Фото: img.freepik.com

Содержание:

  • Особенности развития двигательной активности у детей с травматическим повреждением нервной системы
  • Возможные двигательные нарушения
  • Нарушения двигательных функций оказывают воздействие на другие аспекты развития
  • Организация стимулирующей среды для физического развития ребёнка с тяжёлыми моторными нарушениями в процессе повседневных занятий
  • Практические рекомендации для воспитателей
  • Комплекс упражнений и игр, направленных на совершенствование как крупной моторики, так и развития мелкой моторики

У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития часто возникают проблемы с освоением двигательных навыков, что требует проведения комплексной коррекционной работы.

Дефектолог Сергей Баранов поделился информацией о том, как обеспечить активное двигательное развитие детей с тяжелыми нарушениями моторики, как создать для них подходящую среду, какие упражнения следует подобрать и как интегрировать движения в их ежедневные занятия.

Каким образом формируется двигательная активность у детей с нарушениями аутистического спектра

У детей с тетрапарезом наблюдаются нарушения в нескольких областях: когнитивной, сенсорной, коммуникативной и двигательной. Как правило, также фиксируются значительные ограничения в двигательном развитии, обусловленные неврологическими повреждениями, такими как церебральный паралич, генетическими синдромами или нейродегенеративными заболеваниями.

В подобных ситуациях формирование двигательных навыков затруднено или вовсе невозможно. Ребенок может быть полностью зависим от помощи взрослого или лишь частично способен контролировать свои движения. Ему сложно сохранять устойчивое положение тела, согласовывать движения и осуществлять необходимые действия.

В таблице систематизированы проблемы, возникающие у детей с трудностями моторного развития на основных этапах формирования двигательных навыков.

Чему учится ребенок

Возможные проблемы

Сидеть

Мышечная слабость в спине и шее затрудняет удержание ребенка в вертикальном положении из-за нарушения мышечного тонуса

Стоять

Мышечная слабость и проблемы в суставах затрудняют поддержание равновесия, из-за чего ребенок не может сидеть самостоятельно, нуждаясь в опоре

Ползать

У ребенка наблюдается сниженная подвижность рук и ног, он не удерживает туловище, его движения плохо скоординированы, что препятствует освоению навыка ползания

Ходить

Нарушение баланса и неустойчивые движения, вызванные сокращением мышц, затрудняют передвижение. Для формирования навыков ходьбы ребёнку нередко требуется использование ортезов, ходунков или других вспомогательных средств

У детей с туберкулезным менингитом моторное развитие часто значительно отстает. Им может потребоваться больше времени, чтобы научиться переворачиваться, сидеть или ползать. Движения нередко выглядят скованными, несимметричными или демонстрируют плохую координацию. К возрасту 6–8 месяцев ребенок может испытывать трудности с удержанием головы и контролем над телом. В некоторых случаях наблюдаются необычные, повторяющиеся движения или тонические рефлексы. Ребенок может слабо реагировать на внешние раздражители и демонстрировать недостаток двигательной активности, например, не пытаться самостоятельно дотянуться до игрушки.

Зачастую можно заметить ослабление мышц шеи и корпуса, что проявляется в неспособности ребенка удерживать голову, сидеть или стоять без поддержки, а также свободно двигаться. Ограничения в восприятии и мышлении приводят к тому, что он редко начинает двигаться самостоятельно, и без специализированных занятий может не приобрести необходимые двигательные умения.

К возможным двигательным нарушениям относятся: спастичность, гипотония, атаксия, гиперкинезы, а также задержка развития мелкой моторики

У детей с ТМНР двигательные расстройства проявляются в разной степени: от проблем с выполнением элементарных движений до полной потери контроля над телом.

Двигательное нарушение

Как проявляется

Спастичность

Напряжение в мышцах становится чрезмерным. Движения ребенка ограничены, ему сложно полностью выпрямить руки и ноги. Постоянное напряжение может привести к развитию контрактур, при которых суставы теряют свою подвижность. Это явление нередко встречается при церебральном параличе

Гипотония

Мышечная ткань, напротив, характеризуется вялостью и недостаточной силой. Ребенку сложно самостоятельно сидеть, стоять и удерживать голову. Он быстро утомляется и демонстрирует плохую координацию движений. Гипотония нередко наблюдается при наличии генетических заболеваний

Атаксия

Нарушение координации движений проявляется в потере равновесия и неточности. Движения становятся неровными, руки дрожат, а шаги – неуверенными. Атаксия препятствует осуществлению любых точных и плавных действий, зачастую возникая вследствие поражения мозжечка

Гиперкинезы

Непроизвольные движения становятся резкими и неконтролируемыми. Ребенок совершает дергания, вращения руками, а также лишние движения. Это препятствует целенаправленной деятельности и затрудняет выполнение повседневных задач. Данный симптом часто наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях

Задержка развития мелкой моторики

У детей с тетра-МНР нередко наблюдаются трудности с точным управлением руками и пальцами. Им может быть сложно удерживать предметы, застегивать пуговицы, выполнять рисунки или заниматься лепкой. Это может негативно сказываться на развитии речи, снижать уровень самостоятельности и создавать препятствия в процессе обучения.

У детей с ТМНР часто наблюдаются сочетанные двигательные расстройства, что подтверждается диагностикой. Так, мышцы могут демонстрировать признаки избыточной напряженности и слабости одновременно, а движения – быть резкими, но не скоординированными. При смешанных нарушениях наблюдается неравномерность работы мышц: одна сторона тела проявляет большую подвижность, чем другая. В связи с этим, детям, страдающим тяжелыми двигательными нарушениями, трудно выполнять симметричные движения. Коррекция таких состояний представляет собой сложную задачу и требует комплексного подхода.

Двигательные нарушения оказывают воздействие на другие аспекты развития

Физические возможности, сила, координация и ловкость ребенка напрямую связаны с его двигательной активностью. Движение является основой гармоничного развития, оказывая влияние на мышление, речь, эмоциональную сферу и навыки коммуникации. Ограничение двигательной активности негативно сказывается не только на физическом состоянии, но и на общем развитии.

Низкая физическая активность негативно влияет на другие сферы жизни:

Сферы развития

Двигательные нарушения могут приводить к различным сложностям

Когнитивное

Ограниченный сенсорный опыт препятствует развитию интеллекта, а недостаточная двигательная активность сдерживает формирование сенсомоторного интеллекта, мышления и восприятия

Речевое

Затруднения с дыханием и управление мышцами, участвующими в артикуляции, замедляют и усложняют процесс овладения речью у ребенка

Психоэмоциональное

Зависимость от взрослых, сохраняющаяся на протяжении длительного времени, вызывает беспокойство, раздражение, апатию и способна спровоцировать депрессивное состояние; негативно влияет и сам дефект — ребенок ощущает свою неполноценность

Социальное

Недостаток взаимодействия со сверстниками может препятствовать формированию социальных навыков и нередко вызывает чувство изоляции

Физическое

Деформации позвоночника, затрудненное дыхание и нарушения кровообращения негативно влияют на самочувствие и уровень жизни

Ограниченная моторика негативно сказывается на познании окружающего мира, замедляет развитие мышления и восприятия. Недостаток движений приводит к скудному опыту, что препятствует развитию когнитивных функций и способностей. Кроме того, у ребенка снижается мотивация к обучению, он испытывает трудности с пониманием инструкций, и, как следствие, корректирующие мероприятия становятся более сложными.

Сергей Баранов

Организация стимулирующей среды для физического развития ребёнка с тяжелыми моторными нарушениями в процессе повседневных занятий

Для стимулирования двигательной активности у детей с тяжелыми моторными нарушениями необходимо обустройство специализированной развивающей среды. Она должна быть:

  1. Разработаны с учетом безопасности: не содержат острых углов и потенциально опасных элементов, чтобы исключить возможность получения травм у ребёнка.
  2. Они отличаются стимулирующим воздействием, заключающимся в использовании насыщенных цветов, разнообразных текстур и звуков, привлекающих внимание и побуждающих к активности.
  3. Игрушки и другие предметы должны быть расположены на доступной высоте, чтобы ребенок мог до них добраться без посторонней помощи.
  4. Подход является индивидуальным и ориентирован на уникальные потребности каждого ребенка.
  5. Элементы располагаются гибко, что позволяет удерживать внимание и избегать монотонности.

Игры для ребенка обычно организуют на полу, обеспечив поддержку, или в кресле, располагая игрушки на уровне груди. В первую очередь учитываются зрительные и тактильные ощущения. Необходимо регулярно менять положение тела ребенка, чтобы избежать усталости и предотвратить возможные осложнения.

Читайте также:
Игры с мячом: руководство для дефектологов, коррекционные мероприятия для детей с особыми образовательными потребностями

Подробнее

Для обеспечения комфортного положения используются специальные кресла, которые поддерживают шею, корпус и область таза, надежно фиксируют ребенка, предотвращая его смещение, и позволяют ему сидеть в вертикальном положении под углом примерно 90°. Во время еды необходимо, чтобы ребенок сидел прямо, с опорой для головы и корпуса, а для удобства удержания рекомендуется использовать ложки с толстой рукояткой.

Для стимулирования движений применяют технические устройства:

  • ортезы, корсеты, ходунки и вертикализаторы помогают удерживать тело и двигаться;
  • адаптивные кресла и коляски фиксируют ребенка и облегчают перемещение;
  • тренажеры и виброплатформы помогают разрабатывать суставы и мышцы;
  • сенсорные устройства, например, тактильные дорожки, мячи, подвесные системы, развивают восприятие и моторику;
  • коммуникативные устройства с альтернативными способами общения мотивируют взаимодействовать и учиться.

Благодаря такой среде ребенок получает больше возможностей для активности, освоения новых умений и обретения уверенности в себе при решении повседневных задач.

Практические рекомендации для воспитателей

Профессионалы, оказывающие помощь детям с трудностями моторного развития, обязаны поддерживать их физическую активность и содействовать адаптации в общении с другими детьми.

Что можно делать каждый день:

  1. Для организации комфортного пространства рекомендуется использовать трансформируемую мебель. Следует выбирать кресла с поддержкой поясницы и шеи, а также добавлять валики и подушки для обеспечения устойчивого положения тела. Это позволит ребенку сохранять корректную осанку во время занятий и приема пищи.
  2. Для уменьшения усталости и предотвращения возможных проблем, таких как искривление позвоночника, необходимо регулярно менять положение тела ребенка, обеспечивая ему поочередно позы сидя, лежа и с поддержкой.
  3. Необходимо стимулировать двигательную активность. В занятия стоит включать базовые упражнения, например, попытки достать игрушку, аплодисменты и перекатывание мяча. Эти элементы должны быть интегрированы в игру, а не представлять собой самостоятельную физическую нагрузку.
  4. Необходимо стимулировать активность. Чтобы побудить ребенка к участию, предлагайте ему привлекательные игрушки, включайте музыку и предоставляйте возможность исследовать различные предметы. Любой, даже незначительный отклик, свидетельствует об успехе.
  5. Совместная работа с другими специалистами предполагает обсуждение наиболее эффективных подходов для ребенка и совместное планирование занятий с логопедом, инструктором по лечебной физкультуре и психологом.
  6. Необходимо формировать среду, способствующую инклюзии, вовлекать ребенка в коллективные игры, праздничные мероприятия и утренники.
  7. Взаимодействие с родителями предполагает отслеживание достижений ребенка, проведение консультаций и оказание помощи в разработке индивидуального плана развития для занятий дома.

Для каждого ребенка с трудностями в обучении необходим индивидуальный подход. Специалист анализирует характер и выраженность нарушений, разрабатывает задания, соответствующие возможностям ребенка: упрощает объяснения, разбивает задачи на последовательные этапы. Скорость обучения корректируется с учетом самочувствия и уровня утомляемости ребенка.

Педагог систематически корректирует цели, учитывая имеющиеся ресурсы и даже незначительные достижения. Он внимательно следит за развитием, отмечает факторы, способствующие успеху, и те, что создают препятствия, и при необходимости изменяет подход к работе.

Благодаря такому методу ребенок может осваивать материал в удобном темпе и добиваться наилучших результатов.

Комплекс упражнений и игр, направленных на совершенствование крупной моторики и развитие мелкой моторики

Для коррекции двигательных навыков у детей с ТМНР необходимы систематические и тщательно разработанные занятия. Физические упражнения и игровые методики должны способствовать укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, улучшению пространственной ориентации и повышению уровня независимости.

Примеры практических занятий, которые можно интегрировать в рутинную деятельность:

Цель активности

Тип активности

Как выполнять

Чем полезно

Упражнения для крупных мышц

Пассивная гимнастика

  • мягко сгибать и разгибать руки и ноги ребенка
  • разрабатывать суставы, удерживая их в безопасных амплитудах
  • делать круговые движения в плечах, тазобедренных и коленных суставах

помогает сохранить подвижность суставов

Упражнения на фитболе

  • класть ребенка животом или спиной на мяч, покачивать в разные стороны
  • помогать удерживать равновесие, поддерживая таз или плечи

развивает баланс, ощущение тела

Укрепление корпуса с опорой

  • посадить ребенка с опорой на подушки или в адаптивное кресло и попросить тянуться за игрушкой

укрепляет мышцы спины и живота, улучшает контроль позы

Игры, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений

Перекатывание мяча

  • сесть напротив ребенка, покатать яркий мяч в его сторону
  • поощрять его толкать мяч руками или ногами

стимулирует зрительно-моторную координацию и интерес к движению

Игры с тактильными дорожками

  • разложить на полу коврики с разной фактурой, например, щеточки, пуговицы, крупа в мешочках
  • пусть ребенок ползает, шагает или проводит руками по дорожке

активизирует сенсорные зоны, развивает координацию и опору на ладони и стопы

Подвижные игры с музыкой

  • включить ритмичные мелодии, хлопать в такт
  • предлагать простые действия: поднять руки, повернуться, потопать

помогает развить ритм, внимание, умение подражать

Сенсорные и повседневные активности

Игры с водой и песком

  • предлагать переливать воду, сжимать губки, просеивать песок, доставать игрушки

развивают мелкую моторику, сенсорную чувствительность, расслабляют

Позиционирование в вертикализаторе

  • размещать ребенка в вертикализаторе, предлагать игру на уровне рук
  • использовать столик с кнопками, мячами, сенсорными панелями

формирует навык стояния, укрепляет ноги, стимулирует руки

Прогулки с поддержкой или ходунками

  • помогать передвигаться с опорой, двигаться по ровной поверхности
  • добавлять задания: дойти до игрушки, обойти препятствие

повышают выносливость, активизируют навык шагать

Занятия необходимо проводить в атмосфере спокойствия и поддержки. Ключевым является:

  • постоянно наблюдать за реакцией ребенка;
  • избегать переутомления;
  • подбирать задания по силам, но постепенно усложнять.

Данная методика способствует развитию двигательной активности, уверенности в своих движениях, самостоятельности и помогает исправить нарушения моторики у ребенка с тяжелыми нарушениями речи.