
Фотография: Warner Bros. Pictures. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Светлана Моторина – просветительница и журналистка, создатель телеграм-канала «» . Учимся учить иначеНовый ГОСТ школьной формы не решит проблему буллинга в школах, утверждает эксперт.
На прошлой неделе объявилиК концу 2024 года появится ГОСТ школьной формы. Стандарт, по словам Роскачества, определит перечень одежды этой категории и предъявит требования к форме, материалам и маркировке изделий. Форма станет единообразной по стилю, конструктивным решениям и сочетанию цветов.
Я провели по этому поводу опрос в своём. ТГ-канале «Учимся учить иначе», где собраны учителя и родители. Вот что получилось:
В этом вопросе единого мнения нет. Ради хорошей школы и качественного образования дети с родителями согласны на приемлемую форму обучения.
Я не люблю форму, сын мой тоже ее терпеть не может, отец/мужчина, бывший «суворовец», относится к униформе спокойно. Мы понимаем, что это недостаток нашей школы, с которым готовы мириться ради множества других плюсов. Потому приняли это правило и не спорим с ним.
Мне очень нравится, что не нужно ежедневно думать о том, во что одеть сына. У него три рубашки, две пары брюк, один пуловер, и эта форма стирается каждый день. Еще есть спортивная одежда по правилам, и каждый элемент этого гардероба стоит недешево.
Перед началом учебного года — у меня ещё один ребёнок идёт в школу — придётся потратить больше пятидесяти тысяч рублей.
Мнения о снижении травли после введения единой формы не имеют оснований. Как эксперт, заявляю: связь отсутствует. исследованияДети могут одинаково выглядеть в школьной форме, но издевательства будут происходить по другим причинам.
Например, школа может быть элитной, и кого-то посчитают «неуспешным». Или наоборот, в школе высмеивают желание учиться.
В Европейской гимназии, где мой сын учился до прошлого года, не было униформы, а приветствовался максимальный комфорт. Дети учились разные: для одних деньги на обучение в этой школе — это половина семейного бюджета, для других — незаметные суммы. Но сын никогда не знал, кто у кого родители, кто где отдыхал и так далее. Об этом просто не принято было говорить. Такую культуру поддерживали учителя, которые были авторитетами для детей.
Нет оснований для травли. Одежда, вес, интеллект ребенка, наличие у него очков – эти факторы могут стать триггерами, но педагоги должны оперативно контролировать их влияние. Единственной реальной причиной травли являются равнодушные взрослые, которые живут установками «дети сами разберутся», «так играют», «это такой возраст» и т.д.
Взрослые своим поведением показывают детям, как нужно себя вести. Постоянно в школе важно давать два сигнала: «Это хорошо, это одобряется» или «Это у нас запрещено». Не обращать внимание на травлю и не учить детей ее предотвращать — самый печальный сигнал со стороны взрослых: «Мне всё равно».
Внедрение формы в школу, где уже есть культура буллинга, не уменьшит количество случаев насилия по отношению к ученикам. Форма решает другие задачи: формирует чувство принадлежности, помогает семьям экономить на одежде, создает равные условия для всех слоёв общества, привносит ауру серьёзности и т. д. Но профилактика травли — это только неравнодушные взрослые.
Материалы по теме:
- Враждебная обстановка в школе, проигнорированные проблемы учащихся и безразличие администрации — всё это послужило причиной решения мамы перевести сына на дистанционное обучение.
- «Мама, я порезала себе руку»: рассказ о последствиях поощрения издевательств в учебном заведении.
- Combating Bullying: A Family and School Partnership