
Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Доктор педагогических наук, специалист по конфликтам, руководитель и основатель некоммерческого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «МИРНО». Наталия Сченснович Создана технология, способствующая проведению учителями рефлексии по итогам учебного года. В данной статье рассмотрены её возможности применения.
Зачем подводить итоги года
Подводить итоги года полезно для самопознания: понять, кто я и чего достиг. Также это помогает определить, что ещё хочется реализовать. Глубокая рефлексия позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны, а также сформулировать новые цели.
Существует три этапа подведения итогов по определённой причине.
- Выявляют прогресс Это приносит чувство удовлетворения и радости от достигнутых результатов.
- Анализируют ошибки — помогает разобраться, почему что-то не удалось, и как это исправить.
- Определяют новые цели Позитивный опыт вместе с осознанием цели усилия мотивирует: становится понятно направление движения и путь к нему.
Незнание начала, конца и направления жизни путает, отнимает внутреннюю опору и чувство управления ею.
Наталия Сченснович:
Отсутствие перспектив развития и целей хотя бы на следующий год неизбежно ведёт к ощущению безнадёжности и выгоранию.
Как подвести итоги года
I. Сформулировать успехи
На данном этапе учитывают не оценки и грамоты у ребенка, или рейтинги и процент сдавших ЕГЭ у учителя, а личностный рост. Эта стадия позволяет увидеть, как конкретный человек претерпел изменения за год: чему новому он усвоил, какие качества приобрел, какие новые возможности открылись благодаря этому.
В завершение учебного года совещание педагогического коллектива может стать стимулом для развития, если участники его презентуют свои достижения.
Наталия Сченснович:
Возможно, человек участвовал в мероприятии два раза, один или вообще ноль раз. Это не означает, что не произошёл рост. Учебный год — огромный срок, за который многое меняется. Конечно, проще взглянуть в журнал и посмотреть оценки или посчитать грамоты, однако это не отображает истинную картину и в будущем ничего не решает. Есть множество примеров, когда человек учился неважно, был хулиганом, но преуспел в жизни, а отличник, на которого возлагали надежды, так и не состоялся. Гораздо важнее посмотреть глубже, понаблюдать, вывести на поверхность позитивные перемены и личностные успехи каждого.
II. Признать ошибки
Эта стадия необходима не для взаимного унижения или отчаяния. Понимание причин промахов и путей улучшения стратегии создает крепкий фундамент для развития.
Ребенок установил, что главные трудности связаны с выполнением домашних заданий. Возможны разные причины: ему может быть сложно управлять временем, чтобы не тратить слишком много времени в социальных сетях и оставаться сил на уроки. Или же он не понимает важности домашней работы — в этом случае нужно обсудить ее смысл.
III. Поставить цели
Анализ неудач помогает выявить области для улучшения в будущем. На этой основе формируется стратегия изменений, предусматривающая конкретные шаги и ожидаемые положительные результаты. Этим этапом сопровождается рост уверенности и мотивации.
Ощутимый смысл школьных предметов важен как для учащихся, так и для педагогов.
Наталия Сченснович:
Мой любимый пример из практики: я спрашиваю историков, зачем детям, сдающим профильный математический экзамен, нужен их предмет, чему большему это научит. Тогда выясняется, что история — это не просто даты и имена, а причинно-следственные связи, логика событий, умение делать выводы, видеть риски и перспективы. Эти навыки безусловно нужны будущим специалистам в технических областях.
В завершение размышлений выражаю благодарность за минувший год, как самому себе, так и окружающим людям.
Эта технология универсальна и подойдет:
- учителям — в формате педсовета;
- Ребятам с первого по одиннадцатый класс — на уроках в классе, и учащимся колледжей.
- родителям — для бесед с детьми.
Подписывайтесь на телеграм-канал Наталии.