Дизайн-мышление — метод, используемый командами Apple, Google, IKEA и Samsung для проектирования продуктов и сервисов.
Это пять этапов, помогающих ставить задачи и достигать целей. Он также совместим с требованиями ФГОС к организации проектной деятельности. Роман Симуков, методист, дизайн-исследователь и заместитель руководителя Центра Смешанного обучения (посёлок Ореон, Калужская область), рассказывает о применении дизайн-мышления в школе.

Дизайн-мышление — методология в сфере IT, помогающая разрабатывать цифровые продукты, решающие задачи клиентов. Применение её позволяет создать мобильные приложения с функциями и интерфейсом, отвечающими потребностям пользователей.

Этот подход универсален и применим далеко за пределами IT, например, в образовании. А алгоритм дизайн-мышления подходит для создания школьных проектов по ФГОС, он предусматривает больше практики и знакомит учащихся с подходом, используемым реальными рабочими командами.

Изучим алгоритм дизайн-мышления на примере. Представим, что погружаем детей в предметную область по экологии. В центре внимания — вопрос утилизации и переработки мусора. Проектная деятельность по этапам дизайн-мышления будет иметь следующий вид.

1. Эмпатия

Анализируем проблему с точки зрения человека, который является заказчиком или пользователем.
Изучаем его физические и эмоциональные потребности, а также его поведение, мысли и пользовательский опыт.

Что делаем на этом этапе.Представляем детям тематику. Совместно формулируем вопрос: «По какой причине люди не утилизируют и не перерабатывают отходы?». Затем находим решение.

  • Как нам собрать информацию?
  • Какие источники использовать?
  • Какие вопросы можно задать, чтобы понять, как пользователи относятся к сортировке мусора?

Сбор информации осуществляется посредством опросов, бесед, записи и сохраненного аудио- и видеоматериала.

2. Фокусировка

Обрабатываем и структурируем полученные данные, выявляя их смысл. Перерабатываем услышанное и увиденное на первоначальном этапе в конкретную, выполнимую задачу.

Что делаем на этом этапе.Создаём портреты различных пользователей. Например, разрабатываем характеристики того, кто заботится об экологии, и того, кто нет. Выявляем главные мотивы их действий и формулируем конкретные задачи. Возможно, большинство людей не сортируют мусор, так как не осознают его положительное воздействие на окружающую среду. Тогда конкретная задача может быть сформулирована следующим образом: «Разработать способ донести до людей важность сортировки мусора простым и понятным языком».

3. Генерация идей

Решаем проблему, обсуждая варианты в группе.

Что делаем на этом этапе.Формулируем идеи, совершенствуем умение формулировать мысли, исходя из предложений участников мозгового штурма. К примеру, можно организовать тематический квест для учеников и родителей, создать обучающие плакаты/буклеты, видеоролики для школьных социальных сетей, установить урны для раздельного сбора мусора и т. д.

Выбираем предложения по установленным критериям и оставляем наиболее подходящие.

4. Прототипирование

Из самых перспективных идей создаём модели для тестирования. Основная цель — реализовать концепции и сформировать первый опыт пользователя. Часто в ходе работы идеи совершенствуются или появляются свежие мысли.

Что делаем на этом этапе.Разрабатываем прототипы материалов для экологического проекта: макеты буклетов, наброски плакатов, 3D-модели урн, сценарий видеоролика или квеста. Цель – научить детей визуальному и физическому моделированию с использованием разных материалов.

5. Тестирование

Это процесс проверки нашей идеи на практике, чтобы убедиться, что она работает так, как задумано, и пользователи получают ожидаемый результат.

Что делаем на этом этапе.Проверяем прототипы в действии. Для испытаний можно позвать учеников из другого класса, родителей, учителей.
Показать им прототипы и получить обратную связь. В конце обсуждаем полученный опыт: говорим о том, что удалось сделать, а что требует доработки.

6. Презентация

В исходной методике этапа презентации не предусмотрено, поскольку после тестирования команда чаще всего переходит к следующей итерации совершенствования продукта. В рамках учебных проектов целесообразно ввести шестой этап – защиту проекта.

Что делаем на этом этапе.Мы демонстрируем решения в формате презентаций, отстаиваем их перед жюри и обмениваемся знаниями.


Материалы по теме:

  • Александра Теплицкая утверждает, что школа, занимающаяся проектированием, является живой школой.

  • Организация проектной деятельности в начальных классах. Рекомендации специалиста.