
Общались с Антоном Ткаченко, кандидатом педагогических наук, методистом программы «Учитель для каждого», учителем литературы и заместителем директора школы «Золотое сечение», а также автором. телеграм-канала «BegBulgakova»Антон поделился информацией о том, как цифровая эпоха способна побудить детей к чтению и какие действия можно предпринять для того, чтобы привлечь их к изучению драмы.
Более десяти лет Антон занимается изучением данной темы и издал книгу «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи». В ней содержатся полезные материалы для занятий: сценическая история пьес школьной программы, ссылки на видеозаписи спектаклей, фотографии и макеты стенографических решений, сопровождаемые описанием приёмов работы с театральным текстом. Преподаватели могут использовать QR-коды или библиотеку ссылок. Книга доступна для покупки по ссылке.
В чём трудность чтения пьес для учащихся?
Драма представляет сложность как для школьников, так и для опытных читателей из-за своей специфики: она одновременно художественный текст и профессиональный репертуар для театральной постановки. Это накладывает особую структуру: афиша, ремарки, разделение на акты и явления, что затрудняет восприятие при чтении без просмотра спектакля.
Автор в драме высказывается исключительно через ремарки, в отличие от прочих жанров, где автор описывает мысли и чувства героев. О том, что думают персонажи, какие эмоции испытывают в разных ситуациях и как развивается конфликт, читатель делает выводы из диалогов и монологов.
Для следования диалогам персонажей и воображения сцены необходима концентрация и развитое воображение. У современных подростков с первым, и со вторым возникают трудности.
Мозговые процессы у них сформировались под воздействием большого количества визуально-насыщенной информации: фильмов, компьютерных игр, коротких видео, ленты соцсетей. Адаптировавшись к информационному перенасыщению, мозг научился тратить мало энергии, но при этом быстро обрабатывать большой поток визуальных материалов и выхватывать из него самое полезное и интересное. В результате детям сложно долго сосредотачиваться на одной теме и делать глубокий анализ.
Сегодняшний подросток чаще всего выступает потребителем готового контента: визуала, звука и текста. Поиск информации по любой теме происходит быстро, что приводит к минимальному опыту креативного мышления и слабому развитию воображения. В результате сложно испытывать наслаждение от чтения художественной литературы, сюжеты которой далеки от современных подростов.
Мозг ученика сегодняшней школы отличается от мозга его предшественников.
Антон Ткаченко
Влияние цифровых технологий на изучение театральных произведений в образовательном учреждении.
Цифровая эпоха перевернула роль читателя и зрителя. Теперь у каждого есть возможность не только потреблять контент, но и создавать его. Школьники ведут блоги, делятся фотографиями и видео о себе и увлечениях. Это спровоцировало стремление к самовыражению и индивидуализации — творчеством занимаются все желающие, а не только узкая группа людей. Восприятие искусства также изменилось: если раньше читатели и зрители были пассивными наблюдателями, то теперь хотят быть активными участниками, соавторами и вступать в диалог с художественным материалом и друг другом.
Анализ произведения и формирование собственного мнения развивают критическое мышление. Этот навык помогает ориентироваться в потоке информации, отличать правду от лжи и основываться только на проверенных фактах.
Задача учителя литературы не только познакомить детей с текстом, но и побудить их его прочитать и сформировать свое мнение.
В цифровом мире каждый урок, например по изучению драмы, может стать интереснее, а дети — более любознательными книгами. Нет нужды посещать театр лично — спектакли доступны в записях.
Много способов работать с цифровыми материалами: можно посмотреть спектакль целиком, проанализировать его фрагмент или сравнить фрагменты спектаклей разных режиссеров. Например, школьники по всей стране могут увидеть запись интерпретации «Грозы» Андрея Могучего.
Антон Ткаченко
Анализ театральных постановок одной драмы позволяет рассмотреть текст с разных точек зрения. Много современных режиссёров ставят классику: Римаса Туминаса, Валерия Фокина, Льва Додина. Школьники замечают, что каждый постановщик по-своему интерпретирует произведение, при этом «правильного» варианта нет, просто разные. У подростков формируется умение не бояться ошибаться, высказывать свою позицию и уважать другую.
Ребенок не сможет понять свои вкусы, сформировать собственное мнение и научиться анализировать, если будет видеть только один «правильный» вариант. Литература и театр многозначны, и детям нужно увидеть разное, но с учетом возраста. Только в таких случаях, например, когда видят Раневскую в Театре Пушкина и Додина или Лопахина в исполнении Высоцкого и Петрова, развиваются глубокие дискуссии. Практически нет шанса, что они равнодушно воспримут произведение — каждый найдет что-то важное для себя или останется с вопросом.
Антон Ткаченко
Три подхода к повышению интереса школьников к чтению драматических произведений.
Основная задача чтения художественной книги — вступить с ней в диалог и найти личное значение. У каждого ребенка своя уникальная картина мира и способы восприятия: кому-то ближе звуковые образы, а кому-то — визуальные. Необходимо использовать как можно больше каналов восприятия, чтобы все ученики эффективно погрузились в текст.
1. Используйте цифровые технологии. В процессе знакомства с пьесой для лучшего восприятия текста учащимся стоит рассказать о её сценической истории.
- Изучить нестандартное оформление афиши спектакля.
- Представить снимки исполнителей одной и той же роли.
- Показать мнения экспертов и пользователей социальных сетей о данном вопросе.
Интересным заданием станет «Кастинг актеров» — ученики выберут известных артистов для ролей в пьесе.
Для разбора персонажей при первом прочтении в классе предложите ученикам распределить роли и выдайте каждому табличку с именем или фотографией своего героя. Это позволит четко понимать, чьи реплики принадлежат конкретным персонажам.
В драме «Гроза» роль Катерины исполняет Александра Юдина.
Фотография Людмилы Бурченковой
Развивайте способность понимать разные толкования и находите для себя личные значения. Учитель литературы стремится развить у учеников глубокое понимание драмы. Вместо оценок «нравится» или «не нравится» важно формировать субъектную позицию, где ученик — не пассивный слушатель, а активный участник творческого процесса. Для этого эффективны задания на сопоставление: сравнение актеров в одной роли, анализ одного фрагмента в разных интерпретациях.
Также важно анализировать сценические решения: декорации, костюмы, используемое пространство. Учащиеся изучают, как эти элементы раскрывают внутреннее состояние героев, тему произведения и соответствуют задумке автора.
Писание монолога по заданию поможет проанализировать персонажей.
3. Развивайте креативное мышление. В завершении работы с пьесой необходимо дать детям возможность осмыслить прочитанное и подведут итоги.
Другой вариант итогового задания — режиссерская экспликация, где разрабатывают замысел спектакля: главную идею, стиль актерского исполнения, оформление сцены, декорации и костюмы, подходящую музыку. Всё это описано в книге «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи».
Театральные материалы делают более глубоким изучение пьес. Дети, видя сценическое воплощение истории и создавая собственные интерпретации, погружаются в текст, ищут личный смысл и находят для себя значение чтения.
Антон Ткаченко
Материалы по теме:
- Пять доводов за создание школьной театральной студии.
- 4 современных формата школьного театра
- Обновление шедевров: 9 концепций для школьного спектакля