
Содержание:
- Важность ведения записей о занятиях с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья для специалиста по коррекции нарушений развития.
- Преимущества и цели ведения дневника
- Структура дневника и примеры заполнения
- Кто ведет дневник наблюдений
- Руководство по наблюдениям и ведению дневника.
- Как применить полученные данные для разработки коррекционных занятий и определения результативности деятельности.
- Роль дневника в общении с родителями
Взаимодействие дефектолога с ребёнком, имеющим ОВЗ, предполагает индивидуальный подход и непрерывный контроль за развитием. Дневник наблюдений служит важным средством оценки коррекционной работы.
Специалист из НИИДПО, образовательного подразделения группы, поделилась информацией о том, как правильно управлять этим и на что следует обращать внимание. АкадемСити, дефектолог Ольга Гриднева.
Роль учета работы дефектолога с детьми с особыми потребностями.
Дневник наблюдений — зафиксированный отчет о ребенке, его чертах характера и поведении со временем.
Для специалиста по дефектологии это главный инструмент, помогающий разработать план помощи ребенку с особенностями развития.
С помощью дневника наблюдений специалист:
- систематизирует информацию о ребенке;
- Следит за развитием, поведением, навыками и личностными качествами ребенка.
- Составит программу коррекционной работы и выберет методики.
- оценивает эффективность коррекционных мероприятий;
- Обнаруживает паттерны в поведении, устанавливает спусковые механизмы отрицательных ответов.
- Разрабатывает стратегии для предотвращения проблемных ситуаций, оказывающих влияние на учебу и воспитание.
Дневник наблюдений, заполненный регулярно и подробно, помогает отследить изменения в поведении и развитии ребенка со временем, понять их причины и найти пути дальнейшей работы. Такой документ ведут в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья: специальных школах, интернатах и детских садах.
Для каждого ученика ведется журнал наблюдений с момента зачисления в школу до окончания обучения или перевода в другое учебное заведение. Записи в журнале составляют основу педагогической характеристики учащегося.
Преимущества и цели ведения дневника
Цели ведения дневника наблюдений:
- Отслеживать прогресс развития ребёнка и выявлять его сильные и слабые стороны в таких сферах, как речь, двигательные навыки, познавательная деятельность, общение с другими и эмоциональное благополучие.
- Обеспечить последовательность и непрерывность коррекционной работы при замене специалиста или переводе ребенка в другое учреждение.
- Давать чёткую информацию ПМПК для обоснованных решений.
- Содействовать улучшению общения с родителями, чтобы через анализ записей они могли понимать развитие ребенка и принимать участие в коррекционной работе.
Можно обратиться к учителю физкультуры с просьбой включить в ежедневный план больше подвижных игр и упражнений для повышения двигательной активности детей.
Структура дневника и примеры заполнения
Дневник наблюдения за учеником коррекционной школы или воспитанником детского сада может быть составлен в общей тетради на 48 листов. Титульный лист выполняется согласно требованиям документации образовательного учреждения.
Структура дневника включает разделы:
Первый раздел // Что включает |
Данные |
Общая информация о ребенке |
Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, год поступления в учебное заведение, номер класса. |
Информация о семье |
Семья и ее организация, характер воспитательных практик, актуальные трудности. |
Информация о здоровье |
Состояние здоровья, наличие диагноза, степени инвалидности. |
В первом разделе сведения социального характера заполняет классный руководитель по документам, беседам с родителями или законными представителями. Медицинские данные вносятся из медицинской карты или заключения ПМПК при обследовании ребенка. В дневник записывают сведения об особенностях психического и физического здоровья, которые влияют на обучение и воспитание.
Второй раздел дневника динамического наблюдения ученика с ограниченными возможностями здоровья, содержащий примеры. |
Данные |
Наблюдения за поведением |
Анализируется детское поведение в различных контекстах, выражения чувств и ответы на внешние воздействия. Пример 1: 15 октября 2024 года во время занятия демонстрировал повышенную возбудимость и отвлекался на сторонние звуки. При выполнении заданий показывал настойчивость, но быстро утомлялся. Пример 2: 27 октября 2024 года во время выполнения упражнения «ходьба по бревну» на физкультуре проявилась выраженная тревожность у ребенка. Ребенок отказался продолжать, наблюдалось учащенное сердцебиение. На остальных уроках подобной реакции не было. |
Наблюдения за развитием |
Развитие ребенка в таких сферах как речь, моторика и когнитивные функции подвергается оценке. Пример 1: Для совершенствования артикуляции звука «Р» нужна дополнительная тренировка. Пример 2: Теперь умею собирать пазлы из четырёх элементов. Нужно попытаться собрать более сложный рисунок. |
Во втором разделе:
- Описывают поведение ребенка на определенный отрезок времени.
- Ведут учет случаев, когда ребенок проявил себя как с наилучшей, так и с наихудшей стороны.
- Замечают как положительные, так и отрицательные черты, достоинства и недостатки.
- Выделяют как постоянные черты характера, так и новые особенности, присущие ребенку.
В дневнике фиксируются лишь объективные сведения, без мнений и суждений. Вместо фразы «Вася разбил тарелку, поскольку является хулиганом», пишем: «Вася разбил тарелку в столовой во время обеда».
Записывая факты без оценок можно потом изучить ситуацию и понять связи между событиями. Например, информация о драке с Егором за десять минут до поломанной тарелки может показать взаимосвязь между происшествиями.
Кто ведет дневник наблюдений
Несколько специалистов образовательного учреждения занимаются журналом динамического наблюдения.
Кто заполняет |
Что заполняет |
Когда заполняет |
Воспитатель или классный руководитель |
|
|
Специалисты по воспитанию и образованию детей с особыми потребностями. |
|
|
Дневник содержит полезную информацию, которая пригодна для специалистов ПМПК.
Материалы могут помочь комиссии в принятии решений.
Основы и подходы к ведению дневника.
Эксперты применяют различные методики наблюдения для получения исчерпывающих данных об устоях и прогрессе ребенка.
- Изучение поведения в привычных условиях: дома, в дошкольном учреждении, во время прогулки.
- Наблюдение, проводимое с целью получения информации о выполнении задач или поведении в особых обстоятельствах.
- Постоянное систематическое наблюдение за ребенком во время его пребывания в учебном заведении.
- Диагностические наблюдения за ребенком во время прохождения стандартизированных тестов и методик.
Для пользы наблюдателей и построения корректирующего маршрута специалистами важно соблюдать принципы ведения наблюдений.
Субъективность. Дневниковые записи следует вести беспристрастно, фиксируя факты, а не выражая личное мнение или толкования.
Регулярность. Не систематизированный подход к ведению дневника уменьшает его полезность. Пропуски записей мешают получить полную картину и понять тенденции развития событий.
Актуальность. Записи ведутся либо во время наблюдений, либо после событий, демонстрирующих особенности развития или поведения малыша.
Разборчивость и аккуратность. Записи должны быть ясными и простыми для чтения.
Конфиденциальность. Дневник нельзя отдавать кому-либо без веского основания, например, органам опеки или правоохранительным службам по запросу. Передача документа другим учебным заведениям или коллективам противоречит закону о защите личной информации.
Ответственность. Воспитатели или классные руководители ведут дневник. Сам документ принадлежит родителям.
Как применить собранные сведения для составления плана корректирующих занятий и определения результативности деятельности.
Дневниковые записи наблюдений служат основой для разработки индивидуальных коррекционных планов. Тщательный разбор записей позволяет определить сильные и слабые стороны ребёнка, установить зоны повышенного внимания и сформировать программу обучения.
При обнаружении нарушений развития речи в дневниковых заметках можно сосредоточиться на логопедических занятиях. При трудностях с концентрацией и сосредоточением в план занятий включаются упражнения на развитие внимания.
Постоянный анализ собранных данных отражает динамику развития ребенка. Специалист наблюдает реальный прогресс или отсутствие позитивной динамики в определенной области.
Это позволяет оценивать эффективность применяемых стратегий. Если методы не дают желаемого результата, анализ дневника помогает своевременно скорректировать их, подобрать другие упражнения и изменить общую стратегию коррекционной работы.
Роль дневника в общении с родителями
Дневник наблюдений — ценный способ налаживать связь с родителями. Его плюсы:
- Детальное фиксирование свидетельствует о внимательном наблюдении специалиста за развитием ребенка, а также за его достижениями и затруднениями.
- Полноценные описания и их совместное изучение дают родителям возможность глубже познакомиться с особенностями развития малыша, принимать участие в корректирующем процессе и оказывать влияние на него за пределами уроков.
- Факты уточняют сведения, предоставленные родителями, и дают истинное представление о развитии.
- Изучение записей в дневниках с родителями способствует установлению доверия, что является ключевым фактором продуктивной совместной деятельности.
Понедельничный колючий свитер выводит ребенка из себя, а воскресенье с поздним coucher делает утреннее пробуждение трудным.
Такие детали заметны только при плотной работе с родителями, ведь именно эти нюансы влияют на эффективность коррекционной работы.
Родителям, особенно если малыш совсем юный, рекомендуется ведение таких записей.