что произошло сначала, затем, а в конце. Так ребенок учится связывать слова по порядку, расширяя речь и словарный запас.

  • Закорючки

Из разнообразных линий нужно составить письменные или печатные буквы. Линии могут быть нарисованы, вырезанными из картона, слеплеными из пластилина или отрезаны от веревки. Это хорошая тренировка для умения переходить от частного к общему, обращать внимание на детали и правила написания букв.

Логопеды для профилактики дисграфии советуют воздержаться от изучения второго языка в раннем детстве, чаще общаться с малышом и контролировать речь ребёнка, потому что любые нарушения легче предупредить, чем исправить.