Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Важность ведения записей о занятиях с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья для специалиста по коррекции нарушений развития.
  • Преимущества и цели ведения дневника
  • Структура дневника и примеры заполнения
  • Кто ведет дневник наблюдений
  • Руководство по наблюдениям и ведению дневника.
  • Как применить полученные данные для разработки коррекционных занятий и определения результативности деятельности.
  • Роль дневника в общении с родителями

Взаимодействие дефектолога с ребёнком, имеющим ОВЗ, предполагает индивидуальный подход и непрерывный контроль за развитием. Дневник наблюдений служит важным средством оценки коррекционной работы.

Специалист из НИИДПО, образовательного подразделения группы, поделилась информацией о том, как правильно управлять этим и на что следует обращать внимание. АкадемСити, дефектолог Ольга Гриднева.

Роль учета работы дефектолога с детьми с особыми потребностями.

Дневник наблюдений — зафиксированный отчет о ребенке, его чертах характера и поведении со временем.
Для специалиста по дефектологии это главный инструмент, помогающий разработать план помощи ребенку с особенностями развития.

С помощью дневника наблюдений специалист:

  • систематизирует информацию о ребенке;
  • Следит за развитием, поведением, навыками и личностными качествами ребенка.
  • Составит программу коррекционной работы и выберет методики.
  • оценивает эффективность коррекционных мероприятий;
  • Обнаруживает паттерны в поведении, устанавливает спусковые механизмы отрицательных ответов.
  • Разрабатывает стратегии для предотвращения проблемных ситуаций, оказывающих влияние на учебу и воспитание.

Дневник наблюдений, заполненный регулярно и подробно, помогает отследить изменения в поведении и развитии ребенка со временем, понять их причины и найти пути дальнейшей работы. Такой документ ведут в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья: специальных школах, интернатах и детских садах.

Для каждого ученика ведется журнал наблюдений с момента зачисления в школу до окончания обучения или перевода в другое учебное заведение. Записи в журнале составляют основу педагогической характеристики учащегося.

Преимущества и цели ведения дневника

Цели ведения дневника наблюдений:

  1. Отслеживать прогресс развития ребёнка и выявлять его сильные и слабые стороны в таких сферах, как речь, двигательные навыки, познавательная деятельность, общение с другими и эмоциональное благополучие.
  2. Обеспечить последовательность и непрерывность коррекционной работы при замене специалиста или переводе ребенка в другое учреждение.
  3. Давать чёткую информацию ПМПК для обоснованных решений.
  4. Содействовать улучшению общения с родителями, чтобы через анализ записей они могли понимать развитие ребенка и принимать участие в коррекционной работе.
Дневник динамического наблюдения за ребенком с ОВЗ в детском саду помогает воспитателю корректировать работу всей группы. Воспитатель может обнаружить, что у пяти детей из восьми наблюдается отставание в двигательном развитии.


Можно обратиться к учителю физкультуры с просьбой включить в ежедневный план больше подвижных игр и упражнений для повышения двигательной активности детей.

Ольга Гриднева

Структура дневника и примеры заполнения

Дневник наблюдения за учеником коррекционной школы или воспитанником детского сада может быть составлен в общей тетради на 48 листов. Титульный лист выполняется согласно требованиям документации образовательного учреждения.

Структура дневника включает разделы:

Первый раздел // Что включает

Данные

Общая информация о ребенке

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, год поступления в учебное заведение, номер класса.

Информация о семье

Семья и ее организация, характер воспитательных практик, актуальные трудности.

Информация о здоровье

Состояние здоровья, наличие диагноза, степени инвалидности.

В первом разделе сведения социального характера заполняет классный руководитель по документам, беседам с родителями или законными представителями. Медицинские данные вносятся из медицинской карты или заключения ПМПК при обследовании ребенка. В дневник записывают сведения об особенностях психического и физического здоровья, которые влияют на обучение и воспитание.

Второй раздел дневника динамического наблюдения ученика с ограниченными возможностями здоровья, содержащий примеры.

Данные

Наблюдения за поведением

Анализируется детское поведение в различных контекстах, выражения чувств и ответы на внешние воздействия.

Пример 1: 15 октября 2024 года во время занятия демонстрировал повышенную возбудимость и отвлекался на сторонние звуки. При выполнении заданий показывал настойчивость, но быстро утомлялся.

Пример 2: 27 октября 2024 года во время выполнения упражнения «ходьба по бревну» на физкультуре проявилась выраженная тревожность у ребенка. Ребенок отказался продолжать, наблюдалось учащенное сердцебиение. На остальных уроках подобной реакции не было.

Наблюдения за развитием

Развитие ребенка в таких сферах как речь, моторика и когнитивные функции подвергается оценке.

Пример 1: Для совершенствования артикуляции звука «Р» нужна дополнительная тренировка.

Пример 2: Теперь умею собирать пазлы из четырёх элементов. Нужно попытаться собрать более сложный рисунок.

Во втором разделе:

  • Описывают поведение ребенка на определенный отрезок времени.
  • Ведут учет случаев, когда ребенок проявил себя как с наилучшей, так и с наихудшей стороны.
  • Замечают как положительные, так и отрицательные черты, достоинства и недостатки.
  • Выделяют как постоянные черты характера, так и новые особенности, присущие ребенку.

В дневнике фиксируются лишь объективные сведения, без мнений и суждений. Вместо фразы «Вася разбил тарелку, поскольку является хулиганом», пишем: «Вася разбил тарелку в столовой во время обеда».

Записывая факты без оценок можно потом изучить ситуацию и понять связи между событиями. Например, информация о драке с Егором за десять минут до поломанной тарелки может показать взаимосвязь между происшествиями.

Ольга Гриднева

Кто ведет дневник наблюдений

Несколько специалистов образовательного учреждения занимаются журналом динамического наблюдения.

Кто заполняет

Что заполняет

Когда заполняет

Воспитатель или классный руководитель

  • социальные сведения
  • медицинская информация
  • наблюдения на уроках и внеклассных мероприятиях
  • Рекомендации для работы с ребёнком, сформированные на основании наблюдений и выводов психолого-медико-педагогической комиссии.
  • сведения о работе с родителями
  • характеристика на ребенка

  • наблюдения — ежедневно
  • социальная и медицинская информация — при необходимости
  • По итогам каждой зимы отмечают трансформации ребенка за прошедший период.

Специалисты по воспитанию и образованию детей с особыми потребностями.

  • запись педагогических наблюдений
  • рекомендации для себя и коллег
  • Согласованный вывод специалистов, работающих с ребёнком.
  • Наблюдения, анализ и рекомендации — на каждом занятии.
  • Дважды в год каждый эксперт предоставляет характеристику для общего заключения.

Дневник содержит полезную информацию, которая пригодна для специалистов ПМПК.
Материалы могут помочь комиссии в принятии решений.

Основы и подходы к ведению дневника.

Эксперты применяют различные методики наблюдения для получения исчерпывающих данных об устоях и прогрессе ребенка.

  1. Изучение поведения в привычных условиях: дома, в дошкольном учреждении, во время прогулки.
  2. Наблюдение, проводимое с целью получения информации о выполнении задач или поведении в особых обстоятельствах.
  3. Постоянное систематическое наблюдение за ребенком во время его пребывания в учебном заведении.
  4. Диагностические наблюдения за ребенком во время прохождения стандартизированных тестов и методик.

Для пользы наблюдателей и построения корректирующего маршрута специалистами важно соблюдать принципы ведения наблюдений.

Субъективность. Дневниковые записи следует вести беспристрастно, фиксируя факты, а не выражая личное мнение или толкования.

Регулярность. Не систематизированный подход к ведению дневника уменьшает его полезность. Пропуски записей мешают получить полную картину и понять тенденции развития событий.

Актуальность. Записи ведутся либо во время наблюдений, либо после событий, демонстрирующих особенности развития или поведения малыша.

Разборчивость и аккуратность. Записи должны быть ясными и простыми для чтения.

Конфиденциальность. Дневник нельзя отдавать кому-либо без веского основания, например, органам опеки или правоохранительным службам по запросу. Передача документа другим учебным заведениям или коллективам противоречит закону о защите личной информации.

Ответственность. Воспитатели или классные руководители ведут дневник. Сам документ принадлежит родителям.

Как применить собранные сведения для составления плана корректирующих занятий и определения результативности деятельности.

Дневниковые записи наблюдений служат основой для разработки индивидуальных коррекционных планов. Тщательный разбор записей позволяет определить сильные и слабые стороны ребёнка, установить зоны повышенного внимания и сформировать программу обучения.

При обнаружении нарушений развития речи в дневниковых заметках можно сосредоточиться на логопедических занятиях. При трудностях с концентрацией и сосредоточением в план занятий включаются упражнения на развитие внимания.

Постоянный анализ собранных данных отражает динамику развития ребенка. Специалист наблюдает реальный прогресс или отсутствие позитивной динамики в определенной области.
Это позволяет оценивать эффективность применяемых стратегий. Если методы не дают желаемого результата, анализ дневника помогает своевременно скорректировать их, подобрать другие упражнения и изменить общую стратегию коррекционной работы.

Роль дневника в общении с родителями

Дневник наблюдений — ценный способ налаживать связь с родителями. Его плюсы:

  1. Детальное фиксирование свидетельствует о внимательном наблюдении специалиста за развитием ребенка, а также за его достижениями и затруднениями.
  2. Полноценные описания и их совместное изучение дают родителям возможность глубже познакомиться с особенностями развития малыша, принимать участие в корректирующем процессе и оказывать влияние на него за пределами уроков.
  3. Факты уточняют сведения, предоставленные родителями, и дают истинное представление о развитии.
  4. Изучение записей в дневниках с родителями способствует установлению доверия, что является ключевым фактором продуктивной совместной деятельности.
Специалист предъявляет родителям дневник, где отмечено, что ребенок по понедельникам, идя в школу, бывает вялым или возбужденным, агрессивным. Как это объяснить, что происходило дома до школы?


Понедельничный колючий свитер выводит ребенка из себя, а воскресенье с поздним coucher делает утреннее пробуждение трудным.
Такие детали заметны только при плотной работе с родителями, ведь именно эти нюансы влияют на эффективность коррекционной работы.


Родителям, особенно если малыш совсем юный, рекомендуется ведение таких записей.

Ольга Гриднева