Фото: img.freepik.com

Дизайн-мышление — метод, используемый командами Apple, Google, IKEA, Samsung для проектирования продуктов и услуг. Состоящий всего из пяти этапов, он помогает сформулировать задачи и достичь целей. Также сочетается с требованиями ФГОС к организации проектной деятельности. Методист, дизайн-исследователь и заместитель руководителя Центра Смешанного обучения (посёлок Ореон, Калужская обл.) Роман Симуков рассказывает о применении дизайн-мышления в школе.

Дизайн-мышление – методология для создания цифровых продуктов, решающих задачи клиентов, используемая в сфере IT.

Эта методология применима не только в IT, но и в других областях, например, в образовании. Алгоритм дизайн-мышления подходит для создания школьных проектов в соответствии с ФГОС, так как предусматривает больше практики и знакомит учеников с подходом, используемым реальными рабочими командами.

Рассмотрим алгоритм дизайн-мышления на примере изучения детьми экологии, а именно проблемы утилизации и переработки мусора.

1. Эмпатия

Проводим анализ проблемы с целью понять человека, являющегося заказчиком или пользователем, изучая его физические и эмоциональные потребности, поведение, мысли и пользовательский опыт.

Что делаем на этом этапе. Представляем детям тематику. Формулируем совместно вопрос: «Почему люди не выбрасывают мусор в соответствующие контейнеры и не перерабатывают его?». После этого находим решение.

  • Как нам собрать информацию?
  • Какие источники использовать?
  • Каковы причины сортировки/несортировки мусора у пользователей? Что побуждает к этому действию?

Сбор информации осуществляется посредством опросов, собеседований, записи и сохранения аудио- и видеоматериалов.

2. Фокусировка

Обрабатываем, упорядочиваем и толкуем собранные сведения. Всё услышанное и увиденное на первоначальном этапе превращаем в конкретное, важное задание, выполнение которого реально.

Что делаем на этом этапе. Создаем описания различных пользователей. Например, портрет человека, который заботится об экологии, и того, кто нет. Выявляем ключевые побуждения их действий и формулируем конкретные задачи. Например, может выясниться, что большинство людей не сортируют мусор из-за отсутствия знаний о положительном влиянии этого действия на окружающую среду. В таком случае конкретная задача будет звучать так: «Разработать способ информировать людей о том, почему важно, просто и полезно сортировать мусор».

3. Генерация идей

Команда проводит мозговой штурм, чтобы найти решение задачи.

Что делаем на этом этапе. Формулируем идеи, совершенствуем умение выстраивать мысли с помощью предложений других участников обсуждения. К примеру, можно организовать тематический квест для учеников и родителей, создать обучающие плакаты/буклеты, видеоролики для школьных социальных сетей, установить урны для раздельного сбора мусора и так далее.

Выбираем предложения по установленным критериям и сохраняем самые подходящие.

4. Прототипирование

Преобразуем самые подходящие мысли в модели для испытаний. Цель — реализовать концепции и создать начальный опыт взаимодействия пользователя. Часто в ходе работы старые идеи совершенствуются, а появляются и новые.

Что делаем на этом этапе. Разрабатываем образцы материалов для экологического проекта. К примеру, макет буклета, наброски плакатов, 3D-модели контейнеров для мусора, сценарий видеоролика или квеста. Важно, чтобы дети освоили визуальное и физическое моделирование, применяли разные материалы.

5. Тестирование

Это эксперимент: тестируем, насколько идея соответствует ожиданиям, приносит ли пользователям желаемое.

Что делаем на этом этапе. Протестируем прототипы в реальных условиях. Для этого пригласим учеников из других классов, родителей и педагогов. Представим им прототипы и получим от них обратную связь. В завершение обсудим полученный опыт: определим, что удалось воплотить, а что нуждается в доработке.

6. Презентация

В исходной методике отсутствует этап презентации, поскольку после тестирования команда чаще всего переходит к новому циклу совершенствования продукта. В рамках учебных проектов целесообразно включить шестой этап – защиту проекта.

Что делаем на этом этапе. Мы демонстрируем решения в формате презентации, отстаиваем их перед комиссией и обмениваемся знаниями.


Материалы по теме:

  • Когда школа занимается проектированием, это свидетельствует о наличии в ней жизни.

  • Руководство по организации проектной работы в начальных классах.